Неучтенные миллиарды Ахметова, Пинчука, "ИСД", "Привата" и Жеваго

Четверг, 15 марта 2007, 13:15

"Да они меня выставили просто нищим!". Так прореагировал один из украинских миллиардеров, когда прочитал оценку своего капитала в рейтинге американского журнала Forbes.

В ежегодный листинг самых богатых людей мира попало уже семь отечественных капиталистов. По версии издания, количество украинских миллиардеров за год увеличилось вдвое.

Также вдвое, считает Forbes, выросла стоимость бизнеса у капиталиста номер один в Украине Рината Ахметова.

Если в марте прошлого года Forbes оценил активы Ахметова в 1,7 миллиарда долларов, то теперь они поднялись до 4 миллиардов.

Виктор Пинчук за год также увеличил свой достаток более чем вдвое – до 2,8 миллиардов долларов.

С 1,2 миллиардов до 2 вырос в капитале и рейтинге совладелец "Индустриального союза Донбасса" Сергей Тарута. Во столько же оценили активы его партнера секретаря Совбеза Виталия Гайдука.

Новоявленными фигурантами списка Forbes стали владельцы группы "Приват" Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов – их активы издание оценило в 1,2 миллиарда долларов.

А завершил украинскую великолепную семерку Константин Жеваго с одним миллиардом.

Рейтинг украинских миллиардеров по версии Forbes (в миллиардах долларов)

Почти все из них названы журналом Forbes как self-made – то есть людьми, которым бизнес достался не по наследству. Только напротив Гайдука и Коломойского стоит отметка: "нет информации".

Рядовому обывателю приведенные цифры могут показаться неземными, однако есть основания полагать, что эксперты авторитетного американского издания поскромничали в оценке имущества украинских "владельцев заводов, газет, пароходов".

Даже минутный подсчет капитализации ведущих предприятий, принадлежащих Ахметову, свидетельствует о том, что стоимость его активов на порядок выше.

Так, по данным инвестиционных компаний, текущая капитализация Харцызского трубного составляет $1,4 миллиарда, "Азовстали" – 2,5 миллиарда, Енакиевского меткомбината – 100 миллионов, Авдеевкокса – 400 миллионов, Запорожкокса – 100 миллионов, Центрального ГОКа – 1,02 миллионов, Северного ГОКа – 2,6 миллиарда. Итого, получается 8 миллиардов с хвостиком.

Да, не на всех из этих предприятиях Ахметов имеет 100% акций, однако в любом случает это дает куда больше четырех миллиардов. А ведь мы не учитывали ни ахметовские банки, ни телекомуникационные компании, ни машиностроительные предприятия, ни святая-святых – донецкий "Шахтер".

Также, считают эксперты, существенно занижена стоимость предприятий и компаний Игоря Коломойского.

"Его империя, при том, что он там не один партнер, достаточно большая и стоит дороже", - говорит аналитик Андрей Беспятов из инвесткомпании "Драгон Капитал".

Не согласен он и с тем, что суммарно активы Таруты и Гайдука оценены фактически одинаково с бизнесом Ахметова. "Если брать ИСД, то, думаю, он находился бы где-то на третьем месте после СКМ и так называемой группы "Приват", - считает он.

Альтернативная оценка бизнеса Таруты и Гайдука прозвучала в начале февраля, когда топ-темой стала информация о переговорах про слияние между холдингом "Газметалл" Алишера Усманова и "Индустриальным союзом Донбасса". Тогда же российский бизнесмен оценил стоимость возможного партнера в $5–7 миллиардов.

Более-менее корректно, по мнению экспертов, Forbes оценил активы Пинчука. Хотя очевидно, что и 2,8 миллиарда долларов меньше реальной суммы. Его "Укрсоцбанк" итальянцы готовы купить за $1,4 миллиарда . А только трубно-колесный бизнес группы "Интерпайп" оценивается в $2 миллиарда.

Неизвестно, почему до этого времени западные эксперты не замечали украинского миллиардера Константина Жеваго, один Полтавский ГОК которого стоит порядка миллиарда долларов.

Более того, эксперты уверены, что в Украине легко можно набрать еще десяток миллиардеров, которые не попали в классификацию Forbes. "Возможно, они определяют группу людей, которые на слуху, а потом их оценивают", - подозревает Андрей Беспятов.

Так же неясно, удалось ли Forbes проследить все аффилированные предприятия, посчитали ли они активы родственников как одно целое с номинантом или отдельно.

