Кто есть кто. На диване президента. Леонид Кучма. Часть вторая

Понедельник, 9 декабря 2002, 09:56
Первую часть читайте тут:
Кто есть кто. На диване президента Кучмы. Первые главы

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВУАЙЕРИЗМ

Самой потрясающей чертой Кучмы, которая отражена в записях, является его подозрительность. Заговоры мерещатся со всех сторон, враги окружают, друзей нет... И вместо гимнастики для ума - ежедневные сводки материалов наружного наблюдения и прослушивания всех без исключения, предоставленные из многих силовых ведомств. Кучму интересует любая конфиденциальная информация относительно тысяч людей, которые зачастую не имеют какого-либо политического веса.

Но это неважно для любознательного президента, обожающего вникать в подробности интимной жизни своих сограждан, своих оппонентов, своих ближайших сотрудников. Объяснить страсть Кучмы к поиску грязи и компромата должны очевидно не политики, а медики. Обычно пожилые люди любят смотреть телесериалы, а президент вместо "мыльных" опер часами (!) копается в бумажках, сплетнях, подслушанных телефонных звонках, чужих семейных проблемах. Мы опускаем все многочисленные фрагменты, сопровождаемые скабрезными комментариями. Кроме одного, интересного тем, что Кучма изучает интимную жизнь своего нынешнего главы администрации Медведчука. Вот уровень понимания Кучмой задач государственной безопасности, которые он ставит перед главой СБУ Деркачом.


ДЕРКАЧ: (показывает материалы прослушивания): Это Суркис свои счета тут, по счетам говорит: "Это Аня". Мы сейчас проверяем. У них есть счета на Кипре. Помните, я вам показывал тогда, что когда Суркис разводился, так они звонили туда, чтобы те, которые у него счета...

КУЧМА (перебивает): Разводился?

ДЕРКАЧ: Ну, счета эти развели с этой... у него эта девочка была.

КУЧМА: Ну, он мог бы жить с этой девочкой, а с той не разводиться.

ДЕРКАЧ: Ну, дело в том что...

КУЧМА (перебивает): А что, Медведчук развелся? Он же не развелся, живет с этой?

ДЕРКАЧ: Ну, как же?! Он сожительствует, а не живет. А этот живет. У этого она уже в положении. Дело в том, что у них счета, и тогда Медведчук провел процесс, чтобы банки деньги, которые у Суркиса, чтобы взяли их, как можно меньше оставили. Чтоб, если делиться с женой — это ж еще когда было, еще в прошлом году, — чтоб делиться меньше было, там со счетов снимали деньги.

Надо отдать должное президенту в том, что он с подозрением относится ко всем своим приближенным. Кучма презирает и вассалов и фаворитов.

КУЧМА: Гавриш (на то время вице-спикер Верховной Рады, ныне лидер пропрезидентской фракции - Ред.), блядь, он пустой, блядь, как барабан.

КРАВЧЕНКО: Ну, то что пустой,— это действительно. Мне кажется, что воли нет абсолютно.

КУЧМА: Абсолютно.

Великодушие не входит в число президентских добродетелей. Крупный бизнесмен Евгений Червоненко был одним из приближенных к Кучме людей, оказывал всевозможную поддержку президенту. Червоненко и его команда поддержали курс премьер-министра Ющенко, отнюдь не переходя в оппозицию. Но Кучма терпит только тех, кто лично ему предан.

КУЧМА: За Червоненко пускай берется. Пусть за брата расплачивается.

КРАВЧЕНКО: Ну, у него там коммерческие структуры...

КУЧМА: Да...

КРАВЧЕНКО: Поэтому я хочу пройтись по западным, повстречаться, посмотреть, как там они видят перспективу.

Кучма очень одинокий человек. Друзей у него нет. Еще со студенческих времен он дружил с Владимиром Горбулиным, который какое-то время был одним из наиболее влиятельных политиков Украины, секретарем Совета национальной безопасности и обороны. Горбулин, который хорошо знает Кучму и его семью, однажды прилюдно сравнил судьбу президента с трагедией короля Лир. Стоило фавориту покинуть место у трона, и отношение к нему меняется.

АЗАРОВ: Года два назад, когда мы серьезно занялись "Ва-банком", потому что он был одним из жульнических банков, на меня вышел Горбулин Владимир Павлович, вот. Ну, он мне говорит, что вот "Ва-банк", понимаешь, оказывает большую спонсорскую помощь..."

КУЧМА: Какую?!

АЗАРОВ: Хуй его знает.

КУЧМА: Я Горбулина знаешь, чего отсюда выгнал?

АЗАРОВ: Лоббировал?

КУЧМА: Страшно! Он потерял, блядь, совесть. Я его поэтому убрал. (Даже странно слышать такие оценки от Кучмы, который спокойно принимает взятки в миллионы долларов. Неужели Горбулин мог брать больше? - Ред.).

Впрочем, Леонид Данилович любит манипулировать образами. Он возмущается в телевизоре тем, что народные депутаты занимаются бизнесом. Но совершенно не пытается искоренить законными методами эту проблему. Потому что именно контроль над бизнесом делает депутатов пропрезидентского крыла управляемыми марионетками. На собрании депутатов пропрезидентских фракций после избрания нового парламента, Кучма открыто задал вопрос: "Ну, что, все хотят бизнесом заниматься?"

АЗАРОВ: 386 народных депутатов являются основателями 3954 предприятий. 25 процентов импорта и около 10 процентов экспорта контролируется нашими народными депутатами. (С пафосом — Ред.).

Нужно ли ожидать от наших народных избранников, что они будут болеть за государство, так сказать, и народ.

КУЧМА: Хе! Бомба, блядь. На меня же все обиделись, когда я сказал, что депутаты (слово неразборчиво). (Кучма публично называл депутатский корпус Украины "ненормальными" и "свиньями необрезанными" - Ред.).

АЗАРОВ: Правильно вы сказали! Сейчас эти довыборы (имеются в виду довыборы в Верховную Раду - Ред.). Рвется криминал в том числе. Нам надо посмотреть, Леонид Данилович, надо жестко все сказать. Нельзя народному депутату заниматься бизнесом. Это вообще нонсенс.


ДИВАННАЯ ГЕОСТРАТЕГИЯ И КОМПРОМАТ НА ПУТИНА

Представление о внешней политике президент имеет самое поверхностное. Оценки ситуации за рубежом поражают своей шаблонностью. Анализировать политические проблемы президент просто не умеет, и набраться чужих мыслей неоткуда. "Прослушка" помогает для внутреннего употребления. Но Деркач не мог записать патрону разговоры, скажем, Клинтона или Шредера. Поэтому главный дипломат мыслит крайне закомплексовано. Вот набор его суждений.

КУЧМА: Меня недооценивает сегодня Россия - это первое. Недооценивает Грузия. Я вот сегодня с Бальцеровичем (бывший премьер-министр Польши - Ред.) встречался. Значит, не будет Запад защищать и поддерживать, значит, Украину, не оглядываясь на Россию. На первом месте у них стоит Россия. А мы, вместо того, чтобы сгруппироваться и показать, что мы хотим сделать серьезные шаги, ну, президент сделал несколько шагов, а дальше. Что дальше? Что, снова будут кричать, что президент плохой, но никто же ничего не предлагает. Я тебе скажу, что Украина всегда проигрывала, потому что было огромное количество предателей, которые служили то России, то полякам. И сегодня так.

КУЧМА: Так что давайте, давайте работать. Сегодня на уровне Кабинета Министров можно поднять таможенные пошлины на российские товары. Что они подняли, блядь, на нас, а мы молчим? Я уже сколько раз говорил Ющенко: "Почему мы не делаем по принципу: поляки выгнали 5 человек и россияне выгнали (имеется в виду случай, когда по обвинению в шпионаже Россия и Польша объявили персонами нон грата ряд дипломатов - Ред.). Почему те подняли на 20 процентов (импортные пошлины на украинские товары — Ред.), а мы молчим?" Почему на государственном уровне только я гавкаю на Россию - уже несколько заявлений сделал?

"Гавкать" на Россию Кучма после начала "кассетного" скандала на самом деле не решался. Москва осталась единственной надеждой и опорой дискредитировавшей себя власти. Вместе с тем, компромат на Путина украинские спецслужбы собирали точно так же, как и на других "друзей" президента. 13 мая 2000 года в Вадуце, столице Лихтенштейна, был арестован адвокат Рудольф Риттер. Западная пресса со ссылкой на компетентные источники связывала Риттера с международным наркокартелем. Говорилось, что Риттер отмывал огромные средства через Россию, и его деловым партнером в Петербурге был Владимир Путин, в свое время сотрудник петербургской городской мэрии. Глава СБУ Деркач хвастается Кучме эксклюзивным компроматом на Путина. А Леонид Данилович размышляет вслух, чего бы такого попросить у Путина в обмен на добытые материалы. Запись от 2 июня 2000 года уже вызвала огромный резонанс в российской прессе.

ДЕРКАЧ: Леонид Данилович, мы вот тут у немцев интересную информацию вытянули. Значит, арестован вот такой вот деятель.

КУЧМА (читает): Риттер, Рудольф Риттер.

ДЕРКАЧ: Да. И по делу на этих, на контрабанду наркотиков.

КУЧМА (читает): Директор... получишь...

ДЕРКАЧ: Вот они, документы. Вот они вынули и документы. Вот здесь и Вова Путин.

КУЧМА: Это про Путина?

ДЕРКАЧ: Значит, россияне вот это все выкупили. Вот эти все документы. Остались только у нас. Я думаю, что Патрушев (директор Федеральной службы безопасности России - Ред.) будет пятнадцатого-семнадцатого. Вот это ему для работы... Ну, а у себя будем хранить. Они тут где-то хотят все закрыть. Это вам так бросим сюда его, да?

4 июня 2000 года компромат на Путина было решено использовать как сильный козырь в отношениях с Кремлем.

ДЕРКАЧ: Теперь, Леонид Данилович, значит, с американцами то,
что в отношении...

КУЧМА: Только под запись по Патрушеву передавать! Это действительно ценные материалы или нет?

ДЕРКАЧ: По этому...

КУЧМА: По Путину.

ДЕРКАЧ: Да. Там имеется очень много ценного. Это действительно фирма, которая...

КУЧМА: Нет, ты мне скажи, это Путину передать или сказать ему, что у нас есть материалы? Как договорились с... (имя неразборчиво - Ред.).

ДЕРКАЧ: Ну, можно. Но он все равно поймет, откуда мы взяли материалы.

КУЧМА: Я скажу: "Служба безопасности!" и плюс...

ДЕРКАЧ: Он тебе сказал: "Он, я передал вам".

КУЧМА: Я скажу, что у Службы безопасности нашей есть интересные материалы. Я не буду ему даже передавать.

ДЕРКАЧ: И сказать, что мы выбрали из Германии, и все, что было, значит, у нас (одно слово неразборчиво - Ред.) отдали. Больше ни у кого нет. Да? Теперь, я подготовил все документы по Путину и отдал вам.

КУЧМА: Видимо, если будет необходимость. Я не говорю, что я буду лично отдавать. Может, ты Патрушеву отдашь?

ДЕРКАЧ: Нет, ну я просто, как мы примем решение, все равно отдавать надо. Потому, что они все эти документы выкупили по всей Европе, потому что только у нас остался. Эта спецслужба в Германии, мы раньше начали (одно слово неразборчиво - Ред). Поэтому он очень заинтересован.

КУЧМА: А может я скажу, что у нас есть документы, подлинные
факты в Германии. Я вдаваться не буду.

ДЕРКАЧ: Ага.

КУЧМА: Скажу: "Дайте поручение своим, пускай с нашей службой свяжутся". А когда они с тобой свяжутся, скажешь: "Я президенту отдал, блядь. Забрать у него никак не могу".

ДЕРКАЧ: Хорошо.

КУЧМА: Поиграть надо тоже.


ПОРЯДОК И ПОРЯДОЧНОСТЬ

Любые решения в экономике страны проходят под знаком закручивания гаек. Но при этом правила игры остаются разными для всех. Абстрактные слова о "порядке" не подкрепляются на практике. Как тут не вспомнить агитационный плакат Кучмы образца 1994 года - "Порядок и порядочность"! Экономическая система подвержена манипуляции, но не саморегуляции. Мы приводим яркий образец определения президентом народнохозяйственной стратегии, весьма показательный с точки зрения характеристик действующих лиц. Запись разговора Кучмы с Азаровым и Копыловым, вновь назначенным председателем правления "Нефтегаза", которому выдают инструкции к действию 15 июля 2000 года.

АЗАРОВ: (к Копылову - Ред.). Бывают такие моменты - выборы и Россия. По всем остальным - жесткая чистка и жесткий порядок (имеется в виду, что махинации и выкачивание средств из "Нефтегаза" возможны в период избирательной кампании, или при необходимости рассчитаться с Россией - Ред.).

КУЧМА: Абсолютно точно. Надо расчистить. Поприглашать всех, кто там это самое, и сказать: "Хлопцы, руки на стол, и рассчитывайтесь", или в тюрьму или передать дело в прокуратуру. И все. И никакой жалости. А ведь там осталось, больше, чем достаточно.

КОПЫЛОВ: Ну, там же счета у Бакая, значит (наивный Копылов не понимает, что слова "навести порядок" не предполагают, что при этом должно пострадать президентское окружение - Ред.).

АЗАРОВ: Так что, не забирать? Забирай. Потому что легче вся работа будет (имеется в виду, что новый глава Национальной акционерной компании должен взять под контроль финансовые потоки НАКа, и отстранить от работы банки, через которые отмывал деньги Бакай - Ред.). Единственно, нужно будет определить серьезно базу, которую ... (одно слово неразборчиво - Ред.).

Практически все наши банки находятся под контролем отдельных лиц. То Суркиса, то "Итеры", и пошли-пошли (то есть банки контролируются украинскими и российскими олигархами - Ред.). С мелочевкой же нельзя такое серьезное дело делать (то есть работать в НАКе - Ред.).

КУЧМА: Нет, ну я не настолько, так сказать, Россию знаю. Но знаю ее, так сказать, имидж банковский. Ну, а так что, Матвиенко ставить? (хозяин крупнейшего украинского "Проминвестбанка", личный друг Кучмы - Ред.).

АЗАРОВ: Матвиенко тоже с Гришей Омельченко (народный депутат, выступает с разоблачениями Кучмы и его окружения - Ред.). Ну, с Матвиенко в любом случае можно работать.

КУЧМА: Конечно, он за крупные банки.

КОПЫЛОВ: Но, может быть, [банк] "Украина"?

КУЧМА: Но он же банкрот. (Кучма говорит о банкротстве "Украины" за год до ее краха, и не принимает меры для защиты интересов полутора миллионов вкладчиков - Ред.).

КОПЫЛОВ: Я понимаю. Я думал узнать, какая перспектива по программе. Будет ли он держать этот банк или не будет (имеется в виду, будет ли премьер-министр Ющенко выдавать кредиты для спасения банка - Ред).

АЗАРОВ: Ну, 600 миллионов долгов — это...

КУЧМА: Там вопрос стоит Международного валютного фонда. Давят на нас, чтобы мы объявили его банкротом. Мы пока не соглашаемся.

КОПЫЛОВ: Так мне не понятно. Отхватить такой кусок...

АЗАРОВ: Основные долги за газ находятся в Украине. Мне докладывают, что "Славянский" отхватил векселей но 260 миллионов! Причем, я думаю, что это не последний. Мне просто пока не докладывают по другим банкам (вексельные и другие неденежные схемы расчетов заводят в тень большую часть украинской экономики - Ред.). Конечно, нужно людей из среднего звена брать из регионов. Пока он скурвится, он свое дело сделает.

КУЧМА: Да, абсолютно точно.


"БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ" ПРЕЗИДЕНТ

Профессиональные любители Кучмы говорят, мол, есть недостатки у гаранта Конституции, но кто не без греха. Главное - приказать убить человека "мягкосердечный" президент не способен. Как заметил в своем интервью влиятельный олигарх Андрей Деркач, сын бывшего шефа СБУ, "если запереть вас в комнате с девушкой, то мало ли чего вы наговорите". Очень надеемся, что своей жене Деркач никогда не говорит наедине того, о чем Кучма с Азаровым рассуждали 24 мая 2000 г.

АЗАРОВ: ...Теперь мы ж с Риги привезли по Фельдману (арестованный бизнесмен близкий к Юлии Тимошенко - Ред.). Он там вообще сейчас тактику избрал такую: на допросах -полностью молчание. Других показаний не дает: "Я не помню, я не знаю, и так далее".

КУЧМА: Ты посади его к уголовникам, пускай...

АЗАРОВ: Леонид Данилович, ну, вы знаете что, значит, я вам не рассказывал по Запорожью. Там добились и уволили, так сказать, прапорщика, который организовывал "кидания" (на бандитском и милицейском жаргоне это означает неограниченное применение силы к задержанному - Ред.). Они сидели в одном СИЗО. Они обменивались информацией. Тоже нашего наркоторговца засекли и выгнали его. (Судя по всему агентов Азарова арестованные разоблачили в камерах - Ред.). Все остальные этапом идут сюда. Здесь у него комфортные условия, такое наше законодательство. Ни к каким уголовникам не подсадишь, если мы хотим, чтобы потом на суде не было осложнений, чтобы суд прошел без сучка, без задоринки. (Имеется в виду, что следы "кидания" будут на суде очень заметны - Ред.). Руководитель, конечно, колоссальный, завязки денежные крутятся, по большому счету как-то надо этот бардак все-таки мочить, мочить, мочить. Жестко очень.

КУЧМА: Иначе нельзя, сегодня если попустишь. Если мы банк "Славянский" сейчас отпустим - пиздец тебе. (Фельдман был одним из хозяев "Славянского" – Ред.). Будут над нами смеяться, больше ничего.


Продолжение следует.

"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования

Читайте УП В Google News