Сидел бы дома

П'ятниця, 7 серпня 2009, 10:38

Объезд "своих" украинских владений главой Московского патриархата Русской православной церкви Кириллом, как и ожидалось, усилил раздрай в стране и ни на йоту не приблизил перспективу объединения существующих де-факто в Украине православных церквей.

Не предвидеть этого было невозможно, ведь живы еще в памяти протесты украинцев против визита Алексия II.

Московские СМИ полагают, что Кирилла подвигло на заграничное турне желание "попиариться". Россиянам виднее. Но и без того понятно, что поездка преследует не только цель помолиться вместе со своей паствой.

Перед вылетом в Киев, Кирилл обещал, что это будет чисто пастырский визит. Слукавил преподобный. Без "грязного дела", то бишь политики, не обошлось. И в отдельных эпизодах умный и образованный человек выглядел заштатным пропагандистом, который и сам-то, похоже, не верит в то, что пропагандирует.

Странно было слушать, например, рассуждения сановника об интеграции с Европейским Союзом: "Побрякушки очень притягательны. И не только во времена Миклухо-Маклая", – иронизировал предстоятель РПЦ, имея в виду уклад жизни западных европейцев.

И в качестве пояснения: "Что такое уникальное нам говорит сегодня эта богатая цивилизация? Почему мы с легкостью отдаем свое первородство? Мы готовы вступать в объединенную Европу, но мы туда вступаем во имя того, чтобы получить идеи? Чтобы получить прививку некоего правильного образа жизни? Мы вступаем туда для того, чтобы сытно есть. Мы вступаем туда ради желудка и карманов".

Возможно, отец Кирилл считает, что авторитарный путинский режим (несамостоятельный Медведев не в счет) – это и есть правильный образ жизни? Он не уточнял. Да и чем же плохо людям иметь сытые желудки и непустые карманы – человек в черной рясе с дорогими часами, тоже не прояснил.

Наверное, ему больше нравится тот "уровень средней нищеты", коим, как могильным камнем, придавлено большинство россиян, да и украинцев тоже.

Но послушаем высказывания Святейшего о душе. Заодно узнаем, чего же ради не стоит стремиться в этот безбожно сытый ЕС. А дело-то все в том, что "мы с вами прошли уникальный опыт, никто такого опыта в мире не прошел". Что за драгоценность такая? По словам Кирилла, это "опыт гонений, опыт исповедничества, опыт мученичества, опыт сопротивления организованной безбожной идеологии".

Вот на этом основании, да еще на том, что "мы" можем генерировать какие-то идеи (на счет их внедрения преподобный умолчал), украинцам и не стоит стремиться в добропорядочную Европу.

Можно было бы пожать плечами и забыть. Мало ли что вещают заезжие агитаторы. Но не тот случай. В Украине прихожан Московского патриархата – десятки тысяч. Многие верующие люди преклоняются перед авторитетом Патриарха Московского и Всея Руси, и далеко не все из них понимают, что даже сановники такого уровня крепко завязаны на политике и могут проповедовать далеко не от имени Бога.

Стоит напомнить, какое значение православной религии придают правители многоконфессиальной России. Путин, будучи президентом, на одной из своих пресс-конференций воинственно приравнял "традиционные конфессии" России по значимости к ее ядерному щиту, заявив, что и первые, и второй являются элементами, укрепляющими российскую государственность.

Профессор Сергей Филатов, один из ведущих специалистов по вопросам религии в России, отмечал, что под "традиционными конфессиями" власть эвфемистически подразумевает РПЦ.

Известно, какую малопривлекательную "вертикаль власти" выстроили путинцы за годы правления Россией. В нее пинками загнали практически все: суды, прокуратуру, парламент, СМИ, культуру, науку, образование... Теперь "люди в штатском" пошли дальше.

"Святейшему патриарху не позавидуешь… – было сказано накануне визита в Украину главы РПЦ в издании одного из лидеров российской оппозиции Гарри Каспарова. – Кирилл возглавил церковь именно тогда, когда российская власть вновь, как во времена Петра Великого, собралась прибрать к рукам "духовное ведомство".

И Кирилл встраивается в "вертикаль". В ходе украинского турне он, похоже, превзошел Затулина и Лужкова вместе взятых.

Его Святейшество тоже не уходил от острых тем. Так, его заявление о том, что сталинизм нельзя приравнивать к фашизму, вызвало волну протеста как в Украине, так и в России. И справедливо. Ведь, если следовать логике предстоятеля РПЦ, якобы есть большая разница в деле истребления людей по национальному и социальному признакам.

Украинская народная партия обратилась в Генпрокуратуру и СБУ с требованием проверить данное высказывание патриарха РПЦ на предмет соответствия законодательству Украины.

Нравственную же оценку, кажется, точнее всех дала известная российская общественная деятельница Новодворская: "Для любого христианина недопустимо дозировать добро-зло, делить зло на домашнее красное лучшее и на чужое черное худшее. Это полное кощунство".

По мнению Новодворской, речь патриарха в Киеве вновь подняла вопрос "о моральном уровне РПЦ, которая не только нетерпима к иным конфессиям, которая отнимает на всех континентах собственность у других церквей, но еще и пытается реабилитировать сталинизм и пытается ввести новую юридическую категорию – "как бы преступление".

"Лучше бы святейшему Кириллу сидеть дома, а не ездить в гости. То, что он сам осрамился – его личное дело, но то, что он всех порядочных священников не выгнанных им, поставил перед выбором, как им такому предстоятелю церкви подчиняться или куда податься – это очень печальный вопрос", – заключила Новодворская.

Надо ли винить Кирилла в подобном грехопадении? Странный, вроде бы, вопрос, ведь никто Святейшего за язык не тянул. Таков его выбор. Однако не все так просто.

Путинская "вертикаль" не прощает свободомыслия никому. И расправляется с ним жестко и нередко бесчеловечно. Примеров тому не счесть. А его Святейшеству есть что терять – в декабре 2008 года московское издание The New Times сообщило, что его состояние оценивается в $4 млрд. Ни сам Кирилл, ни руководство РПЦ эти данные не комментировали.

Кстати, о материальных ценностях. По информации киевского профессора богословия Дмитрия Степовика, приходы Украинской православной церкви Московского патриархата составляют около половины от общего количества приходов Русской православной церкви. Именно средства из украинских приходов составляют львиную долю поступлений РПЦ.

Вот здесь и, понятно, в стремлении правителей России сохранить Украину в качестве вассала, и надо искать причины нежелания верхушки РПЦ дать согласие на создание единой Украинской православной церкви.

Преодолеть это можно только одним способом. Нужно строить такую страну, чтобы она была привлекательной во всех отношениях. И с точки зрения материального достатка населения, и с точки зрения соблюдения прав и свобод граждан.

Это процесс, конечно, не такой быстрый, но надо шаг за шагом двигаться вперед и не поддаваться кремлевской пропаганде, пусть даже и звучит она подчас из уст высоких чинов РПЦ.

Четко высказался по этому поводу первоиерарх РПЦЗ( А) Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Агафангел (Пашковский). Комментируя выступление Кирилла (Гундяева) на украинском телеканале, он написал в своем блоге: "Это голос, восхваляющий и исповедующий Путинскую криминальную систему, а не распятого Христа" – передал портал Новости христианского мира.

К сожалению, расклад в системе украинских масс-медиа таков, что голос правды о внутреннем положении России вообще и жесткой зависимости РПЦ от авторитарного режима, в частности, не доходит до основной массы населения или доходит в очень искаженном виде.

Ситуация в этой сфере изменится только тогда, когда высшие руководители Украины всерьез озаботятся информационной безопасностью государства.

Что касается денег, которые МП РПЦ выкачивает из украинских приходов, то надо найти правовой механизм, чтобы перекрыть эти потоки. Негоже, чтобы граждан Украины оболванивали за их же счет.

Александр Косвинцев, для УП

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді