Тут інші хлопці

Понеділок, 05 травня 2014, 15:33

Как ни стараются сепаратисты на востоке страны, дестабилизировать и без того печальное положение украинского государства, у них получается совсем уж слабо.

Месячные качели федералистов, начавшиеся после присоединения Крыма к России, провалились, несмотря на абсолютную неспособность – или нежелание – украинских военных и силовиков навести порядок на Донбассе.

На то есть объективные причины.

Самая главная – отсутствие значительной поддержки населения. Конечно, в Донецкой и Луганской областях существует определенная социальная база, на которую опираются "народные дружинники". Но речь идёт об абсолютном меньшинстве жителей региона. Это не Крым. Здесь совсем другие ребята.

Большинство же пассивно ожидает победы одной из сторон. "Лишь бы не было войны" – этой универсальной установкой и руководствуется местное население. На самом деле восточная Украина выступает за сохранение статуса-кво: уж лучше пусть всё остается по-прежнему – главное, чтобы рядом с нами не начали стрелять.

Поэтому авторы множества материалов в отечественной и иностранной прессе, доказывающие, что на востоке Украины и в Крыму применяется одна и та же технология, заблуждаются. Видимо, журналисты неверно истолковывают цели Кремля, недооценивают "естественную" обороноспособность нашего народа и до конца не понимают, что произошло на некогда украинском полуострове.

Как Украина потеряла Крым

Материковая часть страны охвачена реваншистскими настроениями по отношению к АРК. Но, если засунуть негодование и гордость куда-нибудь подальше и здраво посмотреть на вещи, нетрудно понять, что мы потеряли полуостров по целому ряду причин:

1. Территориальная обособленность от материковой Украины.

Собираясь проезжать Херсонскую область, крымчане всегда, а не только в последнее время, говорили: "Еду на Украину". Речь отражала особенности глубинного восприятия: "мы – что-то одно, а вы – нечто другое".

2. Поддержка интеграции с Россией большинством жителей полуострова.

Можно долго спорить о процентах и социологических парадоксах самоидентификации (гражданство = национальность), но факт остаетя фактом: в Украине именно Крым всегда занимал лидирующие позиции по количеству пророссийски настроенных граждан.

3. Засилье российских войск на полуострове и полный саботаж работы украинских частей со стороны киевского командования.

4. Качественная организация референдума.

Почему-то большинство украинских обозревателей считает, что он служил некой "ширмой для Запада", вопрос о легитимности этого волеизъявления сейчас уже не стоит. Но истинной целью проведения референдума было дать крымчанам возможность засвидетельствовать свою лояльность к действиям Москвы, поучаствовав в историческом событии.

Это "прикосновение к истории" – самый мощный активатор прокремлёвских настроений. Толпы людей, прошедших через избирательные участки – которые, кстати, работали по спискам 2012 года, – и составили электоральную основу новых субъектов Российской Федерации.

Возможна ли такая же ситуация на востоке Украины? Конечно, нет.

Почему Украина не может потерять восток

Во-первых, подавляющее большинство жителей восточных регионов считают себя украинцами и по политическому, и по национальному признаку. Это сразу же нивелирует все возможности силового присоединения этих территорий к Российской Федерации.

Во-вторых, восточная Украина территориально и инфраструктурно открыта. Например, население Харькова составляет 1,5 миллиона человек, из которых 300 тысяч – студенты, представляющие, в том числе, и западные области.

Был ли Крым таким же открытым для остальных регионов Украины? Нет, даже невзирая на свой курортный статус.

В-третьих, на востоке Украины существуют самодостаточные региональные идентичности, для утверждения которых не нужно присоединяться к России. Донецкая и Луганская области образуют Донбасс, а Харьков сохраняет уникальный интеллектуальный статус "первой столицы".

Крым же за все годы независимости Украины так и не смог найти собственную региональную идентичность. Собственно, поэтому и произошли известные нам мартовские события.

В-четвёртых, в восточных областях функционируют крупные бизнес-структуры. Для последних украинское государство, контролируемое олигархами, намного лучше жёсткого пресса российской бюрократии.

Не об этом ли свидетельствует активность Михаила Ходорковского на востоке Украины? Очевидно, здесь бывшему главе "ЮКОСа" есть, кому и что рассказать о рисках ведения бизнеса в РФ.

Всё вышеперечисленное – системные вызовы, перед которыми придётся отступить и "самообороне чего-то там", и всемогущему Кремлю.

Но такой хороший "прикуп" совсем не гарантирует решение проблем на Востоке. Ведь беспорядки в регионах выгодны, в первую очередь, нынешним киевским властям.

Кому на руку дестабилизация ситуации на востоке страны?

В процессе постмайданного распределения должностей на гребне волны оказались представители ВО "Батькивщина". Они фактически слили фракцию "УДАР" Виталия Кличко, быстро разделив сферы влияния с ВО "Свобода".

Но вскоре такая расстановка сил может превратиться в нечто "а-ля политический кризис времён Ющенко-Тимошенко" по Конституции 2004 года, если президентом Украины станет Пётр Порошенко.

Понимая всю пикантность ситуации, команда Юлии Тимошенко, не желающая расставаться с выстраданным троном, пойдет на всё, чтобы майские выборы не состоялись. Особенно, если ближе к концу месяца социология окончательно зафиксирует решающий перевес в сторону Петра Порошенко, что, по-видимому, так и случится.

Скорее всего, будет использован один из сценариев:

1. Ещё в первом туре выборы сорвут обнаглевшие восточные сепаратисты. Допустим, начнут громить участки, блокировать дороги и тому подобное.

Естественно, украинская власть – то есть, де-факто, Юлия Тимошенко – через ЦВК, Конституционный суд и всеобщий съезд марсиан признает выборы нелегитимными. А заодно выдвинет идею о переходе к парламентской республике.

Никаких президентов, только вечная Юлия Владимировна – чем плохо?

2. Выборы, по той же схеме, сорвут во втором туре.

3. До выборов дело вообще не дойдёт.

К примеру, после 9-го мая активизируется движение за федерализацию Украины. Или воспользуются трагедией в Одессе. Россия введёт войска "для защиты граждан от разбушевавшихся нацистов". Какие уж тут выборы? Их, как когда-то выборы в Киевсовет, перенесут на неопределённый срок, а парадом формально продолжит командовать Александр Турчинов.

Но не всё так печально. Ни в одном из этих сценариев не ставится под сомнение территориальная целостность Украины – правда, уже без Крыма. А это главное.

Ведь люди приходят и уходят, а земля остаётся навсегда.

Смотрим в оба и не даем себя обмануть.

Андрей Самброс, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції

Як нам звучати у світі? В продовження дискусії про класичну музику