Деятельность в зоне риска

Вівторок, 3 листопада 2009, 16:46
Украина находится в бифуркационном пространстве формирования новых геополитических конструкций 21 века. Мир перестал быть двухполюсным, перестал быть однополюсным и стремится к многополюсности центров силы. Еще никто не знает окончательной геополитической конфигурации, и будет ли она стабильной вообще.

Дополнительную неопределенность будущего сформировал жестокий мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году. Рецессия мировой экономики, стремление больших стран обезопасить себя от экономического падения, способствуют развитию новых нелиберальных и авторитарных капитализмов крупных государств: Китая, России, Бразилии.

Украина находится в эпицентре пространства уже экономических трансформаций, что дает шанс войти в новые торгово-экономические структуры и механизмы, которые на фоне ломки геополитических конструкций, могут приобрести совершенно непредсказуемые формы.

Этот же экономический кризис показал, насколько разбалансирована экономика Украины, имеющая всего несколько бюджетонаполняющих экспортоориентированных отраслей, стремительно теряющих свою эффективность, поставивших государство на грань финансового дефолта.

Обещания нынешних политиков быстро сформировать инновационную наукоемкую экономику на фоне десятилетий безответственного отношения к научно-технической системе государства, является не более чем политическим пиаром.

В условиях резкого охлаждения мировой экономики, ставка на наукоемкий украинский hi-tech вызывает сомнение. О чем говорить, если даже ранее экономически и социально отсталые страны научились делать свои ракетоносители…

Как ни парадоксально, но одним из немногих системных локомотивов экономического развития Украины может стать сельское хозяйство. Этот сегмент украинской экономики, при грамотном управлении его развития, может быть востребован абсолютно во всех направлениях.

Сытой Европе и США – высококачественные органические продукты питания. Голодающим странам – производство гуманитарной помощи за средства мирового сообщества, даже с применением ГМ-технологий, на обедненных по показателю плодородия землях. Таких на сегодняшний день в Украине до 10 000 000 га.

Всем остальным странам – продукты питания, произведенные по традиционным технологиям.

Даже трудно подсчитать, сколько дополнительных сотен тысяч рабочих мест создаст эффективное сельское хозяйство в смежных отраслях переработки и услуг.

Грамотно организованная система зеленых органических производств вдоль рек, лиманов и природоохранных зон может стать еще одной инвестиционной площадкой для формирования недорогого и экологически сбалансированного туризма, что в условиях стремительного обеднения, заполнит нишу услуг в туристической сфере, как для иностранцев, так и для украинцев.

Десятки тысяч горожан, потерявших работу вследствие рухнувших бесполезных экономических авантюр, вновь смогут найти работу, вступив в сельскохозяйственные кооперативы даже со своими дачными участками.

И не их задача искать, куда сбыть то, что они могут произвести на тех клочках земли, которые, по странному стечению обстоятельств, людям удалось вырвать у государства.

Этим должны заниматься совершенно иные структуры, лоббирующие и формирующие интересы Украины в трансформирующемся мире и используя для этого все "искусство возможного" в системе конкурирующих между собой глобальных центров силы.

Просто владение перспективным производственным ресурсом еще недостаточно для получения полноценного экономического и социального эффекта.

Основа развития уникальных ресурсов страны более находится в умении увидеть динамику современных политических и экономических изменений в мире, и осмысленно войти в этот процесс.

А еще лучше научиться влиять на процессы трансформации, чтобы к моменту стабилизации процесса, оказаться не на задворках, а в центре событий, имея свой рычаг влияния и свои экономические ниши.

Реализация такой стратегии развития неразрывно связана с уровнем владения политической элитой управленческими навыками достаточными для реализации амбициозной геополитической игры.

Развитие невозможно без инициации сложных многоуровневых коммуникаций в социокультурной, экономической, политической и иных сферах межгосударственных отношений.

К сожалению, десятилетие политической и экономической деградации привели к ситуации профессионального вакуума практически во всех сферах управления государства.

Управленческие позиции из инструмента развития страны трансформировались в разменный продукт между политическими и экономическими конкурирующими группировками.

Формирование команд происходит или по принципу платежеспособности, или по принципу преданности.

Деятельность людей на управленческих позициях сводится к примитивному выкачиванию ресурсов и выполнению политического заказа, – но никак не к возрастанию уровня жизни в государстве или реализации эффективной стратегии развития.

На сегодняшний день политическая элита, в силу высокой коррумпированности, так и не смогла сформировать достаточное количество управляющих кадров способных организовать реальную модернизацию внутренней политики и экономики страны и обеспечить эффективную реализацию осмысленного проекта развития государства Украина в современном мире.

Более того! Авантюрная игра за власть строиться в большей мере на основе манипуляций с собственным населением, а не с внешними игроками. Пример эпидемии гриппа – яркий и показательный пример использования ситуаций несущих угрозу для населения в политических целях отдельных властных групп.

Не только украинское общество, но и мировая политическая элита постепенно устает от действующих украинских властей. На Западе, и на Востоке считают уже невозможным и неинтересным иметь дело с нынешней правящей верхушкой.

Практически на каждом представительском международном форуме украинцев укоряют за внутренние конфликты, политическую нестабильность и коррупцию.

Мы вновь возвращаемся к ключевому вопросу развития Украины. Этот основной вопрос – формирование компетентной политической и управленческой элиты в стране.

Нынешние парламентские партии, в силу высочайшей коммерциализации, неспособны стать эффективными "лифтами" для новых политических и экономических менеджеров.

Эти "системы" воспроизводят самих себя и принципиально ничего не могут изменить ни в себе, ни в стране, так как основная цель большей части игроков в этих структурах  обогащение любой ценой.

Мы неизбежно приходим к необходимости появления новых политических объединений, направленных, прежде всего, на решение конкретных вопросов развития базовых промышленных отраслей Украины.

Например, для реализации амбициозного сельскохозяйственного проекта такой политической площадкой может стать восстановленная Аграрная партия. Ни одна из крупных парламентских партий не может стать катализатором процессов в сельском хозяйстве, так как они заполнены людьми, лоббирующими явно не аграрные интересы.

Единственный же путь для тех, кому небезразлична судьба Украины, а таких в стране достаточно, – это вступление в наиболее близкие и менее коррумпированные политические движения и реализация своих планов в поле реальных проектов любым способом.

В этом случае, по крайней мере, лично перед собой, настоящий политик будет иметь чистую совесть, сделав все возможное для благополучной жизни своих сограждан и развития страны.

 

Юрий Старчевский, директор Южного центра политического консультирования, для УП

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді