Україна відсталого керування

Понеділок, 08 березня 2010, 10:13

Что такое "бюрократический аппарат"? В современном мире под этим понятием уже все больше подразумевают информационные системы, и все меньше – самих чиновников. Которых, кстати, безжалостно увольняют. Для Украины резерв увеличения эффективности в этой сфере – огромный. Особенно – в пресловутом секторе ЖКХ.

Вот только…

Если проводить аналогию, то сейчас уровень информационных систем, обеспечивающих госорганы в Украине, соотносится с западными аналогами где-то так же, как система по доставке императорских указов в Римской империи – с порядками в прилегающих варварских государствах.

В последних указы правителей часто доставляли в провинции "по бездорожью и разгильдяйству", только через пару недель, а то и месяцев с момента издания. Что, согласитесь, делало управление страной с таким временным лагом очень неэффективным. Самый банальный пример – "Правитель свергнут, а в провинции об этом узнают только через месяц".

Современный мир добавил к задаче необходимости сокращения времени похождения "сообщений" внутри бюрократической системы – еще одну проблему.

Объем передаваемой информации растет настолько быстро, что реагировать на него только увеличением количества бюрократов – становится бессмысленно.

Даже соседи

Ближайшие соседи Украины еще лет пять назад серьезно осознали эту проблему, и начали активно, хоть и "через не могу", улучшать информационные системы собственных государственных органов. Ведь раздувать бюрократический аппарат во время повального бюджетного дефицита и финансового кризиса – никто себе позволить не может.

Так, в Росси только за 2009 год объем инвестиций в разработку IT-систем для государственных органов составил более 300 миллионов долларов. Как следствие – в этом году планируют запустить централизованный портал электронных государственных услуг. Хотя, конечно, не все так гладко, как на бумаге.

Турция уже в этом году планирует ввести электронные паспорта, а в 2011-м – официальные электронные е-mail для ускорения и упрощения коммуникаций государства со своими гражданами.

Ну а примеры IT-решений в более развитой в этом смысле Польши – могут вообще занять не один десяток страниц.

Зачем все это?

Большинство воспринимают информационные системы – как красивые электронные игрушки, которые нужны только непонятным "айтишникам".

Но это только на первый взгляд.

Ведь без серьезного внедрения IT-систем в бюрократический аппарат, все украинские инициативы по созданию "единых разрешительных окон" – что горохом об стенку.

Без адекватных управленческих систем невозможно существенно уменьшать государственные расходы, не снижая качества управления.

Сокращение разрешительных процедур, сроков выдачи документов и получения справок – все это завязано на качестве и сроках информационного обмена внутри госорганов.

Ну а если говорить про какие-то дополнительные услуги гражданам, например, с использованием межведомственных баз данных, то Украина в этом плане вообще безнадежно отстала.

Поэтому все политические красивые "массовые урезания" штатов, к сожалению, у нас будут иметь только временный эффект.

Сначала бюрократов уволят до эффективного предела, потом поток информации начинает расти, обрабатывать его становиться некому… Что делать?

IT-систем нет, и ставить их долго. Единственное "временное" решение – опять набирать чиновников "с запасом" и увеличивать госрасходы.

И так по замкнутому кругу.

И?..

Если продолжать и далее так бездействовать, то с нашими чиновниками скоро будет, как в том старом анекдоте: "Из сообщений ТАСС: вчера китайцы запустили свой первый спутник. Два миллиона китайцев заработали грыжу, натягивая рогатку".

Чтобы Украине выбраться из этого "информационного варварства" – нужно оперативно внедрять простые, но работающие IT-решения. Желательно – без "научного ухода в абстрактные концепции".

Причем эти решения могут вначале даже не претендовать на всеобщую универсальность, соблюдение всех стандартов и так далее.

Главное – начать получать реальные результаты, а не очередные "концепции". Которые так и остаются нереализованными при сменах политических команд.

Виталий Гончарук, социальный проект ГО "Простір-життю!", для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Коли державні банки зможуть продавати проблемні кредити без проблем?

Скільки коштує створити сучасну оперу та за рахунок чого існують незалежні театри?

Росія заплатить за війну: як США зробили важливий крок до конфіскації $300 млрд  російських активів

Чому міста не зацікавлені будувати власні електростанції на своїх територіях?

Чому росте тіньовий ринок тютюнових виробів

Як Україна допомагає удосконалювати американські стандарти тактичної медицини