Шляхи околясом Євро-2012

9 переглядів
Понеділок, 02 січня 2012, 09:54
Ігор Ліскі
голова Луганської обласної організації ПП "Фронт Змін"

За 20 лет независимости в Украине появилась одна-единственная автомагистраль, М-18, признанная таковой в Европе. Всё остальное для европейцев − "направление движения". С таким подходом к строительству дорог наша страна рискует навсегда остаться хутором вблизи Европы.

За шумом митингов и демонстраций, как противников, так и сторонников действующей власти, недавнее громкое заявление вице-премьер-министра Украины, министра инфраструктуры Бориса Колесникова о готовности дорожной инфраструктуры к Евро-212 осталось практически незамеченным. "От западных границ до Киева после реконструкции уже можно ехать по дороге вполне приличного качества. Убеждён, − подчеркнул Борис Колесников, − что Украина уже через 10 лет будет иметь дороги европейского образца".

Из слов министра инфраструктуры пока можно сделать два вывода.

Во-первых, "дорога приличного качества" и "дорога европейского образца" – это не одно и то же. И дороги европейского уровня в Украине будут не раньше чем через 10 лет.

Во-вторых, "пятилетка" строительства новых и реконструкции старых дорог к чемпионату Европы, громко начавшись летом 2007 года, тихо подходит к концу успешно проваленной.

Но, надежда, как говориться, умирает последней...

Тот известный всем украинцам ещё со школьной скамьи факт, что географический центр Европы находится в Украине – село Деловое недалеко от города Рахов на Закарпатье – к сожалению, ничуть не приблизил нашу страну к Старому Свету. Провозглашённый ещё на заре независимости и поддерживаемый всеми четырьмя украинскими президентами курс на европейскую интеграцию за два десятка лет так и не обрёл реальных очертаний.

И винить здесь, пожалуй, властям некого, кроме самих себя.

Ярким тому примером являются украинские дороги, ведущие в Европу. Точнее, их практически полное отсутствие с точки зрения европейских водителей – как любителей, так и профессионалов.

Ну как немцу или голландцу объяснить, почему на 99% наших "автобанов" есть поворот налево и запрещено ехать быстрее 90 километров в час?..

Невероятно, но факт: из двух автомагистралей Украины на европейских автодорожных атласах, да и то, далеко не на всех, как "автобан" обозначена только автомагистраль Киев-Борисполь, протяженностью 18 километров. Вторая автомагистраль, Харьков-Перещепино-Новомосковск, 118 километров, построенная к Евро-2012 "по европейским стандартам", если верить заверениям чиновников, и торжественно открытая в 2008 году – такой чести пока что не удостоилась. 

А что уж говорить об остальных так называемых автомобильных дорогах, большинство из которых мы сами "дорогами" называем скорее по привычке – просто сказать "направление движения" как-то язык не поворачивается. 

Да и стоит ли рассказывать вам − каждый день добирающимся на работу и возвращающимся домой, ездящим по стране по этим самым дорогам − о проблемах автодорожного хозяйства Украины? Наверное, нет. Дело в другом.

Чтобы лучше понять сложность европейской интеграции Украины, попробуем представить себе рядового жителя Европы, который собрался проехаться на автомобиле по Украине. Что он видит, открыв автодорожный атлас, европейский, конечно? – Одну-единственную автомагистраль, от Киева до Борисполя. Скромная короткая полоска пролегла на огромной карте второй по площади страны Европы. 

Нетрудно догадаться, какое отношение будет к стране и её стремлению стать частью объединенной Европы.

Подумать только: на более чем 600 тысячах километров территории нет и двух десятков километров автобана европейского уровня! 

Даже подготовка к Евро-2012 не возымела должного эффекта. 

С приходом к власти в 2010 году "команды профессионалов" всё чаще стали звучать заявления о том, что – как оказалось! – никто строить автобаны к чемпионату не собирался. Да и УЕФА этого, дескать, не требовало.

Ярким примером того, как слова расходятся с делом, стала строительная эпопея с автомобильной дорогой М-10 Львов-Краковец. Эта дорога является частью международного транспортного коридора №3, Берлин-Вроцлав-Катовице-Львов-Киев, и совпадает с частью европейского автомобильного маршрута E-40, Кале-Брюссель-Краков-Киев-Волгоград-Ташкент-Алматы-Риддер.

Сначала заявили о совершенно новом автобане протяжённостью 84 километра. И 28 октября 2010 года вице-премьер Украины по вопросам Евро-2012 Борис Колесников и вице-премьер, министр экономики Польши Вальдемар Павляк приняли участие в торжественной церемонии начала строительства. 

Но позже, украинские чиновники, вдоволь покрасовавшись перед польскими и другими европейскими коллегами на фоне виртуального проекта автобана и пересчитав смету в условиях поджимающих сроков, решили поступить проще – отремонтировать-реконструировать старую автодорогу, которая, к тому же, ещё и на 10 километров короче. Это оказалось почти в 25 раз дешевле строительства новой дороги. В конечном итоге на прошлой неделе Государственная служба автомобильных дорог Украины "Укравтодор" рапортовала об успешном завершении работ.

В общем, всё как всегда… Европе заявили одно, подумали другое, а сделали третье.

О какой европейской интеграции в таком случае может идти речь, если, образно говоря, наша "дорога в Европу", едва начавшись на околице столицы, заканчивается в её же аэропорту? Всё, приехали! 

И хотелось бы верить в лучшее – что автобаны в Украине всё-таки будут... Но факты говорят обратное. 

Об обещаниях привлечь миллиардные иностранные инвестиции в строительство дорог – в правительстве на фоне "дела Тимошенко" уже забыли. Более того, готовясь к 2012 году, словно к концу света, "Укравтодор" набрал кредитов под государственные гарантии на 37 миллиардов гривен до 2038 года. 

Только вдуматься: выплачивать долг действующей власти будет ещё не родившееся поколение украинцев!

Очевидно, что без изменения подхода к реализации намеченного курса на европейскую интеграцию все предпринимающиеся усилия войти в Евросоюз будут тщетны. Украина может так и остаться на распутье.

Важно понять, что высокоразвитая дорожная инфраструктура и прочие блага европейской цивилизации – необходимы, прежде всего, самим украинцам.

Не изменив отношение к себе – не изменить отношения к нам.

Игорь Лиски, координатор направления "Современная инфраструктура" Уряду Змін политической партии "Фронт Змін", специально для УП



powered by lun.ua
Наука і освіта. Зупинити деградацію
Світ давно вже живе в новій реальності, а ми все ще очікуємо, що Україну в число передових держав виведе атавістична система... Необхідна термінова реформа, і реформа капітальна.
Шкода, що ми не найняли адвоката
П'ять кейсів, коли попередній договір з адвокатом міг би заощадити бізнесу час, гроші і нерви. (рос.)
Чи світить Труханову покарання за аферу з "Європейською мерією"?
Справа Труханова ризикує стати страшним прецедентом, коли спіймані за руку крадії легально отримають можливість скористатися краденим.
5 змін і одна перепона: що насправді відбувається з туберкульозом в Україні
Цього року держава закуповує протитуберкульозні ліки в суспензії. Це значно полегшить лікування дітей.
Міфи навколо створення агломерацій в Україні
Законопроект "Про міські агломерації" написано, але й міфів навколо створення агломерацій в Україні з'явилося чимало. Розвінчаємо найпоширеніші з них.
Справа Forex: кого притягнуть до відповідальності
Як працювала "фінансова піраміда" Forex Trend Limited і чи є шанс притягти винних до відповідальності? (рос.)