Боротьба з українською корупцією: швидко але правильно

Неділя, 01 лютого 2015, 13:32

В последние дни мне кажется, что украинцы – вопреки сложившемуся мнению – куда более нетерпеливы, чем грузины.

Борьба с коррупцией идет медленно, создание Антикоррупционного Бюро затягивается, да и вообще антикоррупционная реформа провалилась – примерно так выглядит план типичной статьи, блога или поста в социальных сетях, которые мне довелось прочесть за последние две недели.

Что ж, нетерпеливость – дело хорошее. Особенно когда речь идет о преодолении коррупции, которая уничтожала вашу страну на протяжении 23 лет. Но оснований для паники и тем более разочарования - нет. По крайней мере на сегодняшний день.

В октябре прошлого года грузинский Фонд Инноваций и Развития организовал группу экспертов, которая по инициативе  Администрации президента Украины, вместе с украинскими коллегами начала разработку концепции механизмов деятельности Национального Антикоррупционного бюро.

В грузинскую команду вошли, в том числе, Зураб Адеишвили - во время реформ Михаила Саакашвили он занимал посты Министра нацбезопасности, Генерального прокурора и дважды - Министра юстиции, Давит Сакварелидзе, бывший(1-й заместитель Генпрокурора в 2010-2012 годах и Гизо Углава, заместитель Генпрокурора в 2010-2012 годах.

На старте проекта у нас была интересная дискуссия. Если максимально упростить, смысл вопроса сводился к тому, как сделать этот проект: и быстро, и правильно.

Вопрос не так прост, как кажется. Ведь повторение грузинского опыта стремительного преодоления системной коррупции – большой соблазн. Только ленивый сегодня не ставит в пример Грузию 2004 года, не сравнивает ее с Украиной.

Да, мы использовали "фактор внезапности" для того, чтобы нейтрализовать "противника" и развернуть мгновенное фронтальное наступление на коррупцию. И достигли успеха.

В Украине, которая за последние 10 лет пережила несколько антикоррупционных кампаний с нулевым результатом, использовать "фактор внезапности" значительно сложнее. Да и "противник" гораздо сильнее.

Именно поэтому приоритетом для Украины должна стать как быстрота и решительность, так правильно выстроенная антикоррупционная система, использующая не только грузинский, но весь лучший международный опыт и эффективные антикоррупционные практики, опирающаяся на верховенство права, поддержку всех ветвей власти и гражданского общества. Чтобы наступление на коррупцию не стало очередным наступлением на грабли.

Проектирование концепции деятельности Национального Антикоррупционного бюро близится к завершению. Была разработана не только принципиальная схема работы этого уникального для Украины органа, но и детальное описание процессов расследования фактов коррупции в высших эшелонах власти, беспрецедентная для госсктруктур Украины система подбора кадров на основе открытого конкурса с тестированием и проверками в несколько этапов.

К моменту назначения директора Антикоррупционного Бюро проектирование будет полностью завершено. И поэтому сейчас мы хотим провести серий обсуждений проекта с общественными организациями, журналистами и бизнес-сообществом.

Но важно понимать, что Бюро – это всего лишь один, хоть и очень важный, элемент антикоррупционной системы страны. С самого начала проекта мы настаивали на том, что быстрый запуск Бюро без необходимых изменений в законодательство сделает эту службу похожей на библейского Самсона – могучего богатыря, связанного по рукам и ногам, а потому – беспомощного и бесполезного.

На прошлой неделе удалось сделать важный шаг в этом направлении. На заседании антикоррупционного комитета Верховной Рады с участием руководителей фракций, народных депутатов, представителей общественных организаций в ходе двухчасовой дискуссии было принято решение вынести на голосование единый законопроект изменений в антикоррупционное законодательство вместо трех существующих.

Дискуссия по всем пунктам законопроекта была открытой, принципиальной, а временами – достаточно жесткой. Но это не была жесткость политической борьбы за партийный или личный рейтинг. Это – жесткость в неприятии коррупции и желании положить ей конец в Украине.

И если законопроект получит поддержку парламента – это будет очередной качественный сдвиг в борьбе с коррупцией – не менее серьезный, чем принятие закона о Бюро. Если 14 октября прошлый парламент сделал создание Бюро возможным, то голосование за новый законопроект даст в руки Бюро необходимые механизмы для системной борьбы с коррупцией.

О каких изменениях идет речь?

Во-первых, это упрощенная, по сравнению с нынешней, процедура конфискации средств, нажитых коррупционным путем. Вряд ли стоит долго объяснять, насколько это важно для сегодняшней Украины, которая вынуждена сокращать бюджетные расходы и урезать социальные программы.

Во-вторых, это введение процессуального соглашения, которое позволяет смягчать или отменять наказание для подельников коррупционеров в обмен на свидетельские показания.

Именно такая практика широко применяется в США. Буквально на днях на конференции Сети по борьбе с коррупцией в странах Восточной Европы и Центральной Азии ОЭСР об эффективности этого метода рассказывал руководитель подразделения по вопросам государственной добросовестности криминального отдела Госдепартамента юстиции США Питер Коски.

По его словам, именно процессуальное соглашение сделало возможным привлечение к ответственности за коррупцию бывшего губернатора Вирджинии и кандидата в вице-президенты Боба МакДоннела. Сегодня он отбывает двухлетний тюремный срок.

В-третьих, изменения в законы должны сделать Национальное Антикоррупционное Бюро реально независимым от влияния любых органов власти, финансово-промышленных групп, любых бизнес-интересов и партийных структур.

Нужно понимать - реальный прогресс, который смогла бы увидеть и почувствовать страна, начнется не завтра. Необходима жесткая и радикальная реформа прокуратуры и других правоохранительных органов.

Необходима судебная реформа. Необходима масштабная дерегуляция, которая и в Грузии, и в других странах значительно сузила саму возможность коррупции.

Наконец, необходима нулевая толерантность к коррупции. И ее, общими усилиями гражданского общества и СМИ, еще предстоит долго и упорно создавать.

С созданием Бюро и принятием новых антикоррупционных законов процесс не закончится. Он только начнется. Но начнется правильно. На сегодня это – главное.

Гиоргий Вашадзе, специально для УП, член парламента Грузии, заместитель министра юстиции в 2012, глава Агентства национального реестра в 2006-2010 годах

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Як звати невідомого солдата?

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції