От Майдана до Майданса

Вівторок, 04 вересня 2012, 13:47

Бесчисленная массовка из разномастных спойлеров, грандиозное разбрасывание бюджетных средств и очнувшиеся от летаргического сна коммунальщики – все для того, чтобы зрительному залу накануне выборов было уютнее и интересней следить за происходящим на сцене.

Оценив в предыдущей статье начавшиеся выступления властного "ансамбля", перейдем к реверсу монеты. К номерам условно оппозиционного толка.

Наша Клюква

Первые же рекламные афиши "Нашей Украины" порадовали. Им удалось сделать хорошую, качественную рекламу продуктового супермаркета. Партия с миллионными долгами перед своими же соратниками и миллиардными перед разочарованной аудиторией оптимистическим броненосцем рвется на подмостки.

Героику и бурлеск играют другие, поэтому коллективу Виктора Ющенко достался жанр попроще. Если предвыборный "Майданс"-2012 это в каком-то смысле пародия на Майдан-2004, то выступление нашеукраинцев разворачивается в стиле самопародии.

Призывы "єднатися" удачно накладываются на любимый саундтрек судебных митинг-мюзиклов имени Калашникова.

И звучат вперемешку с велеречивыми обвинениями в сторону недовольного зрителя "не оценившего прежние выходы". Руководитель балагана – подлинная Мария Генриетта украинского национализма – выбравшись из уединения, произносит речи полные карикатурного пафоса.

Количество кричащей рекламы несопоставимо с возможностями партии должника. Скорее с образом придворного шута, на фоне которого рассказы об "оранжевых злодеях" звучат эпически.

Особенно колоритно рекламное изобилие смотрится в восточной части зала, где и в лучшие времена "Наша Украина" не могла похвастаться качественным рекламным сопровождением.

Видимо не все хотят в финал. Некоторым достаточно гонорара за выступление.

О чем думают большинство артистов труппы, которых вот-вот заставят переодеться из костюмов в шаровары и плясать гопак во время дебатов?

Эволюция Юли

Именно так можно было бы назвать выступление Объединенной оппозиции. По крайней мере, визуальная составляющая – цвета, лапидарные лозунги, явно копирующие стилистику 2010 года, – наталкивают на подобные мысли.

Вместе с тем прошлые блокбастеры становились таковыми во многом благодаря усилиям и работе "звезды". Сейчас же на сцене разворачивается действие "о Ней", "для Нее", но "без Нее" и по уровню эмоционального накала до прежних кампаний не дотягивает. Как шпионский боевик без шпиона.

В центре освещенного прожекторами участка больше не человек – символ.

А что же эстрадные исполнители? Их выступления весьма неоднозначны. И если на западе ОО отрабатывает стандартную программу, то восточный зритель рискует заскучать, ведь там оппозиция, говоря словами Бернарда Шоу, "не упускают ни одной возможности упустить возможность".

Одномандатный округ №53 состоит из городов Енакиево и Торез. В период избирательных кампаний 1998, 2002 годов эти города между собой ничем связаны не были. Торез и соседний Снежный составляли округ №59. Но за прошедшее десятилетие население Снежного значительно сократилось и округ переформировали.

Фаворит 53-го – кандидат от власти, бывший директор Енакиевского металлургического завода, принадлежащего СКМ, Литвинов. Свою избирательную кампанию он намерен сосредоточить в Енакиево. Торез в данном случае можно считать электоральным довеском, где кампания ПР не выйдет за пределы формальных начинаний.

Округ депрессивный. То есть для оппонентов партии власти, при должном рвении, не все потеряно. Но кроме регионала зарегистрировались только представители УДАРа, КПУ и "Свободы"!

Мажоритарщик, представленный официальным списком ОО, боюсь, оказался "воздухом". Не ясно, существует ли такой человек вообще… А если существует, зарегистрирован ли он ЦИК.

Что это? Испуг перед грозным "Енакиево"? Зачем тогда хвастать, что во всех округах Донецкой области выдвинуты кандидаты от ОО? Для солидности?

Впрочем, нельзя утверждать, что Объединенная оппозиция недостаточно серьезно подходит к своим "выходам". Тем паче, что концерт только-только начался, а значит многое еще впереди.

И все же. Из-за подобных проколов она выглядит как студент, который выучил только первый вопрос билета, и теперь выкручивается, чтобы получить на экзамене хотя бы тройку.

Бой с тенью

Классифицировать УДАР Виталия Кличко – задача не из простых. Спортсмен и его команда – тут не до плясок и пения. Скорее уж зрителей побалуют героическим квестом по всем канонам современной сказки.

Борьба, решительные действия… Чтобы не превращать повествование в театр одного боксера, на сцену выходят фактурные помощники – зло будет повержено по всем правилам жанра. И вместе с тем, чего-то определенно не хватает.

Помощники героя? Ну да, без оппортунистических личностей не обошлось, а где взять других?

Нет, проблема, конечно же, не в окружении. Дело в экономности движения, если не сказать скупости сценария. "Бой за Украину" объявлен. И что? Где драматические повороты, где накал, где события обязанные к финалу сложиться в кульминацию? Где то, без чего невозможен типаж лидера-знаменоносца?

Эпичность образа не слишком согласуется с осторожной походкой героя. Зритель ждет действия, в то время как его потчуют речами. В фигуре Кличко видят не просто успешного земляка, спортсмена и бизнесмена. По всем канонам кинематографического жанра, для аудитории именитый боксер – это сублимация собственного нереализованного желания: "чтоб ка-ак врезал, вон тем скотам!".

"Космополитские" монологи и смиренно-невнятные обещания не оставляют иллюзий. На нынешних выборах, по крайней мере, в первом акте, Кличко играет явно не свою роль.

Нет сомнений, что УДАР возьмет свое. Однако если тенденция не изменится, сделает это за счет предыдущих выступлений своего лидера. Выступлений не на сцене, не за трибуной, а на ринге. И в этом случае победитель сильно рискует. Ведь в залог он отдает имиджевый капитал накопленный брендом "Кличко".

Парадоксально, но эта фамилия значительней, чем слава одного человека. С ней ассоциируется немало положительного, подлинно героического – дефицитного для Украины, а потому особенно важного.

Да, это бренд, обязательства перед которым есть и у его носителя. Поклонники готовы закрывать глаза на тусклое "предвыборное шоу", прячущихся за кулисами странноватых личностей, на слабые ораторские данные лидера. На многое.

Ведь ждут именно бесстрашного, неподкупного Героя.

Соловейки

Вот у кого нет проблем с радикальными лозунгами. Вокально-инструментальный ансамбль "Свобода" – их можно представить как нечто сугубо нишевое, рассчитанное на подготовленного фаната. Поэтому анализировать визуальное сопровождение их "номеров" бессмысленно.

Постороннему покажется аляповатым, режущим глаз и слух. А свои поддержат без лишней макулатуры и безвкусной рекламы.

В зрительном зале ставка делается на молодежную аудиторию, отсюда и максималистский запал достойный последователей даже скорее Бакунина нежели Донцова и Винниченко.

Должную динамику ансамблю обеспечивает традиция выходить на сцену после каждого номера идейных антагонистов. И как выходить! С криками, трембитами и присвистом. Старая школа! Причем регламент чтят – на одной сцене с условными конкурентами оказываются редко, предупреждая свои появления загодя пальбой холостыми в потолок.

Ну, а если какой-нибудь задремавший статист в голубых тонах не успеет вовремя ретироваться или случайно выйдет в разгар выступления – пинки и зуботычины только усугубят царящее на площадке веселье.

Изначально источник популярности "Свободы" был симметричен махровым мифам питающим КПУ. Вместе с тем нельзя не признать, что благодаря известным усилиям власти, актуальность местного репертуара подросла в последние годы. Отдельные сольники со временем даже могут дорасти до национальных хитов.

Шоу только набирает обороты и ко второму акту произойдет масса интересного, заслуживающего отдельного внимания. Начнутся срывы, скандалы, в ход пойдут домашние заготовки и отравленные шпильки.

Догадки о том, что в Украине, где институт власти держит все общественные процессы за горло, не сотрудничать с властью в той или иной форме невозможно, получат немало наглядных подтверждений.

Октябрь выйдет запоминающимся. Главное, помнить старую как мир истину – политика не делится на белое и черное. Те, кто верит в обратное, могут оказаться между заведомо проигрышным выбором – отказаться от выбора вообще, или пережить очередное жесточайшее разочарование, когда выбор будет сделан.

Андрей Колесник, политолог, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Мистецтво війни
Довіра
З Майданом у серці
Усі колонки автора

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції

Як нам звучати у світі? В продовження дискусії про класичну музику

Як жити з травматичними подіями. Поради від психотерапевтки Едіт Егер, яка пережила Голокост, та її внука

Четвертий рік функціонування ринку землі: все скуплять латифундисти?

Перезавантажити адвокатуру: справа Шевчука як індикатор несправності системи 

Чи варто бити на сполох через "надто" низьку інфляцію