Трагедия на бульваре Шевченко. Дело "Фирташ VS Калиновский"

Четверг, 7 июня 2007, 13:41

На прошлой неделе в некоторых СМИ появилась информация о дорожно-транспортном происшествии на бульваре Шевченко, в результате которого на месте погиб прапорщик внутренних войск.

Возможно, о ДТП никто бы и не узнал, если бы подозрения о виновнике аварии не пали на секретаря Киевского городского совета Олеся Довгого. Позже выяснилось, что тревога была ложной – господин Довгий не находился на месте происшествия, а, по неподтвержденной информации, имеет лишь доверенность на управление одним из автомобилей, учавствовавших в аварии.

Истинным виновником катастрофы оказался куда менее публичный, но такой же скандальный молодой человек. Обычного секретаря горсовета, пусть даже столичного, вряд ли охраняло бы такое количество людей в черном, сколько сейчас находится на этаже одной из частных клиник Киева.

Там в палате с тяжелыми травмами лежит двадцатидвухлетний Сергей Калиновский – бывший пасынок одного из самых богатых людей страны, совладельца газового монополиста RosUkrEnergo Дмитрия Фирташа.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Факт родства Калиновских и Фирташа не известен широкой общественности. Однако это не тайна в среде журналистов. Уже с первого дня после аварии некоторые СМИ стали посвящать этому событию пристальное внимание.

Ажиотаж вокруг ДТП с участием сына известного бизнесмена может показаться излишним, если не знать особенности отношений между членами этой семьи.

Сергей и Александр Калиновские являются сыновьями от первого брака Марии и Зиновия Калиновских, брак которых распался в начале 90-х.

Через некоторое время Мария Калиновская вышла замуж за Дмитрия Фирташа и стала Марией Михайловной Фирташ. Она была старше будущего газового олигарха почти на десять лет.

По данным "Украинской правды", Мария Фирташ числится основателем трех фирм - ООО "Гермес", ООО "КМИЛ" и ООО "Текстиль-модем". Все эти компании были зарегистрированы в период брака с Дмитрием Фирташем.

Кроме того, в девяностые годы Мария и Дмитрий Фирташ построили несколько небольших компаний в городе Черновцы.

Стоит отметить, что официально в Украине господин Фирташ является учредителем только одного предприятия – ООО "Баскетбольный клуб Киев", где ему принадлежит 80% акций.

По данным британского издания Financial Times, семья также имела дом в Берлине и владела немецкой компанией MDF Transspeditions, которая занималась автомобильными перевозками. (Кстати, обвиняемый Сергей Калиновский какое-то время учился в Германии.)

Близкие к Фирташу люди утверждают, что брак был фиктивным. Так или иначе, но пара прожила в законном браке около 14 лет. Примерно два года назад кто-то из супругов решил, что брак потерял смысл. Вряд ли после стольких лет совместного проживания у Фирташей не возник имущественный спор.

Так или иначе, развод был не полюбовный – Мария и Дмитрий Фирташ судились в Соломенском суде Киева. По некоторым данным, пара там так и не появилась – вместо них на заседания ходили адвокаты.

По информации "Украинской правды", сейчас, спустя два года Мария Фирташ намерена оспорить решение суда о разводе и либо восстановить брак, либо поменять условия раздела имущества.

Как рассказал "УП" близкий друг семьи Калиновских-Фирташ, "Мария Михайловна уверена, что у нее получится это сделать, и она намерена восстановить справедливость – пусть это будет не 50 на 50, а хотя бы 30 на 70".

Не исключено, что намерения Марии Фирташ, которая после развода уже получает очень приличную ежегодную компенсацию, продиктованы еще и тем, что два года назад у суда могло и не быть официально подтверждения того факта, что Дмитрию Фирташу принадлежит 45% акций RosUkrEnergo.

Очевидно, опасность судебного разбирательства понимает и сам господин Фирташ.

Видимо, именно поэтому с первого дня расследования аварии обстоятельства ДТП активно освещает телеканал "Интер".

Как известно, в начале текущего года три телеканала Фирташа – К1, К2 и "Мегаспорт" перешли в управление компании "Украинская независимая ТВ-корпорация", владеющей "Интером".

Любопытно, что в своих сюжетах "Интер" ни разу не упомянул о родственных связях Сергея Калиновского.

То есть авария освещалась как банальное ДТП, хотя, по информации "Украинской правды", журналисты информационной студии прекрасно знали, какая фамилия фигурирует в деле.

Казалось бы, влиятельный экс-отчим виновника происшествия – Дмитрий Фирташ – должен был использовать все доступные рычаги влияния, чтобы правосудие отнеслось к преступлению его, пусть даже не родного отпрыска с максимальной благосклонностью.

В действительности же ситуация развернулась с точностью до наоборот. Уверенность в безнаказанности столичных мажоров стала элементом внутрисемейных разборок.

КАК ЭТО БЫЛО

Трагедия на бульваре Шевченко произошла рано утром 30 мая. Накануне Сергей Калиновский оформил на себя доверенность на новый автомобиль BMW M6 кабриолет с госномерами АА 6777 СК. Машина поставлена на учет совсем недавно – 8 мая 2007 года, и принадлежит некоему гражданину Андрею Воронкову.

По информации "Украинской правды", накануне Сергей в телефонном разговоре со старшим братом Александром Калиновским рассказал о намерении приобрести такой автомобиль.

"Вечером от брата я узнал, что он хочет купить БМВ М6, - сообщил позже Александр следователям, - точнее, что он взял автомобиль поездить, и, если ему понравится, то купит".

Доверенность на машину была составлена 29-го днем. А авария в центре города произошла меньше чем через сутки.

По словам свидетелей, примерно в пять часов утра среды черный BMW M6 с открытым верхом на большой скорости проехал на красный свет светофора у Воздухфлотского моста.

В машине находились двое – водитель в черных очках и девушка. За рулем сидел Сергей Калиновский, рядом – его девушка, с которой он встречался более трех лет – Анастасия Бронникова.

BMW сопровождал черный джип Mercedes G-класса (так называемый "кубик") с госномерами AA 8712 CI, принадлежащий Сергею Калиновскому.

На вышеуказанном светофоре Mercedes отреагировал на красный свет и остановился.

Тем временем черный кабриолет мчался вверх по бульвару. По словам одного из таксистов, который двигался со скоростью более 120 км/час, BMW обогнал его на достаточно большой скорости. По оценкам сотрудников ГАИ и водителя такси, скорость машины Калиновского составляла от 140 до 160 км/час.

Авария произошла недалеко от перекрестка бульвара Шевченко и улицы Коминтерна.

Согласно схеме ДТП, на крайней правой полосе у дома № 23 стоял красный ВАЗ-21011. В машине находился владелец автомобиля – 38-летний прапорщик внутренних войск Владимир Куликовский.

Как показала позже его супруга Лариса, в шесть часов Владимир должен был заступить на службу – он работал начальником воинского наряда охраны посольства Японии, находящегося на Лабораторном переулке.

Вот что осталось от машины прапорщика. Кадры "Магнолии-ТВ"

Примерно за 18 метров от машины прапорщика Калиновский не справился с управлением, BMW задел сначала правым колесом бровку, а затем два стоявших в пешеходной части дерева. Скорость BMW M6 упала незначительно – продолжая двигаться в направлении перекрестка, машина столкнулась с автомобилем прапорщика, отчего ВАЗ-21011 отбросило вперед на 41 метр.

Водитель покалеченной машины скончался на месте. Эксперты утверждают, что шансов у прапорщика не было – в "Жигулях" отсутствовал подголовник, от удара голова Куликовского была резко отброшена назад, мгновенная смерть наступила от "хлыстообразного" опрокидывания головы, вследствие которого были переломаны позвонки шейного отдела.

Сам BMW поднялся в воздух и, перевернувшись, упал на крышу в 20 метрах от места столкновения с ВАЗ. Водитель и его спутница были не пристегнуты.

Пролетев над дорогой, Сергей Калиновский упал в нескольких метрах от места аварии. Анастасия Бронникова выпала раньше, и, по одним показаниям, ударилась головой об стену рядом стоящего дома, а по другим – упала на асфальт неподалеку от Калиновского.

А вот как выглядел после аварии BMW. Кадры "Магнолии-ТВ"

Mercedes, сопровождавший Сергея Калиновского, подъехал к месту аварии меньше чем через минуту, и остановился недалеко от перевернутого BMW. По показаниям одной из жительниц рядом стоящего жилого дома, из "кубика" вышли трое или четверо молодых людей в черных костюмах. Они подбежали к пытавшему встать на ноги Сергею, и помогли ему дойти до Mercedes’а.

К телу лежавшей недалеко Анастасии никто даже не нагнулся. Это подтвердили все свидетели, опрошенные на месте происшествия. К истекавшей кровью девушке не подошел и один из пассажиров сопровождавшего Mercedes, который остался на месте аварии, потому что освободил место в "кубике" для Сергея Калиновского.

По информации "Украинской правды", "скорую" вызвали подъехавшие к месту аварии таксисты. Почему сами охранники не вызвали врачей – непонятно.

Тем временем, Mercedes, по показаниям свидетелей, развернулся и удалился. В 5.30 Сергей Калиновский был доставлен в частную больницу "Биофармтех", расположенную на территории института имени Шалимова на Героев Севастополя, 30.

Анастасии Бронниковой помощь была оказана гораздо позже сотрудниками больницы скорой помощи. В отделение реанимации больницы № 17 на Лабораторном переулке, 14 она была доставлена почти через сорок минут после аварии с предварительным диагнозом "закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга и перелом ребер".

В сознание Анастасия так и не пришла. Она скончалась вечером 4 июня. Позже охранники Сергея Калиновского утверждали, что ее не подобрали с места происшествия, потому что девушка с тяжелыми травмами головы не подавала признаков жизни.

"Они просто побоялись ее забирать. Они бы и Сережу не забрали, но он сам пошевелился, и они решили его повезти в больницу", - так оправдал действия охраны старший брат Сергея.

VIP-КЛИЕНТ БОЛЬНИЦЫ "БИОФАРМТЕХ"

В дальнейшем события развивались весьма странно. Уголовное дело № 10-1359 по факту происшествия было возбуждено в тот же день сотрудниками Шевченковского райуправления Киева.

Для расследования ДТП была создана специальная группа следователей, которую возглавил сотрудник главного следственного управления МВД Андрусович. По некоторой информации, следствие лично контролирует заместитель министра внутренних дел - начальник следственного управления МВД Василий Боднар.

Возможно, причиной столь высокого уровня заинтересованности делом являются фамилии участников ДТП и их родственников.

А возможно, в правоохранительных органах не забыли, как два года назад братья Калиновские в центре Киева у центрального входа в "Мандарин плаза" публично оскорбили и ударили сержанта милиции.

Тогда братьев не остановила даже стрельба милиционера из табельного оружия. Грубо нарушая правила и создавая аварийную обстановку, Александр и Сергей скрылись с места происшествия, бросив свои дорогие иномарки в подземном паркинге "Белый кашалот".

Впрочем, странности начались еще до возбуждения уголовного дела. Супруга умершего на месте происшествия прапорщика Куликовского – Лариса Витальевна – уже в день аварии отказалась предъявлять водителю BMW гражданский иск.

Причем ее протокол показаний единственным был написан не от руки, а напечатан на принтере. Строчка об отказе от иска – последняя. По всей видимости, она была подсказана тем, кто помогал госпоже Куликовской давать показания.

Важность этого момента невозможно переоценить – согласно законодательству, если потерпевшая сторона принимает решение о предъявлении гражданского иска, суд имеет право в качестве обеспечения этого иска временно арестовать имущество ответчика.

Неоднозначной выглядит ситуация с самим водителем BMW – бывшим пасынком Дмитрия Фирташа Сергеем. В субботу уголовное дело по факту автокатастрофы переквалифицировали, признав Калиновского сначала подозреваемым, а еще через два дня – обвиняемым.

Этот факт следователи объясняют тем, что, якобы, накануне к ним попала информация о том, что обвиняемого собираются перевезти в Израиль.

Родственники Сергея утверждают, что такая поездка планировалась лишь с целью оказать потерпевшему более квалифицированную медицинскую помощь, при этом они якобы не собирались вывозить пациента, чтобы избежать правосудия.

В то же время, следователь и наряд милиции, которые прибыли в больницу в субботу вечером, утверждают: этаж клиники "Биофармтех", где находится палата Сергея Калиновского, был полностью оцеплен охраной.

Охранники наотрез отказались допустить следователей в палату к обвиняемому. При этом сотрудник милиции заявил, что один из преграждавших вход к пасынку Дмитрия Фирташа предъявлял дипломатический израильский паспорт.

Родственники Александра Калиновского утверждают, что ни у кого из охранников израильского паспорта нет. По словам Александра Калиновского, Сергея охраняет четверо сотрудников "Титана" из Государственной службы охраны, и два частных охранника. Указать название агентства, где работают последние, родственники обвиняемого отказываются.

В результате сопротивления охраны милиция так и не смогла попасть на этаж к больному. В больницу был вызван наряд "Беркут", но в доступе к Сергею Калиновскому было отказано даже им. Получить показания Сергея милиции не удается до сих пор.

В ответ на возбуждение уголовного дела и привлечение Калиновского к ответственности, консилиум врачей "Биофармтех" выдал лаконичную справку с перечислением диагнозов своего клиента: закрытая черепно-мозговая травма, субарахноидальное кровоизлияние, разрыв барабанной перепонки и оскольчатый перелом правой ключицы.

Главная же фраза была указана в самом последнем предложении справки: "В связи с тяжелым состоянием больного проводить следственные действия невозможно".

Но что интересно – запрещая своему клиенту общаться с представителями правоохранительных органов, врачи "Биофармтех" совсем не против, чтобы он регулярно общался со своим братом Александром и матерью – Марией Фирташ, срочно прибывшей из Израиля в воскресенье, 3 июня.

Кроме того, очевидно, находясь на больничной койке, больной продолжает общаться с коллегами по работе – за последнюю неделю у него несколько раз побывала Людмила Ивасюк – директор всех шести фирм, учредителями которых является или являлся Сергей Калиновский, в том числе ООО "Элит медиа групп", где больной на данный момент работает заместителем директора.

Абсурдность ситуации состоит еще и в том, что справка врачей "Биофармтех" о состоянии здоровья Сергея Калиновского не вызывает никаких сомнений у правоохранительных органов.

Фактически следователи полагаются на выводы специалистов, услуги которых в качестве VIP-клиента оплачивает сам обвиняемый.

Также не известно, удастся ли следователям установить, в каком состоянии был Сергей, когда его машина на огромной скорости убила человека.

Единственное, что смогло сделать следствие в течение первых 72 часов после решения о привлечении Сергея Калиновского в качестве обвиняемого - это выставить конвой из двух сотрудников милиции, что в окружении и без того многочисленной охраны больного, по всей видимости, должно было означать его содержание под стражей.

Источники "Украинской правды" в Шевченковском райуправлении утверждают, что решение о содержании Калиновского под стражей было принято после того, как следствие получило информацию о готовящемся заключении врачей, где указана необходимость лечения больного заграницей.

Во вторник судья Шевченковского суда Ганечко приняла решение оставить иск о продлении срока задержания подозреваемого Сергея Калиновского без рассмотрения, в связи с неявкой подозреваемого в суд.

На утро следующего дня мера пресечения по отношению к обвиняемому была изменена – следствие приняло решение взять с него подписку о невыезде. Сам Сергей Калиновский подписать документ якобы не мог, и под текстом расписались брат Александр, мать и лечащий врач. На сегодняшний день известно, что из МВД дело Калиновского уже передано в прокуратуру города.

И, по всей видимости, очередные сюжеты о происшествии и впредь будут появляться в эфире общенационального телеканала до тех пор, пока Мария Фирташ не откажется от намерений восстановить свой брак.

Впрочем, попытки "отмазаться" через прессу с использованием грязных приемов предпринимают обе стороны. В день, когда в суде Шевченковского района рассматривалась возможность продления срока содержания Сергея Калиновского под стражей, в "Газете по-киевски" появилась публикация несуществующего автора, в которой "раскрывался" заговор против братьев Калиновских.

Александр и Сергей выставлялись жертвами милицейского беспредела в инциденте двухгодичной давности у центрального входа в "Мандарин плаза". А случай на бульваре Шевченко ставился в один ряд со смертью Вячеслава Черновола и принцессы Дианы.

***

Мария Фирташ и ее сын Александр наотрез отказываются комментировать свои отношения с Дмитрием Фирташем.

А сам господин Фирташ передал через своего представителя Роберта Шетлера Джонса следующее слова: "Мы развелись с Марией два года назад, и больше я не поддерживаю с этой семьей никаких отношений".

Возможно. А возможно, что уже скоро суд докажет совсем обратное. Но ни для погибших в этой безумной аварии, ни для членов их семей это уже не будет иметь никакого значения.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде