Про смотрящих за урядом

6141 перегляд
4
П'ятниця, 05 лютого 2016, 13:49
Антон Олійник
Associate professor, Memorial University of Newfoundland, для УП

Уход в отставку Министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса произвел эффект разорвавшейся бомбы. Либерально настроенные комментаторы в социальных сетях выразили негодование в связи с сохраняющимися в правительстве порядками Ancien Régime.

Think Thank, созданный работающими в западных университетах украинцами, увидел в событии "начало конца". Президент был вынужден пригласить для обсуждения кризиса в правительстве послов стран-членов G-7, которые ранее выразили поддержку ушедшему в отставку министру.

Откликнулись на событие и в России: портал РБК увидел в отставке победу коррупции над реформами.

При разборе события без лишних эмоций, однако, вырисовывается значительно более сложная картина, чем она представляется на первый взгляд. Сомнений в том, что украинское правительство находится на пороге глубокого кризиса, нет.

Но сводятся ли причины этого кризиса исключительно к конфликту между "либералами-реформаторами" и не желающими работать по-новому политиками прежней формации?

Как представляется, правительственный кризис вызыван отсутствием прогресса в проведении административной реформы и, более того, отсутствием понимания, в чем такая реформа может заключаться в украинском случае.

Украинское правительство обвиняется не более и не менее как в коррупции. Причем согласно его критикам, коррупция принимает все возможные формы – от коммерческой – принятие решений в интересах отдельных бизнесменов и бизнес-структур, до политической – принятие решений в интересах отдельных политических партий и фигур.

О коммерческой коррупции в Украине сказано и написано многое, поэтому стоит обратить внимание, прежде всего, на обвинения в политической коррупции.

Некие политические силы, а в данном случае – представители Блока Петра Порошенко, БПП – пытаются установить политический контроль над министерством экономического развития и торговли посредством назначения своего "смотрящего" при министре-реформаторе.

Использование термина "смотрящий" призвано подчеркнуть связь с контролем организованной преступности над коммерческими и государственными структурами в России и Украине образца 90-тых.

В украинском случае, учитывая судимость предыдущего президента и его стремление к установлению полукриминальных порядков в правительственных структурах, обвинение в назначении "смотрящего" звучит как приговор.

Однако не стоит спешить с окончательным вердиктом. Обвиняемый в попытке установления политического контроля над министерством экономического развития и торговли, БПП обладает самой крупной фракцией в Раде нынешнего созыва.

Если отвлечься от персоналий, в демократической системе партия, получившая наибольшую поддержку избирателей, не только имеет право, но и обязана установить политический контроль над правительством.

Это происходит через политических назначенцев на роль руководителей министерств при сохранении находящихся в их подчинении кадровых государственных служащих.

Министр – политический "смотрящий" – организует и контролирует работу профессиональных бюрократов-"технократов". Именно так это выглядит в демократическом идеале.

В украинском случае часто все происходит как раз наоборот. "Технократы" занимают политические должности, а политики стремятся установить над ними контроль через назначение своих представителей ("смотрящих") заместителями, желательно первыми.

Согласно все еще действующему закону "Про державну службу", должность члена Кабинета Министров относится к политическим. Должность первого заместителя министра, из-за которой и разгорелся скандал, занимает государственный служащий первой категории.

Новый Закон, который вступит в действие в мае этого года, сохраняет различие между политическими назначенцами и профессиональными государственными служащими, но относит заместителей членов Кабинета Министров к числу первых, то есть политических назначенцев.

Примечательно, что и должность руководителя областной администрации – в том числе Одесской – тоже должен занимать карьерный государственный служащий – той же категории.

Министерством экономического развития и торговли руководил "технократ", а не представитель политической партии, победившей на выборах. Одесской ОДА руководит политик, а не профессиональный государственный служащий.

Оба эти случая показательны для понимания ситуации, складывающейся с государственной службой в Украине. Фигурально выражаясь, она перевернута с ног на голову, или, еще более точно, находится в процессе постоянного кувыркания и шатания из стороны в сторону.

Проблема с реформами заключается не в контроле за реформаторами. Не будем наивными – лицо на политической должности всегда занимается политикой, даже не будучи представителем конкретной политической силы.

Перед кем несет ответственность министр-"технократ"? Перед авторами учебников?

Вряд ли. Просто те силы, в интересах которых он или она действуют, не обязательно имеют формальный политический статус в национальной политической системе.

Требуется не вывести реформаторов из-под политического контроля, а сделать этот политический контроль максимально прозрачным и понятным. Именно тогда у реформатора появится стимул к разъяснению сущности реформ тем, кого они напрямую касаются, и максимально к адаптации реформ к национальной специфике.

Если реформатору это не удастся, то спрос будет со стоящей за ним политической силы. В следующий раз она просто не получит мандат избирателя.

Иными словами, проблема не в политических "смотрящих" как таковых, а в отсутствии правил игры, которые бы делали их ответственными перед избирателями, а не перед авторами учебников по либеральным реформам.

Собственно, так до сих пор всерьез и не начатую в Украине административную реформу и стоило бы ориентировать на создание таких правил игры и отладки института политических "смотрящих" за правительством.

"Смотрящих", заставляющих его действовать не в интересах бандитов, авторов учебников или зарубежных спонсоров, а прежде всего избирателей.

Антон Олийник, для УП

powered by lun.ua
Авторизуйтесь щоб писати коментарі
Коментатори, які допускатимуть у своїх коментарях образи щодо інших учасників дискусії, будуть забанені модератором без додаткових попереджень та пояснень. Також дані про таких користувачів можуть бути передані до МВС, якщо від органів внутрішніх справ надійшов відповідний запит. У коментарі заборонено додавати лінки та рекламні повідомлення
IP: 188.166.87.---Михаил Годунов06.02.2016 19:20
Де масові протести українських громадян та палаючи шини під АП ? (Вимагаючи від Порошенко припинити кришувати корупцію та звільнити Шокіна.) Високий рівень життя та права у громадян тільки в тих станах де є справжня демократія, де люди могуть організовувати масові протести та масово страйкувати захищаючи свої права. (Германія з найбільшою кількістю профсоюзних страйків та акцій протесту - найкращий приклад). Поки в Україні громадяни не навчаться організовувати масові протести та не примусять владу боятися своїх громадян, корупція в Україні буде і далі процвітати, як зараз при Яценюку та Порошенко.
IP: 194.145.217.---Миколай Паращак05.02.2016 20:02
Дуже цікавий аналіз урядової кризи - і, на перший погляд, цілком справедливий !!!
IP: 194.145.217.---Миколай Паращак05.02.2016 19:57
Дуже цікавий аналіз урядової кризи - і, на перший погляд, цілком справедливий !!!
IP: 93.188.35.---Олексій Пильцов05.02.2016 16:25
Think "thank" :)
Усі коментарі
Проти швидких висновків. Як насправді триває оновлення армії?
Радіючи перспективі закупівель летальної зброї, не можна забувати про менш ефектні, але ефективніші процеси в армії – системне оновлення, розвиток інфраструктури та оптимізацію управління. (рос.)
Ще раз про (не) довіру, або Що показав спалах кору
Відсутність довіри породжує безвідповідальність. Яка, на жаль, може привести до найтрагічніших наслідків.
Як Путін захищав президента Порошенка
Якщо президент дійсно планував публічно заявити про відпустку на Мальдівах, то за логікою кампанії, яку розганяють боти, – не журналісти зіграли в цій гибрідній війні на руку країні-агресору. А сам Порошенко.
ЄС на порозі змін: чому цей рік є вирішальним для євроамбіцій України
Два побачення цього тижня – Макрона з Мей і Меркель з Курцом – остаточно сформували порядок денний ЄС: майбутнє союзу, його бюджет на наступне десятиліття (багаторічні фінансові рамки) і відносини з сусідами (відносини з Британією після Brexit).
Записки лібертаріанця. Проект статті нової Конституції про судову владу
Навмисне використання недосконалостей букви закону, що викривлює дух закону та підриває довіру громадян до судової влади, є кримінальним злочином. (рос.)
Харрасмент: чи борються з ним в Україні
Харрасмент – створення агресивної, небезпечної ситуації. Тема харрасмента продовжує турбувати суспільство і кілька місяців вже не сходить з перших шпальт світової преси.