Есть и другие странности – в прошлом году в Forbes не был представлен Виталий Гайдук, хотя он имеет одинаковые доли с Тарутой. Правда, в этом году журнал оценил их активы поровну.

Миллиарды "на глазок"

Один из миллиардеров, фамилия которого фигурирует в рейтинге Forbes, в ответ на просьбу оценить бизнес украинской семерки, привел совсем другие цифры.

Так, активы Ахметова он оценил приблизительно в 20 миллиардов – учитывались такие факторы, как тесный отношения с премьером, отсутствие крупных долгов по кредитам, вертикальная интеграция в горно-металлургическом комплексе и единоличное владение компанией.

Фото А.Андриевской

Активы Пинчука собеседник "Украинской правды" оценил в 7-8 миллиардов, значительный вес в которых составляет "Укрсоцбанк". Стоимость Пинчука станет еще выше, когда появится ясность с Никопольским заводом ферросплавов.

Группа "Приват", основными акционерами которой являются Коломойский с Боголюбовым, может потянуть на 8-12 миллиардов. Только за "Приватбанк" в случае продажи можно запросить три миллиарда долларов. Не меньше, чем по полтора-два миллиарда стоят также горно-металлургические активы, ферросплавный и нефтяной бизнес "Привата".

"Индустриальный союз Донбасса" в оценке бизнесмена тянут на 4-6 миллиардов долларов. Причиной тому большое число привлеченных кредитов, которые, по слова самого Сергея Таруты, занизили бы стоимость холдинга при выходе на ІРО. Кроме того, расправить крылья ИСД мешает отсутствие собственной сырьевой базы для железной руды. Зато компания наращивает свой бизнес в Европе.

Самый молодой из украинской семерки, 33-летний Константин Жеваго, реально может стоить от трех до пяти миллиардов за счет его активов в энергетике, финансовом секторе, машиностроении. Сам Жеваго хочет дополнить свой горно-обогатительный комбинат новым металлургическим заводом, который он якобы собирался построить.

Причина улыбки Ахметова

Итак, все эксперты согласились с мнением, что Forbes существенно занизил стоимость бизнеса украинской элиты.

Проблема в том, что неизвестна методика подсчета при составлении рейтинга журнала. "У каждой компании есть свой подход, что и как они учитывали. Вопрос, брали они историческую или балансовую стоимость активов? Или рыночную капитализацию компаний, которые котируются на биржах?", - отмечает аналитик Беспятов из "Драгон Капитал".

В прошлом году "Драгон Капитал" совместно с газетой "Kyiv Post" проводили свое исследование.

"Тогда активы Ахметова нами были оценены в $11,8 миллиарда. И последовала реакция Рината Леонидовича – он сказал, что его активы сильно занизили. Поэтому, если исходить из этой цифры в 4 миллиарда по версии Forbes, то Ахметов просто тихо улыбнется", - отметил эксперт.

В том же рейтинге "Драгон капитал" и газеты "Кyivpost" бизнес Пинчука стоил $3,7 миллиарда, Коломойского – $2,8 миллиарда, Боголюбова – $2,4 миллиарда, Жеваго – $1,9 миллиарда, Таруты и Гайдука – $1,7 миллиарда.

Регулярно свое исследование готовит польский журнал Wprost.

Рейтинг украинцев в списке 100 самых богатых людей Центральной и Восточной Европы (в миллиардах долларов)
Не зная методологии исследования, сложно объяснить и природу роста стоимости активов почти в два раза, которую зафиксировал Forbes. Хотя самым распространенным объяснением является рост украинского фондового рынка.

"Растет индекс ПФТС, капитализация Украины растет, а значит, растет и собственность миллиардеров", - отмечает экономист Александр Пасхавер. По его словам, за прошлые 12 месяцев капитализация Украины выросла как раз почти в два раза.

Другой причиной для увеличения стоимости активов могла стать большая прозрачность компаний, что позволило инвесторам оценивать их лучше. Чем больше транспарентности, тем охотнее покупают акции компаний, утверждают эксперты.

В то же время, серьезным препятствием является неясность структуры многих украинских бизнесменов. Трудно проследить финансы компании, их принадлежность и аффилированость. Часто все заканчивается на оффшорах, чьи бенефициарии не всегда очевидны.

Поэтому, поясняют инвестспециалисты, при консервативном подходе (как у Forbes) активы оцениваются в более низкую сумму, при менее консервативном (скажем, у Wprost) – в большую.

Но о реальном положении могут знать только хозяева…

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде