За ТЭК взялись всерьез

Середа, 2 березня 2005, 19:45
Кабинету Министров, кажется, удается обеспечить работу по крайне мере одного отдельно взятого рынка – нефтепродуктов. Несмотря на то, что здесь осталось, как минимум три нерешенные проблемы, правительством в целом были сделаны правильные шаги по трансформации рынка топлива в сторону европейской модели. На очереди торговля углем, газом и электроэнергией.


Первые принятые Кабмином решения в сфере регулирования рынка нефтепродуктов можно приветствовать. Действительно, правительство в целом и лично Тимошенко предприняли не малые усилия, для того, чтобы навести порядок в этой отрасли.

Одно из самых важных решений в этой связи – принятие постановление об уплате НДС при импорте нефти сразу и деньгами, а также отмена всевозможных льгот.

В прошлые периоды, когда Россия взимала НДС с экспорта нефти, было экономически невозможно платить НДС в Украине. Его уплата в полной мере привела бы к такому удорожанию нефтепродуктов, при котором платежеспособность украинцев не позволила бы им покупать отечественный бензин.

Цена была бы совершенно неконкурентная по отношению к импорту горючего из той же России, Беларуси или даже Прибалтики, где нет двойного НДСа. А это, как минимум, могло бы привести к обвалу нефтепереработки. Поэтому, безусловно, работали некоторые серые схемы, которые позволяли избежать налогового давления на рынок.

Заметим, что государство не предоставляло специальных льгот для нефтяников. Однако заводы находили, как говорится, возможности и ряд компаний ими успешно пользовались.

В связи с тем, что с 1 января Россия отменила НДС на нефть при экспорте на Украину, появились все экономические предпосылки, чтобы отказаться от услуг льготников при поставках сырья.

Равные условия

По данным Минтопэнерго, представители крупных НПЗ – Лисичанского и Кременчугского с начала года начали закупать нефть напрямую, без посредников, которые имели возможность оптимизировать НДС

Именно эти производители неоднократно просили правительство о том, чтобы создать прозрачную и равную конкурентную борьбу, при которой не было бы преференций по налогам у одних заводов и полного налогового бремени у других.

"Юлия Тимошенко в свое время поняла две вещи. Во-первых, что не все отказались от этих услуг; во-вторых, что простыми устными договоренностями об одинаковых условиях работы консенсуса не достичь", - комментирует ситуацию аналитик компании "Атон" Жарко Стефановски.

Решение Кабмина, безусловно, является административным. Но, когда речь идет о равных условиях игры, правительство имеет все основания для принятия непопулярных мер.

По мнению Игоря Еремеева, руководителя фракции Народной партии и члена парламентского комитета по вопросам ТЭК, "такое решение дает возможность всем отечественным производителям оставить непрозрачные схемы работы, в том числе использование схем ухода от налогов с привлечением предприятий с иностранными инвестициями, фирм чернобыльской зоны". По словам Еремеева, принятые решения сами по себе не повлияют на цену нефтепродуктов.

С ним солидарен и президент ООО "ТНК-ВР Украина" Александр Городецкий, который сообщил, "если говорить о Лисичанском НПЗ, то это новшество не является ключевым и значительным для ценообразования нефтепродуктов". В то же время оба нефтяника не исключают роста цен в связи с подорожанием стоимости нефти в мире и прогнозируют, что в марте он может составить до 5%.

Несмотря на все плюсы создания равных условий работы, правительству пока не удалось решить три ключевых проблемы.

Прежде всего, в стране до сих пор нет эффективного механизма распределения топлива аграриям. Льготное горючее не может отпускаться посредникам. Аграрии должны работать напрямую с НПЗ – это принципиальный момент. И в этой работе обязательно нужен координатор от МинАПК, роль которого крайне важна. Без него нынешние договоренности НПЗ и аграриев не будут реализованы, поскольку нефтяники не отдадут топливо посредникам, а готовы реализовать только прямым потребителям.

