З Майданом у серці

Середа, 29 серпня 2012, 11:09

На календаре последние дни дождливо-жаркого августа, а под дверями квартир томятся, дружелюбно шурша подарками, социальные участковые и прочие "добрые люди".

Многочисленные благотворительные фонды так и норовят отправить детей в летний лагерь, подарить старикам лишнюю банку сгущенки вместе с тонометром или отремонтировать площадку перед домом.

А над всей этой суетой встает в рост, просматриваясь сквозь дырявое сито новостей, вылепливаемое заботливыми руками власти Будущее Благополучие.

Это значит, что предвыборная кампания наконец-то началась! С чем и хочется поздравить украинское общество. Его ждут аттракционы и развлечения, тонны хороших новостей, а его нужды будут услышаны.

Конечно, мы понимаем, что бал закончится в полночь, электорат снова станет народом, кучер – крысой, а социальные выплаты провалятся в дырявые карманы...

Словом, чуда не случится, и следующие года три Украина все так же будет содрогаться в кризисной эпилепсии.

Но к чему торопить события? Почему бы на несколько мгновений не отвлечься от мрачных предчувствий и не посмотреть на ситуацию так, как она того заслуживает.

Как на порочное, циничное, дорогое и яркое шоу. Как смотрят на него, сверяясь с Его Величеством Рейтингом, господа режиссеры.

"Экономика? – Да кто в ней разбирается? Лучше подберем эпитет погромче – современная, новая, да хоть божественная! А чтоб народ не морочился, добавим про зарплаты в тысячу долларов и спровоцируем скандал, ну например, с языком.

И ничего, что язык далеко не самое больное место – если хорошенько ударить, заболит!

В общем, предвыборное шоу началось, его организаторы стараются ради нас, поэтому негоже, чтобы их усилия пропали зря.

Жаль, времени мало – ведь в концертной программе одних только сольных выступлений заявлено три тысячи!

А сцена одна, артисты толкаются, пытаясь выступать одновременно и удержать на себе если не внимание зала, то хотя бы свет софитов – поневоле растеряешься!

Пробежимся по командам конкурсантов с самыми высокими бюджетами. Уж у них-то найдется чем удивить!

Красная Жара 

Подкрашенные флаги и выправленные словесным макияжем лозунги. КПУ, которую в 2006-2007 хоронили легкомысленные политологи, потрясает вновь возросшими рейтингами.

На фоне общей безыдейности, реклама "группы в красных купальниках" смотрится бодрым приглашением в ностальгию для публики постарше.

Младших подманивают сказкой, просроченной, если верить тезисам XXII съезда КПСС, лет на тридцать.

И вроде бы в репертуаре нет ничего нового, но после дешевого информационного фаст фуда вкус мороженного за 15 копеек кажется не таким уже плохим.

А если в буфет завезут водку и колбасу, то образ "страны которую мы потеряли" в желудке избирателя станет почти осязаемым.

Поэтому стоит ли удивляться успеху этих "старых песен о главном" у успевшего разочароваться в земляках юго-восточного избирателя?

Конечно, идеологически состав труппы выглядит как страшный сон Карла Маркса, но пожилому зрителю об этом думать не хочется. Его взор притягивают задорные красные галстуки, а не оплывшие подбородки над ними.

Мысли зрителя помоложе занимает скорее тот факт, что за входные билеты здесь еще и доплачивают. К слову, специально для молодых привычный к басовитым маршам коллектив разучил несколько попсовых реприз.

Петр Симоненко охотно акцентирует внимание на "омоложении" своей фан-зоны, поэтому в зрительный зал стоит бросить взгляд. Кроме привычно создающих за пятьдесят гривен массовку "пионеров" и "комсомольцев" с флажками, определенный процент молодежи таки пополнил ряды потенциальных симпатиков КПУ.

Заслуги самих коммунистов в их притоке минимальны. Их мотивация проста и объясняется двумя причинами.

Частично разочарованием в главном ансамбле отечественной политики. Но в большей степени собственным местом в "зрительном зале".

Когда не с чем сравнивать, люди цепляются за узнаваемые, упрощенные образы не задумываясь. Если сегодня Украина имеет довольно скромные успехи в развитии, то молодежь обращается к привычным для ее среды обитания местным "дедовским" мифам.

Где-то это идеал национального государства, где-то СССР. Прошлое часто притягательно, когда не знаешь всей его подоплеки.

Дети Кукурузы

О том, что класть все яйца в одну корзину не нужно – сегодня расскажет любой учебник по маркетингу. О том, что с безграмотностью кампании "Украина – вперед!" может поспорить только ее размах, – любой человек с минимально развитым критическим мышлением.

Их программа? Ничем не выделяется на фоне цветастой макулатуры – такой же справочник оксюморонов как и другие.

Вывешенная на сайте экономическая стратегия "Новая экономика"? Набор звучных фраз, за которыми не просматривается адекватных решений.

К примеру, "тотальная дерегуляция" звучит уж очень по-геббельсовски.

Очевидно фейерверки и салюты, сверкающие блестки над зрительным залом, складывающиеся в скромно улыбающийся образ лидера "Украина – вперед" – это и есть главная фишка их номера.

Детишкам наверняка нравится. Почти Майкл Бэй с его громыхающими железяками. По крайней мере, смысла столько же.

И все же, вычеркивать Наталью Королевскую из списка победителей общенационального фестиваля не стоит. Хотя бы потому, что денег на кампанию там явно потрачено больше чем на государственную космическую программу за последние два-три года.

Хватит на взвод маленьких "Вече".

Или кто-то всерьез считает, что люди, вложившие в финансирование проекта крупные суммы денег, способны легко пережить расставание с ними?

Что если и здесь перебраться через пятипроцентный барьер одной молодой активной партии помогут? "Как?" – спросит читатель. Дым и зеркала. То есть, малость админресурса при пересчете голосов.

Для зрителей – ничего не изменится, а уважаемые люди получат шанс не только вернуть, но и приумножить вложенный капитал. Разумеется, это всего лишь невинное предположение. Данное в ощущениях.

Коней на переправе не меняют, или "лошадиная" мудрость партии власти

Партия регионов – организация чуждая любому свободомыслию и творческому полету мысли. Какое уж тут шоу в исполнении бронзовых монументов?

И в самом деле, какой креатив или развлечение можно углядеть в выступлениях говорящих голов партии? Стабильность достигнута, следующий пункт – Благополучие. Все предельно серьезно.

Но это только потому, что человек на сцене – это лишь маленькая часть праздничного перформанса. В главной труппе страны прекрасно понимают разочарование и раздражение зала, причем значительно возросшее.

Слова и лозунги – фон для самых преданных поклонников, привязанность которых ну просто феноменальна.

В остальном же регионалы полагаются на достаточно богатый набор знакомых приемов.

Майдан ничему не научил Партию регионов?

Отчего же. Он подарил технологический опыт и теперь местные администрации больше не ждут приезда "чужих" ораторов, а легко превращают городские площади в места для проведения ярмарок, концертов и соревнований.

Теперь один любительский пикет "против" теряется среди десятка митингов "за". Подтанцовка отлично знает свое дело.

Получив прививку от "мягких протестов", власть научилась использовать такие же "мягкие" действия.

Для нее победа на выборах – это победа в борьбе за пространство. Ведь тот же Майдан был важен как пространственный символ.

В шоу мысли и намерения никому не интересны – только их зрительное воплощение. Отсюда флаги на государственных учреждениях и прочие отметины, дающие зрителю понять, кто здесь директор театра.

Выглядит это предельно просто. Очередной суржикоговорящий оратор привлекает общее внимание к метафорической сцене. В это же время вахтеры в погонах легко изолируют любых протестующих от остального зала и скоренько выведут самых недовольных куда-нибудь в подсобку.

Пусть протестуют в темноте и вдали от глаз. Главное – все делать предельно спокойно, как бы понарошку. И у других зрителей не возникает чувства сопричастности, а Благополучие все приближается и приближается.

Со времен Ирвина Гофмана только ленивый не сравнивал политику со спектаклем. Так вот, в нынешней избирательной кампании спектакль окончательно вырос, трансформировался в шоу, со всеми отличительными чертами и недостатками этого мероприятия.

Быстрее, ярче, крикливей. То, что раньше использовалось как украшение, теперь превратилось в самоцель.

Набираемые на роль соломенных псов спортсмены, певцы и писатели сделали "эффект ореола" просто всеохватывающим. Рассчитывая привлечь избирателя, политики даже не задумываются, что свет приглашенных звезд только сильнее подчеркивает убожество стратегий и поступков.

Свадебные генералы источают патоку слов и клянутся в верности абстрактному, даже не присутствующему при их клятве народу.

Как бы не оказалось через пару лет, что в стране стало на несколько претендентов в моральные авторитеты нации меньше.

Символом же всей избирательной кампании без сомнения является "Майданс". Разве не смешно, что в самый ответственный за последние два года период главная площадь страны окажется во власти пляшущей массы?

Пародия на недавнее прошлое.

Прозрачная насмешка над всем тем, что в 2004 называли ценностями.

Шире эта насмешка  может стать только если танцующим раздать футболки с партийной символикой. 

Андрей Колесник, политолог, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Як звати невідомого солдата?

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції