О смотрящих за правительством

6198 просмотров
Пятница, 05 февраля 2016, 13:49
Антон Олейник
Professor, Memorial University of Newfoundland

Уход в отставку Министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса произвел эффект разорвавшейся бомбы. Либерально настроенные комментаторы в социальных сетях выразили негодование в связи с сохраняющимися в правительстве порядками Ancien Régime.

Think Thank, созданный работающими в западных университетах украинцами, увидел в событии "начало конца". Президент был вынужден пригласить для обсуждения кризиса в правительстве послов стран-членов G-7, которые ранее выразили поддержку ушедшему в отставку министру.

Откликнулись на событие и в России: портал РБК увидел в отставке победу коррупции над реформами.

При разборе события без лишних эмоций, однако, вырисовывается значительно более сложная картина, чем она представляется на первый взгляд. Сомнений в том, что украинское правительство находится на пороге глубокого кризиса, нет.

Но сводятся ли причины этого кризиса исключительно к конфликту между "либералами-реформаторами" и не желающими работать по-новому политиками прежней формации?

Как представляется, правительственный кризис вызыван отсутствием прогресса в проведении административной реформы и, более того, отсутствием понимания, в чем такая реформа может заключаться в украинском случае.

Украинское правительство обвиняется не более и не менее как в коррупции. Причем согласно его критикам, коррупция принимает все возможные формы – от коммерческой – принятие решений в интересах отдельных бизнесменов и бизнес-структур, до политической – принятие решений в интересах отдельных политических партий и фигур.

О коммерческой коррупции в Украине сказано и написано многое, поэтому стоит обратить внимание, прежде всего, на обвинения в политической коррупции.

Некие политические силы, а в данном случае – представители Блока Петра Порошенко, БПП – пытаются установить политический контроль над министерством экономического развития и торговли посредством назначения своего "смотрящего" при министре-реформаторе.

Использование термина "смотрящий" призвано подчеркнуть связь с контролем организованной преступности над коммерческими и государственными структурами в России и Украине образца 90-тых.

В украинском случае, учитывая судимость предыдущего президента и его стремление к установлению полукриминальных порядков в правительственных структурах, обвинение в назначении "смотрящего" звучит как приговор.

Однако не стоит спешить с окончательным вердиктом. Обвиняемый в попытке установления политического контроля над министерством экономического развития и торговли, БПП обладает самой крупной фракцией в Раде нынешнего созыва.

Если отвлечься от персоналий, в демократической системе партия, получившая наибольшую поддержку избирателей, не только имеет право, но и обязана установить политический контроль над правительством.

Это происходит через политических назначенцев на роль руководителей министерств при сохранении находящихся в их подчинении кадровых государственных служащих.

Министр – политический "смотрящий" – организует и контролирует работу профессиональных бюрократов-"технократов". Именно так это выглядит в демократическом идеале.

В украинском случае часто все происходит как раз наоборот. "Технократы" занимают политические должности, а политики стремятся установить над ними контроль через назначение своих представителей ("смотрящих") заместителями, желательно первыми.

Согласно все еще действующему закону "Про державну службу", должность члена Кабинета Министров относится к политическим. Должность первого заместителя министра, из-за которой и разгорелся скандал, занимает государственный служащий первой категории.

Новый Закон, который вступит в действие в мае этого года, сохраняет различие между политическими назначенцами и профессиональными государственными служащими, но относит заместителей членов Кабинета Министров к числу первых, то есть политических назначенцев.

Примечательно, что и должность руководителя областной администрации – в том числе Одесской – тоже должен занимать карьерный государственный служащий – той же категории.

Министерством экономического развития и торговли руководил "технократ", а не представитель политической партии, победившей на выборах. Одесской ОДА руководит политик, а не профессиональный государственный служащий.

Оба эти случая показательны для понимания ситуации, складывающейся с государственной службой в Украине. Фигурально выражаясь, она перевернута с ног на голову, или, еще более точно, находится в процессе постоянного кувыркания и шатания из стороны в сторону.

Проблема с реформами заключается не в контроле за реформаторами. Не будем наивными – лицо на политической должности всегда занимается политикой, даже не будучи представителем конкретной политической силы.

Перед кем несет ответственность министр-"технократ"? Перед авторами учебников?

Вряд ли. Просто те силы, в интересах которых он или она действуют, не обязательно имеют формальный политический статус в национальной политической системе.

Требуется не вывести реформаторов из-под политического контроля, а сделать этот политический контроль максимально прозрачным и понятным. Именно тогда у реформатора появится стимул к разъяснению сущности реформ тем, кого они напрямую касаются, и максимально к адаптации реформ к национальной специфике.

Если реформатору это не удастся, то спрос будет со стоящей за ним политической силы. В следующий раз она просто не получит мандат избирателя.

Иными словами, проблема не в политических "смотрящих" как таковых, а в отсутствии правил игры, которые бы делали их ответственными перед избирателями, а не перед авторами учебников по либеральным реформам.

Собственно, так до сих пор всерьез и не начатую в Украине административную реформу и стоило бы ориентировать на создание таких правил игры и отладки института политических "смотрящих" за правительством.

"Смотрящих", заставляющих его действовать не в интересах бандитов, авторов учебников или зарубежных спонсоров, а прежде всего избирателей.

Антон Олийник, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)