"Статусный" пакет для телефона Порошенко

36 просмотров
Суббота, 13 сентября 2014, 11:23
Андрей МиселюкАндрей Миселюк
политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"

Внесение на следующей неделе Петром Порошенко закона о специальном статусе территорий, находящихся под контролем "ДНР" и "ЛНР" – результат неформальной договоренности украинского президента с Путиным. "Статусная" проблема стала составной частью активного и при этом полостью закрытого торга между Киевом и Москвой.

Помимо нее здесь находились ратификация Соглашения об ассоциации с ЕС, поставки газа и вывод российских войск – фактических бенефециаров "независимости" двух анклавов боевиков на Донбассе.

В каком виде будет зафиксирован статус районов Донбасса, примерно треть от всего региона, удерживаемых боевиками? От ответа на этот вопрос зависит то, удастся ли трансформировать нынешнее хрупкое перемирие в настоящий мир. Поскольку с решением вопроса о статусе "ДНР" и "ЛНР" напрямую связана треть из 12 пунктов минских договоренностей 5 сентября.

Это улучшение гуманитарной ситуации на Донбассе, амнистия боевикам, проведение досрочных местных выборов на этих территориях, принятия и реализация программы экономического возрождения Донбасса.

За четыре с лишним месяца после начала АТО на Донбассе с целью вернуть захваченные боевиками территории под контроль Украины, центральной властью так и не были обнародованы ни четкие механизмы по возвращению этих территорий в состав Украины, ни программы развития и этих районов, и Донбасса в целом.

В то время как наличие четко сформулированной, обоснованной и подкрепленной аргументами позиции официального Киева о пути возвращения удерживаемых боевиками территорий под свой контроль, существенно усилило бы позиции Украины в минских переговорах. И, что еще чрезвычайно важно, – задало бы однозначную стартовую точку решения вопроса о статусе проблемных территорий.

В результате сегодня параллельно существуют и реализуются два противоположных подхода к решению проблемы "ДНР"-"ЛНР". Первый – позиция официального Киева, до принятия закона об особом статусе этих территорий существующая пока только в виде намерений и деклараций. В минском Протоколе это пункт №3 – "Провести децентрализацию власти, в том числе, путем принятия закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" – закон об особом статусе.

Плюс намерение президента Порошенко на следующей неделе внести проект этого закона в ВР. При этом – опять же на уровне заявлений – акцент сделан на том, что Украина будет вести речь лишь о трети Донбасса, находящейся под контролем боевиков.

Боевики и поддерживающая их Москва свой пакет запросов к Киеву сформулировали по максимуму. Это "сохранение независимости с общим культурным, экономическим пространством с Украиной" и переписывание Конституции с учетом запросов "ДНР"-"ЛНР", а также активным участием в процессе последних.

Параллельно Москва призывает как можно скорее начать решать вопрос о статусе проблемных территорий путем переговоров между официальным Киевом и лидерами боевиков. Тем самым делается попытка закрепить успехи Москвы на минских переговорах по формализации представителей марионеточных "республик" в качестве полноправной стороны переговоров.

"Но разрывает телефон пространство без проблем…"

В этой ситуации президент Порошенко сделал ставку не на формализацию своего видения мирного урегулирования на Донбассе – как это было зафиксировано в его Мирном плане трехмесячной давности, а втянулся в закрытые неформальные согласования со своим российским коллегой.

С одной стороны – не предъявление общественности плана обустройства украинских территорий, временно находящихся под властью боевиков. С другой – регулярные, иногда ежедневные, телефонные переговоры по этому вопросу с хозяином Кремля.

Несмотря на то, что украинская сторона всегда проигрывала на полях неформального решения вопросов с Кремлём. Это правило за 23 года независимости исключений не знало.

И на то, что Порошенко не является полностью свободным в отстаивании оптимального для Украины подхода к урегулированию ситуации на Донбассе. Поскольку, сделав ставку на досрочные выборы в Раду и исключив тем самым введение военного положения, украинский лидер дал в руки российского визави сильный козырь для коррекции договорной позиции в сторону учета московских интересов.

В числе других козырей российского президента в "пакетном торге" с его украинским визави:

угрозы и первые практические шаги по ограничению поставок газа в Европу с целью недопущения его реверса в Украину;

фактический контроль российскими войсками трети территории Донбасса;

контроль над большим участком украинско-российской границы.

У Порошенко есть один сильный козырь – ратификация Соглашения об ассоциации с ЕС. Искусственное затягивание АП с ратификацией этого документа до середины сентября и объяснялось, с одной стороны, использованием Порошенко этого крайне чувствительного для россиян фактора в пакетном торге с Москвой.

А с другой – стремлением вручить "европейский бонус" своей партии в разгар избирательной кампании.

С ратификацией на следующей неделе в Раде этого Соглашения и принятием закона о временном порядке местного самоуправления на территориях "ДНР" и "ЛНР" понадобится уже новый "мирный план Порошенко-Путина", который будет включать в себя:

практическое введение положений закона о временном режиме в районах, подконтрольных "ДНР" и "ЛНР";

выведение регулярных российских войск с Донбасса – в Минске этот вопрос оказался полностью вынесенным за рамки договоренностей – стороны ограничились выведением за пределы нашей страны незаконных вооруженных формирований;

возвращение всей границы с Россией под контроль украинских пограничников с мониторингом этого процесса ОБСЕ.

Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог", для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)