Детская больница: из прошлого в будущее

1102 просмотра
Вторник, 06 августа 2013, 16:10
Андрей МиселюкАндрей Миселюк
политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"

"Мы должны в Киеве построить современную детскую больницу", – это твердое убеждение принадлежит не высокопоставленным опекунам строительства больницы для детей" оранжевого периода Виктору и Катерине Ющенко, его в 2011-ом  озвучил премьер-министр Азаров. "В 2013 году мы полностью завершим реконструкцию "Охматдета" и в Киеве будет современная детская больница европейского уровня", – сказал он.

Разочарованный реализацией премьерского обещания, Опекунский совет "Охматдета" в прошлом месяце выступил категорически против "использования модернизации больницы для прикрытия очередной распилки государственных средств" и заявил: "Премьер-министр должен честно признать, что завершение модернизации и начало эксплуатации нового корпуса "Охматдета" не произойдет в публично обещанный им срок – до конца 2013 года".

Премьер ничего подобного заявлять не спешит.

В целом, оценивая недавно завершившуюся выделением "Охматдету" 50 миллионов гривен из 2,2 "распиленных" миллиардов, двухмесячную массированную пропагандистскую кампанию в СМИ и наружной рекламе "Акцизы от пива – "Охматдету", создалось стойкое впечатление, что менеджеры из команд двух последних президентов заочно соревновались между собой.

Предмет соревнования – кто успешнее использует в своих интересах старый советский лозунг "Всё лучшее – детям".

Стартовавший в 2006 году больничный мегапроект "Для детей" Виктора Ющенко реализовывался под патронатом его супруги Катерины Ющенко. На 53 тысячах квадратных метров планировалось построить "Детскую больницу будущего" (ДББ) – самое современное в Украине медучреждение стоимостью 120 миллионов долларов.

В итоге через семь лет после старта проекта в наличии имеются: отличный проект зданий больницы стоимостью почти 40 миллионов гривен, котлован и фундамент для зданий больницы.

А ведь когда-то украинцы всем миром собирали деньги на современную больницу с качественным оборудованием для детей. В 2006 организаторы проекта "Детская больница будущего" провели многомесячное агитационное турне по Украине, завершившееся 17 декабря Всеукраинским телемарафоном.

В результате этих мероприятий удалось собрать почти 243 миллиона гривен. Причем свыше полумиллиона украинцев тогда отправили смс стоимостью 5 гривен в фонд ДББ.

Будучи не готовой вовлекать рядовых украинцев в реализацию социально значимых проектов, команда Януковича при реализации собственного больничного мегапроекта "Для детей" уже не полагалась на сознательность граждан.

Никакой разъяснительной работы не было, не говоря уже об устройствах красочных телевизионных марафонов.

Вместо этого были подготовлены несколько законопроектов на одну тему: нужно повысить в три раза акциз на пиво, а вырученные деньги направить на достройку детской больницы. Правда, не больницы будущего, а современного "Охматдета".

Печальное прошлое больницы будущего

Именно с того, чтобы "достроить и перестроить "Охматдет" в свое время начинала заниматься больницей будущего для детей и супруга экс-президента Виктора Ющенко, глава фонда "Украина 3000" Катерина Ющенко.

Мысль об усовершенствовании "Охматдета" к ней пришла, когда заболела дочь, и она с мужем просидела всю ночь в этой клинике.

Некоторые из соратников, с кем она делилась соображениями по ремонту "Охматдета", возражали: не надо реконструировать, там и так всё "на ладан дышит". А нужно строить новую современную больницу.

В конце концов, Катерина и ее супруг Виктор Ющенко идею новой современной больницы поддержали.

И первые два года работа по этому проекту шла быстрыми темпами. После успешного старта и "засветки" проекта на ТВ к супруге президента выстроилась целая очередь из олигархов, желающих поучаствовать в реализации амбициозного проекта. А заодно – найти самый верный путь к тому, чтобы наладить коммуникацию с ее супругом.

Помочь ДББ своими миллионами пожелали Ахметов, Пинчук, Ярославский, Тарута, Жеваго, Колесников….

Однако "всем миром" удалось собрать только 50 миллионов долларов из запланированных 120-ти. А с 2008, по сути, начался "долгий дембель ДББ". Формально проект еще реализовывался: в фонде проводились регулярные совещания, финансовая отчетность, как и обещала Катерина Ющенко, вывешивалась на сайт ДББ, руководство проекта объясняло причины задержки строительства и так далее.

Но вместо реальной работы по строительству больницы началась ее бурная имитация.

Как представляется, причин провала проекта ДББ было несколько. Одной из главных стал экономический кризис 2008-го, который резко затормозил работу над проектом.

А еще политическая "война на уничтожение", когда против Ющенко воевали, с одной стороны, тогдашний лидер оппозиции Янукович, с другой – премьер Тимошенко.

Едва объявив о старте ДББ, Ющенко столкнулся с попытками оппонентов "завалить" этот масштабный проект.

Даже участок для строительства больницы получить от Киеврады, где у Ющенко не было своего большинства, удалось только через три года после начала проекта.

Кабмин Тимошенко, со своей стороны, делал все возможное для блокирования реализации идеи ДББ, представляя президента способным строить исключительно воздушные замки.

Под удары попадали и те, кто способствовал реализации проекта. Так произошло, в частности, с "Трансбанком", который профинансировал первый миллион на стартовые работы по подготовке проекта ДББ и где хранились собранные на больницу деньги.

В начале кризиса 2008 года премьер Тимошенко публично выразила сомнения в жизнеспособности "Трансбанка" и банка "Надра". Вкладчики сигнал от премьера поняли – бросились забирать свои кровные.

Пытаясь спасти банк и деньги ДББ, руководство "Трансбанка" обращалось к Катерине и Виктору Ющенко с просьбой помочь. Тем не менее, банк был оперативно "утоплен" и в него была введена временная администрация. Правда, деньги ДББ акционеры банка успели вывести в государственный "Укрэксимбанк".

Следующая причина трудностей с реализацией проекта: необходимость радикально поменять огромное количество законодательных и правовых норм для реализации проекта ДББ, многие из которых функционировали еще с 30-ых годов прошлого века.

К слову, на сегодняшний день именно благодаря ДББ Украина имеет законодательные нормы о государственно-частном партнерстве, о строительстве частных клиник – чего раньше просто не было.

Еще одна причина неудачи проекта ДББ – уже более глубокая, ментально-мировоззренческая проблема: какая-то глубинная, сущностная неспособность Ющенко доводить начатые масштабные проекты до успешного завершения.

В свое время ее очень выразительно описал Александр Морозов.

Как помочь детям на деле

Для решения задачи постройки современной детской больницы европейского уровня необходимо наличие стратегического видения того, как эту задачу решить.

Один из вариантов такого решения предлагали эксперты Александр Харебин и Светлана Крюкова.

"Основное, что не вызывает сомнений – больница будущего должна быть достроена. Оптимальный выход – пошаговый путь решения проблемы", – констатировали они.

Первый шаг – "отвязать" проект больницы от имени Катерины Ющенко. "Отпустив" проект, передав его в другие руки, Катерина Ющенко смогла бы продемонстрировать бескорыстность своих намерений и возродить доверие к этой теме.

Шаг номер два – смена менеджмента, управлявшего Фондом и деньгами больницы.

Далее необходимо вернуть доверие к проекту. Должна быть пересмотрена концепция самой больницы, заявлены реальные сроки ее строительства и проведена активная информационная кампания о состоянии реализации проекта.

Финансовой поддержкой для достройки "Детской больницы будущего" можно заручиться и за счет иностранных инвесторов. Они готовы помогать, но только в случае предоставления государственных гарантий.

Как представляется, эти предложенные экспертами шаги действительно способны вернуть жизнь проекту. Тем более, что достроить ДББ будет дешевле, нежели начинать с нуля работы по строительству объективно нужных стране корпусов нового современного медучреждения для детей.

Достройка всей детской больницы будущего, по подсчетам финансового директора Фонда "Украина 3000" Ростислава Замлинского, обойдется в 1,3 миллиарда гривен. "В эту сумму входят строительно-монтажные работы – 571,5 миллиона и закупка оборудования – 531,6 миллионов", – уточнял Замлинский.

Хотя в случае возобновления работ по достройке ДББ эти цифры потребуют основательной проверки независимых аудиторов: доверия к оценкам руководителей Фонда у инвесторов нет.

Вместо того, чтобы "поднимать на щит" всё новые и новые заведомо не осуществимые прожекты, власть могла бы сконцентрироваться на нескольких ключевых и довести их до конца.

Качественная медицинская помощь детям на современном оборудовании – стопроцентно один из таких проектов. Не зря его когда-то поддержали, в том числе, своими кровными, сотни тысяч украинцев.

Однако сделать действительно нужное для подрастающих поколений дело не получается ни у власти предыдущей, ни у нынешней. Последняя лишь "дерибанит" бюджетные крохи.

"Крепким хозяйственникам", очевидно, гордость не позволяет заканчивать правильные дела: ведь эти дела начали не они сами, а "папередники".

Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог", для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)