Еще одна проблема – попытка аграрного лобби ВР Украины продавить применение в обязательном порядке специальной добавки к топливам - ВКД. Эту добавку, выпускаемую спиртовыми заводами, хотели принудительно заставить производителей горючего покупать и применять уже с первого апреля. Сами нефтяники соглашаются с тем, что экологичность ГСМ – важный вопрос, но считают, что производство горючего с ВКД "сносного качества" на сегодня невозможно.

Для изменения ситуации нужны значительные инвестиции в модернизацию заводов. В частности, некоторые владельцы НПЗ отмечают, что если начать выпускать бензины с указанными компонентами сейчас (без предварительной модернизации), то полученное топливо будет распадаться на воду, присадки и остаток уже прямо в двигателях автомобилей.

И, наконец, последнее. До сих пор на рынке нет определенности, кто будет возглавлять нефтяные компании, принадлежащие государству, или где есть его акционерное участие. Впрочем, здесь, по крайней мере, существуют очевидные пути решения.

Тендеры и процент

Одним из самых верных решений, принятых нынешним Кабмином, является реформа в сфере управления государственными энергетическими монополиями. В Украине сегодня действует не менее четырех энергетических госкорпораций - "Энергоатом", НАК "Энергетическая компания Украины", НАК "Нафтогаз Украины", НАК "Уголь Украины". Кроме того, в состав "Нафтогаза Украины" входят "Укртрансгаз", "Укргаздобыча", "Укртранснафта" и госпакеты акций "Укртатнафты", "Укрнафты".

Как рассказала в интервью автору статьи премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, правительственная команда "приняли окончательное решение по тому, что будем проводить тендеры на руководство ведущих государственных корпораций".

"Я лично выступаю за то, чтобы руководство всех компаний, в том числе и тех о которых вы говорили ("Нефтегаз Украины" и "Укртатнафта" - прим. автора) было выбрано на тендере. Я думаю, что в ближайшее время мы сможем согласовать окончательно список и принять решение", сказала она.

Инициатива премьера в этот раз была поддержана фактическими всеми политическими силами. По мнению Еремеева, проведение тендеров поможет подтянуть к управлению молодое поколение, которое мыслит по-другому.

"Сегодня назначается министр, а он субъективно назначает руководителя. И когда руководитель не справляется или коррумпирован, результаты деятельности неудовлетворительны или приносят убытки, то министр обязан прикрывать такого руководителя, потому, что он персонально отвечает за этого человека. Тогда за все это должен отвечать Кабмин. Это приводит к круговой поруке. В то же время введение тендеров, предусматривает более прозрачные механизмы", - сообщил Еремеев.

Действительно, если уж выбирать глав госкомпаний, так на открытом конкурсе. Но надо понимать, что для решения по тому или иному кандидату необходима его четкая программа и видение развития компании. А её не возможно сделать, не разобравшись в структуре отрасли и работе корпорации.

Не менее важным нововведением является назначение обязательного бонуса для глав монополий. По сути, это была единственная мера, способная остановить тотальное взяточничество и коррупцию в руководстве госкорпораций.

Речь идет о том, чтобы выплачивать процент от объема прибыли руководству и коллективам компаний, формируя, таким образом, заинтересованность менеджеров в результатах своей работы. В противном случае складывается парадоксальная ситуация.

Председатель правления одной из крупнейших нефтегазовых монополий получает в месяц меньше 500 долларов, при прибыли этой компании в 150 млн. долл. Естественно, что при столь несправедливом подходе к главе корпорации, сложно ожидать в его работе стопроцентной честности и прозрачности.

Теперь, когда руководство компаний начнет получать принятые во всем мире 10-15% от объема заработанной прибыли, ситуация может кардинально измениться. Лучше гарантировано забрать 15 млн. долларов по итогам года, чем попасть в места лишения свободы. Важно, что Кабмин не забыл и коллективы монополий – им также будут полагаться свои премиальные в зависимости от объема заработанных средств.

Неясные перемены

Необходимость проведения тендеров в последнее время явно диссонирует с попыткой глав монополий оставить вместо себя "своих людей". При таком подходе председатели правления компаний готовят себе достойных приемников на условиях сохранения ими определенных схем. И пытаются, по сути, навязать Кабмину этих "специалистов".

Еще больше смущает попытки политических сил продавить на должность директоров госкомпаний своих людей. Нет ничего дурного в том, чтобы глава корпорации имел определенные политические убеждения. Но, только в том случае, если при принятии решений он руководствуется экономической целесообразностью, а не заявлениями своей партии.

И тем более недопустимо, чтобы принадлежность к той или иной политической силе была причиной назначения на такого рода пост. Ведь главная задача любой корпорации, пусть даже государственной – получение прибыли. А политика должна проводиться профильным министерством. Поэтому единственная возможность на сегодня – это открытый тендер исходя из программ развития НАКов.

В качестве примера скрытой борьбы можно привести баталии за должность председателя правления НАК "Нафтогаз Украины". По словам народного депутат Геннадия Удовенко, "сегодня Президент Виктор Ющенко и его команда обновляют все руководство Украины, и поэтому, безусловно, будет меняться и руководство "Нафтогаза", которое было близким к Леониду Кучме".

В то же время, глава УНП член Комитета по ТЭК Юрий Костенко, сообщил, что именно в этой отрасли за годы независимости не произошло никаких изменений, которые бы привели к эффективному энергообеспечению украинской экономики. "У нас есть такие кандидаты – специалисты, которые знают, что и как делать, чтобы в Украине была решена энергетическая проблема", - заявил Костенко.

Кандидатурой УНП является народный депутат Игорь Тарасюк, внесший значительный вклад в победу оранжевой революции. Другой, озвученный претендент - член Комитета по ТЭК Александр Гудыма сообщил, что "себя я на этой должности не вижу – я политик, а в руководстве "Нафтогаза" политики нет".

"Новый глава НАКа должен разбираться в экономике и эта фигура должна быть влиятельной, чтобы не было проблем в отношениях Украина – Россия – Туркменистан", - считает Гудыма.

По словам этого народного депутата, "Виктор Черномырдин предлагал на эту должность замминистра топлива и энергетики Богдана Клюка, некогда возглавлявшего "Укргазпром". Но он себя дискредитировал, поскольку участвовал в коррупционных схемах прошлого Кабмина".

По словам Гудымы, недавнее назначение на должность первого заместителя председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Сергея Переломы, которого называют ближайшим сподвижником Юрия Бойко, выдвинуло еще одного "потенциального претендента" на пост главы НАКа.

"Сергей Перелома работал финансовым директором на "Криворожстали", которую в прошлом году приобрел Виктор Пинчук и Ринат Ахметов", - пояснил народный депутат.

Очевидно, что пока проходит борьба лоббистов, а не программ, по развитию компаний. Эта тенденция прослеживается и в "Энергоатоме", где без всякого конкурса уже назначен директором Юрий Недашковский. Без каких-либо объяснений снят и глава НАК "Энергетическая компания Украины" Олег Дубина.

Одним словом пока не ясно, как конкретно соотносить решения Юлии Тимошенко по проведению конкурсов на глав корпораций с проходящим, по сути, вручную разделом должностей.

Очевидно, что правительство сегодня делает все возможное, чтобы навести относительный порядок в сфере энергетики и продаж топлива.

Однако, путь к звездам энергетической безопасности Украины, как всегда пролегает через кадровые тернии.


PS А тем временем, Тимошенко объявила объявила, что в ближайшее время будет уволен глава НАК "Нафтогаз Украины".

На вопрос журналистов, будет ли отправлен в отставку руководителя "Нафтогаза" Юрий Бойко, Тимошенко сказала: "Будем сейчас, буквально в ближайшее время, менять".

По словам Тимошенко, кабмин будет "ставить исполняющего обязанности, а потом проводить конкурс".



Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді