7 ноября для украинской государственности – красный или черный день календаря?

П'ятниця, 7 листопада 2008, 13:06

Празднование 7 ноября как годовщины Октябрьской революции 1917 года в качестве государственного праздника и выходного дня в Украине было отменено Верховной Радой несколько лет назад.

Причем, в основном голосами тех же самых людей, которые еще 20-30 лет назад не просто были членами КПСС и сами вышагивали 7 ноября на демонстрациях, но и отправляли на них своих подчиненных по разнарядкам, т.к. занимали в структурах КПСС или ВЛКСМ весьма высокие посты.

А после 1991 года все эти бывшие профессиональные атеисты и неутомимые борцы с капитализмом и национализмом, в мгновение ока превратившись в обличителей "проклятого тоталитарного прошлого" и "прихватизировав" все, до чего дотянулись - а дотянулись они практически до всей экономики Украины. Потом они наперебой ринулись ставить под телекамерами свечи в церквях и отмечать совсем другие, "антисоветские", праздники.

С 90-х годах XX столетия и по сей день властную верхушку независимой Украины, как и большинства других стран СНГ, составляет за редкими исключениями симбиоз бывшей партийно-комсомольской номенклатуры, "бригадных" бандитов и обслуживающей их прослойки недавних поэтов соцреализма и историков КПСС.

И эта верхушка, собственно, и не может по иному, кроме как резко отрицательно, относиться к идеологии, рожденной Октябрьской революцией, и к самой революции.

Ведь для одной, откровенно уголовной части этого властного симбиоза советская идеология резервировала места отнюдь не в парламенте и правительстве, а в тюрьмах, а второй, номенклатурной, позволяла определенное время и с большими ограничениями управлять собственностью, но не владеть ею, и, соответственно, не передавать по наследству и т.д.  

А потому последние 17 лет вся контролируемая украинской властной "элитой" "идеологическая машина", в лице большинства СМИ, системы образования и т.д., целенаправленно пытается превратить 7 ноября из еще недавно красного  дня календаря в черный - во всех смыслах этого слова.  

Пытаться в одной небольшой статье проанализировать все положительные и отрицательные - а утверждать, что были только те, или только другие, могут лишь оголтелые фанатики с той или иной стороны - последствия октябрьских событий 1917-го года, и давать им безапелляционно однозначную оценку – нет ни возможности, ни смысла. 

Хочу обратить внимание лишь на два очень распространенных и крайне нелогичных стереотипа, навязываемых в Украине современными противниками Октябрьской революции.

Первый стереотип, связанный с ней, связан с самим названием октябрьских событий 1917-го года, которые ее противниками неизменно называются переворотом, а не революцией.

Чтобы объективно разобраться – революция ли тогда произошла, или переворот, для начала надо определиться с терминами. Не углубляясь при этом в дебри споров между разными научными школами, идеологиями и политическими течениями, остановимся на главных, мало кем оспариваемых вещах.

Хотя сам термин революция и происходит от позднелатинского Revolutio, означающего как раз поворот или переворот, но, безусловно, современное значение этого слова значительно шире, чем просто переворот.

Большинство определений революции можно в принципе свести к определению ее как глобального качественного изменения в развитии какого-либо явления (в обсуждаемом нами случае – общества и государства), связанном с открытым разрывом с предыдущим его состоянием. 

Революцию как качественный скачок в развитии, разрыв постепенности отличают и от эволюции, где развитие происходит постепенно, и от реформы, в ходе которой производится изменение какой-либо части социальной, политической и т. п. сферы, без затрагивания существующих основ системы.

В исторической науке, социальной философии и политологии революции делятся на социальные и политические. Социальные революции приводят к смене одного социально-экономического строя другим, а политические революции — к замене одного политического режима другим, без изменения строя.

Именно соответствие этим, отнюдь не мною придуманных, признакам, и позволяет историкам говорить о Нидерландской, Английской, Великой Французской революциях в XVI, XVII, XVIII веков соответственно, революции 1848 года в Европе и т.д. Кстати, и в нашем общественном  сознании революция в основном ассоциируется с приведенными выше определениями.

Поэтому, если оставаться объективным, Октябрьские события 1917 года по всем приведенным выше критериям соответствуют понятию "революция" и  надо или признать этот факт, или тогда заявить, что никаких революций в истории вообще не существовало, а все, что мы ими называем – сплошные перевороты или бунты.

Стереотип второй формируется в результате настойчивого навязывания обществу мнения о том, что наше нынешнее государство является преемником если уж и не Трипольской "цивилизации", то как минимум УНР и ЗУНР, а то и "державы", провозглашенной ОУН во главе с Бандерой в июне 1941 года во Львове.

В третьем пункте того "Акта воссоздания Украинской державы", кстати, говорилось: "Воссозданное украинское государство будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Велико-Германией, которая под руководством Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе и мире…".

Отсюда, соответственно, и вся риторика о "возрождении украинской государственности" с 1991 года, прославление героев Крут и ОУН-УПА, непонятно почему, кстати, соединяемых в одном историческом ряду, и т.д.

А Советский Союз и Украинская Советская Социалистическая Республика, как и породившая их Октябрьская революция, при такой постановке вопроса, естественно, объявляются для украинской государственности чем-то чужеродным, пришлым и чуть ли не оккупационным.  

Если разобрать историческую основу для подобных сентенций, то она, мягко, говоря, явно хромает.

А лучший ответ на описанную в предыдущем абзаце "концепцию", еще в 1920 году дал в своей книге "Возрождение нации" Владимир Винниченко – один из творцов и лидеров той самой УНР, воевавшей с большевиками, глава первого правительства Центральной Рады, позже – глава Директории.

Цитирую, что он писал о причинах поражения возглавлявшейся им, а затем Петлюрой Директории: "И тут, опять-таки, как и при Центральной раде, мы всю вину приписывали русским большевикам: это они, дескать, шли на Украину со своими войсками и били нас!

И опять-таки необходимо открыто и искренне сказать, что если бы против нас не было восстания нашего собственного крестьянства и рабочих, то российское советское правительство ничего не могло бы сделать против нас.

И снова, как и тогда, не большевистские агитаторы разлагали наши республиканские войска, так геройски дравшиеся с гетманцами и немцами, а мы сами, наша болбочановщина, петлюровщина, коновальщина.

И не российское советское правительство выгоняло нас из Украины, а наш собственный народ, без которого и против которого, еще раз повторяю, российские советские войска не могли бы занять ни одного уезда нашей территории".

Потом, правда, появилось множество "специалистов", которые, судя по их трудам, намного лучше знают, кто выгнал Винниченко, чем сам Винниченко, но из песни, как говорится, слов не выкинешь.

Как не выкинешь из истории и рабочих киевского "Арсенала", больше 1000 которых погибли во время Январского восстания в боях за Советскую власть – как раз в те дни, когда под Крутами около 300 студентов погибали в боях против нее.

Только последним теперь возводят памятники и пишут о них в учебниках как о героях, а о первых теперешние школьники и студенты и вовсе не знают, а улицы, названные в их честь, переименовывают.

Забыв о том, что в гражданских войнах правых и виноватых, как правило, не бывает. Не выкинешь из истории и"красное казачество", и красных командиров Щорса и Юрия Коцюбинского - сына Михаила Коцюбинского, и т.д.Все они никак не тянут на "русских оккупантов".

Но, повторюсь, если историческое обоснование чужеродности УССР для современной Украины явно хромает, то юридическое обоснование не просто хромает – у него и вовсе ног нет.

Нынешнее государство Украина, гражданами которого мы все с вами являемся, юридически происходит и является бесспорным и единственным правопреемником той самой УССР, создание которой явилось одним из прямых последствий Октябрьской революции 1917 года, без которой, соответственно, украинская государственность в теперешнем ее виде просто не состоялась бы.

Правопреемственность Украины именно от УССР, а не от какого-либо другого государственного объединения (УНР и т.д.), когда-либо действовавшего на территории Украины, закреплена, помимо прочего, специальным законом "О правопреемственности Украины", принятым 12 сентября 1991 года и действующим и по сей день.

По этому и другим законам, в частности, все граждане СССР, постоянно проживавшие тогда в Украине, автоматически получили гражданство Украины.

В отличие, например, от Прибалтийских государств, объявивших себе преемниками не советских республик, а довоенных государств, из-за чего у огромного числа их жителей, в том числе и украинцев по национальности, возникли большие проблемы с получением гражданства и других прав в этих странах.

Членство в ООН, кстати, как и во многих других международных организациях, мы тоже получили именно как правопреемники УССР. И так далее.

Поэтому те, кто пытается вычеркнуть из истории Октябрьскую революцию или окрасить ее в сугубо черный цвет, тем самым, как бы это непривычно и парадоксально для них не звучало, то же самое, по сути, делают с истоками действующей украинской государственности – как  минимум, в юридическом смысле.   

Евгений Филиндаш, директор центра социальной аналитики "Левый взгляд"

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді