Из двух зол. Как голосовал освобожденный Северодонецк

Понедельник, 27 октября 2014, 19:05

Нынешняя административная столица Луганской области, небольшой город Северодонецк, встречает нас разбитыми мостами. Это самое бросающееся в глаза напоминание о временах "правления" ЛНР. Городу повезло – боевые действия на его территории не велись, а 22 июля он был освобожден силами украинской армии.

Несмотря на то, что Северодонецк давно контролируется украинскими властями, поезда сюда не ходят, а добраться до границы города можно только на маршрутке от ближайших городов – Славянска, Лисичанска, Рубежного.

Вечрений Северодонецк, нынешняя административная столица Луганской области. Все фото Дмитрия Ларина, Українська правда

– Вот эта улица – вдоль троллейбусных линий – это центр, - объясняет нам администратор гостиницы "Центральная" Светлана. - А вот здесь, если пройдете через частный сектор, выйдете к реке. Там очень красиво, - рассказывает она и тут же предупреждает: туда лучше не ходить, могут быть растяжки. За рекой стоит украинская армия.

– Нам к реке не нужно, нам бы на выборы ваши попасть, - отвечаю я. – Вот вы, где будете голосовать?

– А мы не будем, – возмущенно отвечает собеседница. – Это не наши выборы.

– Как "не ваши"?

– А вот так. Нас центральная власть не уважает, а почему и за что мы ее должны уважать?

 У Светланы есть аргументы на любой мой ответ. Коренная жительница Северодонецка при словах "гражданский долг" машет рукой и демонстративно утыкается в карту города. Кажется, в этой карте она пытается рассмотреть его будущее.

Между прошлым и прошлым

По карте Северодонецка легко понять политический ландшафт. Большую часть его территории занимает "Азот" – одно из крупнейших предприятий химической отрасли в Восточной Европе. Три года назад его купил олигарх Дмитрий Фирташ, бизнес-партнер нынешнего лидера "Оппозиционного блока" Юрия Бойко.

Кандидат от "Оппозиционного блока" в Северодонецке – бывший глава "Нафтогаза України" Евгений Бакулин – старый приятель и Бойко, и Фирташа. В марте нынешнего года против него  было возбуждено уголовное дело за нанесение ущерба государству в размере$4 млрд. Задержание Бакулина проходило с помпой – десятки телевизионных камер, инвалидная коляска, народные депутаты от БЮТ.

В конце апреля он был освобожден Печерским райсудом под залог. Сумма залога при этом была снижена с 1,5 млрд гривен до 10 млн. Вскоре после этого Бакулин выехал на лечение в Израиль, а в сентябре нынешнего года решил баллотироваться в народные депутаты. В последнюю неделю выборов против него были открыты еще два уголовных дела по фактам подкупа избирателей.

Все эти факты не помешали Бакулину с самого начала кампании стать главным претендентом на победу.

На плакатах, расклеенных на столбах вдоль дороги, строгий Бойко пожимает руку задумчивому Бакулину. У обоих вполне конкретные задачи. Первому – нужно завести в парламент как можно больше бывших однопартийцев, второму – получить депутатскую неприкосновенность, чтобы избежать тюрьмы.

Предвыборные плакаты кандидата от "Оппозиционного блока". Строгий Бойко пожимает руку задумчивому Бакулину 

Стратегия избирательной кампании Бакулина проста: манипуляция и подкуп. За три недели до выборов в городе пустили слух о том, что благодаря Бакулину была запущена работа местной ТЭЦ. Хотя, по словам губернатора Луганской области Геннадия Москаля, заслуги Бакулина в этом не было никакой - ТЭЦ запустила местная власть. Параллельно с этим агитаторы кандидата организовывали встречи с пенсионерами. На них, по словам главы Луганского областного комитета избирателей Алексея Светикова, избирателям раздавали по 200 гривен.

Скупка голосов вызвала в городе ажиотаж, и жители даже несколько раз выстраивались в очереди за деньгами. "Юридически ни к чему не подкопаешься – с пенсионерами составлялся договор о том, что они якобы волонтеры", – поясняет эксперт.

Второй кандидат, у которого также были высокие шансы на победу– уроженец Стаханова Сегей Шахов. В прошлом году украинские СМИ писали, что Шахов близок к "Семье" Януковича и зарабатывал на операциях с конвертацией.

По словам Светикова, команда Шахова делала ставку на то, чтобы договориться с членами избирательных комиссий. К тому же Шахов всячески пытался показать, что его кандидатуру по округу поддерживает сам президент Петр Порошенко.В визуальной рекламе команда Сергея Шахова не стеснялась использовать цвета и месседжи Блока Петра Порошенко.

С предвыборных бигбордов, выполненных в стилистике президентского блока Шахов призывал избирателей "Будем едины" и сообщал, что он поддерживает Блок Петра Порошенко.

С предвыборных бигбордов, выполненных в стилистике президентского блока Шахов призывал избирателей "Будем едины" 

Еще два кандидата, которые имели шансы попасть в парламент, – депутат горсовета Сергей Самарский и местный бизнесмен Михаил Ивонин. Оба они по-разному завоевывали симпатии избирателей. Самарский проводил встречи с жителями во дворах. Ивонин – облагораживал город, высаживая розы, и посещал проукраинские митинги. В отличие от "гастролеров" Бакулина и Шахова, оба они - жители Северодонецка.

Основная борьба, как ни странно, развернулась именно между Бакулиным и Шаховым. Герои прошлого сражались инструментами прошлого.

Театр выборных действий

В город мы приехали в 9:00 утра воскресенья, 26 октября. Спустя полчаса местные активисты сообщили нам о подозрительной замене членов избирательных комиссий на участке №192.

Начальник участка, Татьяна Петровна, заметно нервничала, когда рассказывала, как в 7:45 утра неизвестные молодые люди привезли два пакета наглядной агитации по самовыдвиженцам и стопку бейджев для членов избирательной комиссии. "Я сначала подумала, что три лишних фамилии, на которые были выписаны свидетельства – ошибка. Но в полдевятого пришли молодые люди, и заявили, что они новые члены комиссии", – делится она.

Татьяна Петровна – женщина неробкого десятка – отправила "студентов" в штаб, откуда пришли. Отбив, как она говорит, "рейдерскую атаку".

Надежда Белоусова к моменту, когда мы прибыли на участок, дописывала заявление о передаче полномочий

А вот ее коллеге с соседнего участка №191 – Надежде Белоусовой - не удалось этого сделать. К моменту, когда мы прибыли на участок, Надежда Петровна дописывала заявление о передаче полномочий. На смену ей прислали 22-летнего Александра Касьяненко, а вместе с ним – еще девять человек нового состава комиссии.

Ни один из новоназначенных членов избирательной комиссии раньше не участвовал в избирательном процессе. Попытки вступить с ними в диалог прервал один из кандидатов в депутаты.

Михаил Ивонин ворвался в комнату, где проходила передача дел от старой команды – новой со словами: "Ребята, вы вообще понимаете, что за фальсификацию выборов вам грозит уголовная ответственность?" Молодые люди застыли на месте, На лице Надежды Петровны, наконец, появилась одобрительная улыбка.

Ивонин энергично приводил молодежь в чувство: "Вы заявления написали?! Присягу приняли?! Расписались в том, что получили свидетельства членов избирательной комиссии?! Вы вообще, в курсе, что вы должны делать?!"

Чуть позже он объяснил нам причину своей эмоциональности. "Это у меня с утра уже четвертый участок, где я молодежи объясняю, что все это серьезно! На двух участках мне удалось отговорить новых членов", – срывается на крик Ивонин. Он объясняет нам, что решение Окружной избирательной комиссии было принято ночью накануне, а узнал он о нем только утром.

Вслед за Ивониным, на проблемный участок прибыл глава Окружной избирательной комиссии Юрий Марьянов, чтобы поддержать молодежь. В отличие от подставных членов он не выглядел растерянным. "Кандидаты в депутаты подали заявления на замену членов избирательной комиссии. А мы выполняем то, что должны делать по закону", – отбивался Марьянов.

На проблемном участке 

Позже Светиков объяснит нам, что глава ОИК не совершил ничего незаконного. Кроме того, что из-за позднего заседания, кандидаты в депутаты не смогли обжаловать решение по замене членов комиссии.

"Те, кто участвует в выборах, могут подать в суд, если выборы проведены с нарушениями", - предлагает выход из ситуации Марьянов.

Ивонин смотрит на часы. 11:45. "Сейчас выборы могут признать по результатам одного участка, а на других они будут сфальсифицированы или не признаны легитимными", – говорит предприниматель. Его помощник сообщает, что на соседних участках такая же ситуация - членов избирательных комиссий заменяют на молодых и неопытных ребят.

Мир и война

 От новоприбывших "членов избирательной комиссии" мы узнаем, что их штаб находится в гостинице "Мир".

 

Туда мы отправляемся вместе с проукраинской активисткой Викторией Никольской. Накануне она организовала митинг против нечестной кампании, которую вел кандидат Бакулин. Это не единственная ее акция – ранее Никольская организовывала в городе проукраинские митинги. До тех пор, пока это не стало совсем опасным занятием. За проукраинскую позицию Никольская и ее близкие были занесены в "списки врагов" банды Болотова.

Мы едем в гостиницу "Мир", чтобы выяснить, кто отправляет молодых членов избирательных комиссией на участки. Там, на четвертом этаже гостиницы разместился штаб кандидата Шахова. В нем полным ходом идет инструктаж нескольких десятков молодых людей.

На четвертом этаже гостиницы в штабе Шахова полным ходом идет инструктаж нескольких десятков молодых людей 
 

Мужчина, который за секунду до нашего прихода рисовал схемы на флип-чарте, заметив нашего фотографа, требует от него немедленно прекратить съемку. Мы настаиваем на том, чтобы вызвать милицию, но вместо нее приезжают бойцы батальона "Айдар". Чуть позже выясняется, что за помощью к ним обратился кандидат Самарский.

Сергей Самарский и Михаил Ивонин

Через несколько минут Ивонину перезванивает сам Шахов. "Вы что там с Самарским устроили?! Почему мешаете работать моей команде", – ругается он в трубку. Ивонин на все претензии отвечает с иронией "Мы устали гоняться за твоими по всему городу. Вот и приехали накрыть улей".

Напряженный разговор между двумя кандидатами заканчивается ничем. Ивонин и Самарский разъезжаются по избирательным участкам контролировать избирательный процесс.

Между прошлым и будущим

"Вы знаете, а я вот думаю, может, зря мы Шахову мешаем? – вопрос задает одна из местных активисток, которую не заподозришь в продажности. – Если выбирать между Шаховым и Бакулиным, то пусть лучше не пройдет Бакулин".

Я прошу девушку объяснить, почему она так считает.

"Понимаете, – один ворует в крупных масштабах, другой – в менее крупных. Поэтому лучше выбрать того, кто нанесет меньший вред. То, что оба они не принесут никакой пользы, – это, конечно, абсолютно очевидно", – объясняет мне она.

А вот Виктория Никольская отдала свой голос одному из местных кандидатов. Постаралась убедить своих знакомых поступить так же.

"В нашем регионе проводить выборы рано, нам нужна просветительская кампания. Люди, голосовавшие вчера за ЛНР, сегодня не могут принимать ответственные решения за будущее Украины", – считает она. Никольская говорит, что около трети жителей ждет, когда в город вернется ЛНР. "Ватнические настроения никуда не делись", – уверяет Никольская.

Мы едем на местный рынок. На входе встречаем бойцов батальона "Золотые ворота", с которыми спорит местная продавщица. Женщина задает военным два вопроса: "Зачем Украине понадобился Евросоюз?" и "Почему Донбасс бомбит украинская армия?"

Бойцам батальона "Золотые ворота" на рынке местная продавщицазадает вопрос: "Зачем Украине понадобился Евросоюз? 

Бойцы в ответ только отшучиваются. Виктория, подключившись к разговору, терпеливо напоминает собеседнице, с чего началась война в их городе. Через полчаса аргументированного разговора женщина соглашается с многими фактами и уже не считает украинских военных варварами и мародерами.

"Понимаете, о чем я говорю? – спрашивает меня Никольская. – С жителями Северодонецка надо говорить. А сюда, после освобождения так и не приехал ни один политик".

 Знакомая всем и избитая фраза "Услышать голос Донбасса" на самом деле значит – "Поговорите с Донбассом".

Виктория Никольская отдала свой голос одному из местных кандидатов и постаралась убедить своих знакомых поступить так же

"Понимаете, люди здесь себя чувствуют ненужными и не важными для центра, – поясняет кандидат Сергей Самарский, с которым мы встречаемся в исполкоме. – Участие в референдуме "за" ЛНР – это форма протеста. А выбор Бакулина – это протест против того, что со дня освобождения к нам так и не доехал ни один кандидат из центра".

Бакулину такая позиция только в плюс. По состоянию на 20:00 он лидирует по округу в Северодонецке с результатом в 45%. Жители освобожденного Северодонецка, скорее всего, подарят ему иммунитет от арестов и преследований правоохранительных органов на ближайшие пять лет. Впрочем, Михаил Ивонин и Сергей Самарский с таким положением дел не согласны – они объединились, чтобы опротестовать выборы по мажоритарному округу № 106.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде