"Мільйонники" з трущоб

53 перегляди
Понеділок, 07 грудня 2009, 14:29
Олександр Фельдман
обирався як народний депутат України від БЮТ, нині - член Партії регіонів

В современных условиях все большую роль в мировой экономике начинают играть города и в особенности крупные мегаполисы.

Украина, которая занимает 19 место в мире по количеству городов-миллионников, пока не может похвастаться вхождением в списки городов-мировых лидеров.

Общеизвестно, что на сегодняшний день 53% населения из 30 государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, членом которой Украина не является), живет в 78 городах с населением свыше 1,5 миллионов. При этом на долю городов приходится около 50% ВВП соответствующих стран.

Вроде бы и в Украине также существует похожая тенденция. Так, ВВП Киева стабильно составляет около 20% от ВВП Украины.

В Киеве сосредоточенно свыше 30% всех иностранных инвестиций, на столицу приходится около 40% импорта и более 12% экспорта товаров и услуг Украины, почти 30% оптового товарооборота и т.д. Но все это еще не дает основания считать Киев глобальным и даже экономически развитым городом.

Считается, что экономически развитыми городами являются такие, где показатель ВВП на душу населения составляет не менее 10 тысяч долларов США. В докризисные времена подушевой ВВП для жителей Киева составлял 49,9 тысяч гривен, что на сегодня составляет менее 7 тысяч долларов США. Это именно тот случай, когда мнимое "богатство" украинской столицы только подтверждает нищету других городов и страны в целом.

Если посмотреть на ситуацию в остальных крупнейших городах и агломерациях, то статистика откроет еще более печальные факты.

Так, по данным Госкомстата, в ВВП Украины вклад таких регионов как Днепропетровщина, Харьковщина, Донеччина, Одесщина и Львовщина в 2007 году составил 71173, 43868, 92093, 33116 и 27987 миллионов гривен или от 3,8 до 12%.

Т.е. ни один украинский мегаполис по отдельности, ни объединенные в группы крупнейшие регионы - не могут сравняться по показателям экономического развития со столицей. Хотя во многих странах показатели развития крупнейших городов не уступают, а то и опережают развитие столиц.

Если такая ситуация сложилась в докризисное время в относительно благополучных крупнейших городах (вместе с окружающими их экономическими регионами), то можно только представить реальное состояние дел в т.н. "депрессивных регионах" и сотнях областных райцентров...

В это же время, согласно недавнему прогнозу PricewaterhouseCoopers, ресурсы развития современной экономики постепенно перемещаются в города, где концентрируется международная активность.

В 2005 году на долю сотни крупнейших городов приходилось 25% мирового ВВП, в 2008 году - 30%. В этом же году, города Мехико и Сан-Паулу уже вошли в первую мировую десятку по объему ВВП. Москва заняла 15-е место.

Шанхай и Мумбаи вошли в первую тридцатку рейтинга. Чуть ниже расположились другие города из развивающихся стран: Стамбул (34-е место), Пекин (38-е место), Манила (40-е место), Каир (42-е место) и Гуанчжоу (44-е место).

Если в 2008 году в первой сотне было 39 городов, представляющих страны с развивающейся экономикой, и 61 город - с развитой, то в 2025 году этот разрыв сильно сократится. На города с развивающейся экономикой будет приходиться 48 мест в первой сотне, а на города с развитой экономикой - 52.

По прогнозам специалистов ООН, к 2025 году уровень урбанизации в развивающихся государствах превысит 80%.

Ни одна страна мира не сможет быть в числе лидеров, не имея хотя бы одного глобального города. Помимо конкуренции между странами будет происходить и жесткая конкуренция между городами.

Даже поверхностное знакомство с международной статистикой позволяет увидеть, что экономический потенциал глобальных городов колоссален и будет только возрастать. Сегодня первая десятка глобальных мегаполисов сосредотачивает свыше 1/10 ВВП всего мира.

К сожалению ни один украинский город, несмотря на то, что большинство из них возникли раньше и еще несколько десятилетий назад могли претендовать на достойные места в любых рейтингах - пока даже не попали ни в какие "чарты" и не подали обнадеживающих сигналов экспертам.

Можно с уверенностью сказать, что по качественным показателям развития, Украина начинает отставать не только от группы развитых стран, но и от развивающихся.

Украинские мегаполисы сегодня развиваются по "горизонтальной" траектории - чисто количественно, на фоне друг друга, они вроде бы растут, вытягивая из окружающей среды человеческие и финансовые ресурсы, но в сравнении с мировыми тенденциями и качественными характеристиками развития, они заметно деградируют демографически, инфраструктурно и экономически.

Вместо традиционных базовых укладов жизни аграрного, индустриального и постиндустриального, в Украине существует риск появления мутантных форм, объединяющих в себе последствия, а не преимущества прогресса. От своих постсоветских побратимов украинские "сити" отличаются разве что многомиллионными долгами и значительными дефицитами бюджетов.

Есть ли у Украины шанс обзавестись глобальными городами или хотя бы мегаполисами, которые можно будет считать экономически развитыми?

В принципе есть.

Во-первых, эксперты ОЭСР, считают, что мегаполисам имеет смысл расти лишь до определенного предела - 7 миллионов человек. Дальше связь между количеством населения и подушевым ВВП становится отрицательной.

Кроме того, что все украинские Киев, Харьков, Одесса, Днепропетровск, Донецк и Львов еще очень далеки от превышения этого порога, у каждого из них есть еще серьезный задел для роста.

И еще - чем ниже "дореформенный уровень", тем сильнее может быть эффект от модернизации. Чем позже начата модернизация - тем выше уровень осваиваемых технологий. Но на этом добром противоречии нельзя спекулировать...

Во-вторых, развитием городов движут тенденции, которые легче "возглавить", чем остановить. Ключевым фактором роста городов в странах с развивающейся экономикой является приток населения в центры с наибольшей экономической активностью.

В Украине, этот процесс связан преимущественно с поиском населением высокооплачиваемых рабочих мест, которые традиционно приходятся на города-миллионники.

Так, уже сегодня в Украине можно насчитать 6 крупных агломераций, которые потенциально могут сформировать 6 развитых экономических центров: Киевская, Харьковская, Донецкая, Днепропетровская, Одесская и Львовская.

В этих 6 агломерациях проживает минимум 12 миллионов человек, что составляет около 27% всего населения Украины. Если эти процессы концентрации станут наконец-то осмысленными, целеориентированными и управляемыми, то уже в перспективе ближайших десятилетий, наши центры агломераций смогут конкурировать с европейскими.

Если же концентрация будет стихийной, то это чревато "онкологическими" результатами, которые только на первый взгляд кому-то могут показаться "развитием".

В-третьих, города в отличие от стран обладают собственной спецификой инвестиционной привлекательности и собственной природой экономического роста.

В развитии городов всегда есть большое пространство для игры счастливых случайностей и приложения умственных усилий. Всегда можно выиграть право на проведение какого-либо международного шоу (как нам уже повезло с ЕВРО-2012) или построить что-то типа "андронного коллайдера" (уникального музея, архитектурного памятника и пр.) к которому потянутся миллионы любопытных и состоятельных.

Благодаря экономическому кризису "уравнялись" экономические потенциалы городов, а политический кризис уравновесил возможности лоббистов. Можно сказать, что стала возвращаться реальная стоимость естественных и по-настоящему глобально значимых преимуществ украинских городов - эстетического облика, уровня массовой культуры и образовательного уровня жителей, благоприятных условий проживания и пр.

Привлекательный имидж и адекватность стратегии развития могут послужить факторами, которые "перекроют" часть сугубо материальных проблем.

Например, в 20-м выпуске ежегодного отчета "European Cities Monitor" Варшава признана городом, в котором в ближайшие пять лет можно ожидать наибольшего притока иностранных компаний.

Из всех европейских городов, для расширения своего бизнеса 36 крупнейших компаний выбрали именно Варшаву, а не Москву как годом ранее, по показателям качества жизни, доступности рынка, количества и качества персонала, стоимости офисных помещений и транспортных связей и др. Так что, как говорится, "не в деньгах, счастье"...

Последнее и главное - модель экономического роста, основанная на дозагрузке старых производственных мощностей, приватизации госсобственности, спекуляциях с землей и привлечении на эти нужды доступных банковских кредитов - подверглась саморазрушению.

И Слава Богу! Пора строить производительную, а не перераспределительную экономику, основанную на качественных характеристиках развития и инновациях. Именно крупные города сегодня естественным образом соединяют потоки людей, финансов, знаний и товаров. В конкретных городах, а не в абстрактных отраслях - живут реальные люди. В города, а не в "народно-хозяйственные проекты" идет бизнес, инвестиции и новые рабочие места.

Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Донецк и Львов, по аналогии с глобальными городами мировой экономики - это каркас полноценной национальной экономики Украины.

Поэтому Украине сегодня необходима четкая национальная стратегия развития для "городов-миллионников", а не общие политические рассуждения на тему "реформирования местного самодержавия".

Нужно законодательно закрепить за крупнейшими городами Украины особый статус, дать городским общинам широкие бюджетные полномочия, реанимировать действие специальных режимов инвестиционной деятельности и свободных экономических зон (после исправления предыдущих недостатков), нужно вкладывать государственные средства и привлекать иностранные инвестиции в серьезные проекты в системе транспорта, инфраструктуры и связи.

Развитие городских и региональных экономик - это не только экономический, но и политический национальный проект.

Почему вообще попытки узурпации власти по горизонтали (т.е. между ветвями власти) вызывают большое негодование среди отечественных и иностранных экспертов, а то же самое, но на вертикальном уровне (между центром и местным самоуправлением) - воспринимается как нормальное явление?...

Очевидно, что если произойдет расконцентрация власти и бюджетных ресурсов, то снизится уровень коррумпированности центральных органов власти.

Полномочия и финансы уйдут на места - глава государства вынужден будет иметь сильного Генпрокурора, эффективную правоохранительную и контрольную систему. Полномочия, которые уйдут вниз - не сможет узурпировать президент, парламент и Кабмин.

Таким образом, в нынешнюю систему может быть заложен созидательный конфликт, в результате которого произойдет функциональное разделение власти на центральную (политический, стратегический капитал и контроль) и местную (экономический капитал, исполнение и отчет).

Того, кто это не осознает - можно смело дисквалифицировать из украинской политики на основании явной профнепригодности и неадекватности.

Украинским мегаполисам нужно ставить глобальные и амбициозные задачи. Только так можно оправдать затраченные ресурсы и терпение налогоплательщиков. И только так можно добиться хоть каких-то серьезных результатов в развитии!

Александр Фельдман, народный депутат Украины (БЮТ)

powered by lun.ua
powered by lun.ua
ОУН – не колабораціоністи, або Чому треба заборонити новий підручник з історії
Однак треба визнати, що й деякі опоненти цього підручника не завжди мають рацію, захищаючи ОУН, УПА, їхніх лідерів від недобросовісних авторів та "істориків".
Зловживання як норма: морський бізнес проти державного рекету
Блокування роботи портових операторів правоохоронними органами шкодить не лише інвесторам, а й міжнародному іміджу держави.
Правда – перша жертва війни? Як Україні реагувати на те, що СММ "не бачить" Росії на Донбасі
Україна не повинна покладатися на міжнародні суди для отримання висновку про причетність Росії до конфлікту. Ми маємо діяти зараз, якщо хочемо вберегти правду від російської війни.
Другий термін для Трампа: чотири уроки проміжних виборів у США
Вибори показали: Дональд Трамп зберігає гарні шанси висуватися ще на один термін. Демократи, хоч і отримали гірші результати, ніж очікувалося, намітили підходи для президентської кампанії.
Як спростити життя батькам та вчителям учнів інклюзивних шкіл
Завдяки реформі кількість учнів з особливими потребами в інклюзивних класах в цьому навчальному році зросла на 61% у порівнянні з попереднім.
Неефективність витрат "Укрпошти": міф чи реальність?
Нам дорікають, що "Укрпошта" повинна не відстоювати справедливу оплату своїх послуг, а починати економити з себе. Ми так і робимо.
Подвійне сито, або Чому потрібна двотурова мажоритарка
Яким бути новому українському парламентаризму – це питання фахової дискусії. Я схиляюся до двопалатного парламенту.