Партнерський збір УП. Задонать на дрони та РЕБи

Третій термін Кучми. Як це повинно було бути. Частина 3, заключна

Четвер, 1 липня 2004, 22:13
"Українська правда" завершує публікацію доповідної записки російських політтехнологів, підготовленої для адміністрації президента, про провокування конфліктів в Україні для обрання Кучми на третій термін. З невідомих причин було вирішено відмовитися від реалізації всієї цієї програми цілком, однак багато запропонованих наробітків використовуються і зараз. Документ було написано в жовтні 2003 року.

Перші дві частини читайте тут:

Третій термін Кучми. Як це повинно було бути

Третій термін Кучми. Як це повинно було бути. Частина 2

(На початку тексту говориться про "повернення" Кучми в активну політику після того, як він відійде на кілька місяців від справ, щоб країна могла пожити в спровокованих політтехнологами кризах.)


"Возвращение" должно состояться в апреле, так как по сегодняшнему законодательству ЦВК именно тогда объявляет о выборах Президента. К этому моменту Верховная Рада уже проголосовала политическую реформу, ситуация в стране дестабилизирована, кандидаты от основных политических сил уже во всю ведут кампании, противостояние "Ющенко-Янукович" и сюжет с референдумом превращены в противостояние "восток-запад".

В общем, ситуация близка к выходу из-под контроля, а население, уже не в утопиях политологов и политиков, а в реальности, начинает ощущать, что жизнь без Кучмы - это в первую очередь, нестабильность, реальные, а не мифические конфликты, выхода из которых не видно.

Необходимо смоделировать ситуацию, при которой никто из политиков не может спасти страну от катастрофы, кроме Кучмы. Причем, эта катастрофа наступит в ближайшие месяцы и прямо повлияет на жизнь всего населения.

С января Кабмин и Парламент несут всю ответственность за деятельность региональных властей, а значит, и за подготовку в посевной. При этом, посты губернаторов выставлены на торги, часть еще назначенных Кучмой губернаторов неприемлемы для региональных элит и населения, поэтому все свое время тратят на борьбу с ними, другая часть занималась лоббизмом в Киеве, а третья - только два месяца как назначена Парламентом и Кабмином.

Прошлый, 2003 год, был неурожайным; политика Кабмина регулировать рынок административными мерами привела к тому, что у сельских хозяйств нет запасов зерна; Нацбанк не лоббирует предоставление им коммерческими банками дешевых кредитов; зернотрейдеры, на которых правительство Януковича в 2003 г. свалило всю вину, соглашаются сотрудничать только на выгодных им условиях.

Медиа начинают кампанию о полной неготовности к посевной. Сюжеты с полей, интервью с аграриями, прогнозы о предельных ценах на хлеб, вспоминания о 2003 г. и методах действия правительства как неэффективных, "страшилки" о социальном хлебе из отрубей и кукурузы, спекуляции на воспоминаниях о голодоморе.

Так как уже полным ходом идет избирательная кампания, и Янукович - это конкурент не только Ющенко, но и Симоненко, Мороза и Тимошенко, то, очевидно, они включаются в эту игру и критикуют правительство за неумение справиться со сложившейся ситуацией. Медиа всю ответственность возлагает на Кабмин и Парламент, которые, увлекшись политическими играми, интригами и дележом постов, за избирательной кампанией забыли о нуждах простых граждан и спровоцировали в стане ситуацию возможного голода. Это действенно в Украине: во-первых, аграрная по своей ментальности и сути страна, во-вторых, в генетической памяти остался голодомор.

При этом никто не в состоянии решить реальных проблем аграриев: международные организации в преддверии выборов, кредиты давать не хотят, Госкомрезерв свои запасы не открывает, Нацбанк занимает крайне либеральную монетаристскую позицию. Кабмин практически не управляет ситуацией, как показал 2003 г. его аграрная часть не умеет быстро принимать и реализовывать решения, а губернаторы либо игнорируют Кабмин по разным причинам ("А попробуйте нас снять, для этого нужно согласие большинства, а там обо всем договорились"), либо ничего не способны сделать, потому что не контролируют ситуацию в регионах.

Начинаются массовые акции протеста аграриев. Необходимо организовать их таким образом, чтобы они проходили не только в селах, но и в крупных городах: Киев, Харьков, Днепропетровск, Львов, Донецк и т.п., по следующему сценарию: крестьяне вместе с сельскохозяйственной техникой въезжают в города и блокируют органы власти, требуя зерна, горюче-смазочных материалов, дешевых кредитов. Это полностью парализует автотранспортное движение и деятельность коммунальных служб больших городов.

Медиа транслирует этот процесс репортажами, как с линии фронта, тем более, что движение крупной техники, комбайнов, косилок, тракторов, это очень телегенично. Транслируется их движение по шоссе, идут прямые включения от зданий Кабмина, Верховной Рады, обладминистраций, облсоветов.

Лидеры оппозиции обязательно захотят поучаствовать в этом процессе, так как это вполне способ покрасоваться перед телекамерами во время избирательной кампании. Тем более решить проблему они не могут, а значит, захотят ее приватизировать, и будут действовать по принципу "чем хуже, тем лучше". Здесь нужно организовать возмущение аграриями деятельностью Верховной Рады. Ведь именно благодаря ей области получили ни на что не способных губернаторов. Основной слоган - "Во всем виноваты правительство и депутаты".

Тут значимо, что все лидеры оппозиции являются народными депутатами и имеют весьма не маленькие фракции и почти все комитеты. С помощью медиа их надо сделать такими же виновными в сложившейся ситуации, как и Кабмин.

На этом фоне Кучма - единственный политик в Украине, который способен вывести страну из кризиса и не допустить голода. Кучма возвращается в Киев, собирается Совет национальной безопасности и обороны, Нацбанк меняет свою политику, Госкомрезерв открывает "закрома Родины", зернотрейдеры получают гарантии, Россия и Казахстан дают зерновые, а, возможно, и финансовые кредиты.

Правительство Януковича отправляется в отставку на волне аграрного кризиса. В отставку его отправляет или лично Президент, либо, что тоже возможно, Парламент, так как в апреле истекает годичный срок иммунитета Правительства для реализации своей программы. А так как реформа проголосована, то большинство в Парламенте уже выполнило свою роль, и никакой тактической необходимости в нем не существует.

В апреле Президент "возвращается". А это значит, что берет на себя всю ответственность за ситуацию в стране. Все украинские политики, ввергшие страну в кризисную ситуацию на волне своих политических амбиций и забывшие в действительности избирательной кампании о реальных нуждах страны и населения, показали свою полную несостоятельность как кандидаты в Президенты, т.е. их претензия на президентство - ничем не подтвержденная амбиция.

Президент просто вынужден вернуться, о чем он и говорит в своем послании Верховной Раде. Украинский политикум не выдержал экзамен, жизнь без Кучмы - это череда конфликтов, голод, социальный взрыв, в общем, деятельность кандидатов в Президенты приведет страну скорее к гражданской войне, чем к процветанию.

На самом деле Президент глубоко сожалеет о сложившейся ситуации, он искренне хотел стране блага и полагал, что украинские политики, к примеру, Ющенко или Янукович, доросли до того, чтобы понять, какая это ответственность, управлять 48-милионным государством. Он действительно хотел сосредоточиться на вопросах политической реформы и референдуме. Но они оказались ни на что не способными, именно как политики, масштаб которых - президентство. Их личностный потолок - это губернатор, спикер, лидер фракции.

А так как Президент взял всю ответственность за страну на себя, то исполняющим обязанности Премьера он может назначить либо самого себя, либо главу своей администрации, который в этой логике является прямым его продолжением и инструментом его политики.

Медведчук становится и.о. Премьера и формирует Кабинет Министров. Так как страна находится в ситуации острого кризиса, это правительство антикризисного менеджмента, а значит, по своей сути не коалиционное, оно готово уйти в отставку сразу после разрешения кризиса и вступления в силу новой Конституции.

На самом деле правительство Медведчука действительно готово уйти и уйдет в отставку сразу после выборов Президента, оно на самом деле обязано это сделать по закону, новый Президент, даже если его фамилия - Кучма, формирует новое правительство.

А то, что его Премьером опять становится Медведчук - это не политический сговор, а вполне понятное решение, на котором этот пост предлагается политику, который сумел вместе с Президентом справится с одним из крупнейших за новейшую украинскую историю политическим, экономическим и социальным кризисом.

Янукович не сдал экзамен на президентство, но при этом не должен проиграть все, так как в этом больше виноваты сложившиеся обстоятельства, чем он сам. Его не вина, а скорее беда, в том, что он очень хороший управленец в жестко административной системе, достаточно эффективный образец которой выстроен в Донецкой области. Но этот образец не подходит всей Украине, Янукович просто не политик масштаба сегодняшней Украины, скорее всего он был бы крайне успешен, если бы возглавлял Совмин Украинской Советской Социалистической Республики.

Просто изменилось время. И в политической системе, в которой существует коалиционное правительство, парламентское большинство, политические министры, согласованные с парламентом, а значит, имеющие политическое содержание, губернаторы, его опыт управленца не работает. Другими словами, Янукович - администратор, а не политик.

При всем этом, Янукович талантливый организатор вертикальных систем с жесткой иерархией подчинения, т.е. идеальный руководитель штаба избирательной кампании. Поэтому, Кучма предлагает Медведчуку возглавить правительство и проявить свои способности кризисного менеджера, а Януковичу - возглавить штаб его, Кучмы, избирательной кампании, он же - штаб референдума.

Эта рокировка нам крайне выгодна. На самом деле понятно, что чтобы не происходило в стране, штаб по переизбранию Кучмы все равно не будет единым. Т.е. конечно, будет какой-то регулирующий орган, но финансирование все равно будет идти из разных источников, сферы деятельности и регионы поделены между разными группами. Ближайшее окружение Президента будет достаточно едино по отношению к цели его переизбрания, то есть младшие партнеры Кучмы по отношению к этому проекту, но далеко не партнеры между собой. Интриги внутри украинского политикума прекратить невозможно.

Пост и.о. Премьера позволяет нам выйти в публичное пространство и с помощью медиа, которые не смотря на то, что Янукович возглавляет штаб, остаются нашим ресурсом, (обоснование очень простое - только мы умеем ими эффективно управлять) мы позиционируем Медведчука как одного из самых талантливых политиков и антикризисных менеджеров Украины, успешно с помощью интриг и переговоров проведшего политическую реформу (т.е. успешного как теневого политика), а так же политика, который став и.о. Премьера, отказался от президентских амбиций, но продемонстрировал всей стране, что обладает качествами эффективного управленца и публичного политика.

Переизбрание Кучмы - это приемлемо и выгодно, как Медведчуку, так и Януковичу. Последний к апрелю должен начать понимать, что шансов выиграть президентские выборы у него практически нет. С Ющенко конфликт перешел на личностный уровень и договориться уже практически невозможно (сделать этот конфликт таковым - одна из основных наших задач в реализации данного сценария).

Поэтому ему придется пожертвовать своим рейтингом, причем пожертвовать одномоментно. В общем, это более, чем справедливо, ведь Медведчук жертвует своим рейтингом ради Президента к тому моменту практически два года.

Кандидат в Президенты. Очевидно, должен быть посвящен во все элементы сценария. От того, насколько удастся успешно разыграть его "уход" и "возвращение" на самом деле зависит 90% успеха.

В декабре должен решиться на то, что большую часть своего времени он тратит на избирательную кампанию, а не на оперативное управление государством. Использует референдум и международные поездки в своем самоопределении как кандидат в Президенты, а не как Президент. Т.е. по сути, с января по апрель активно готовится к избирательной кампании.

Реально только Кучма управляет большинством в Парламенте, поэтому от него в прямую зависит февральское голосование по политической реформе.

Действительно искренне хотел в 2004 г. уйти на политическую пенсию, считая политическую реформу и референдум финальной точкой своего президентства. Но его беда в том, что за 8 лет, когда он был Президентом, в Украине не появилось ни одного политика, которому бы он мог передать этот пост даже при измененной системе власти, не поставив страну на грань катастрофы.

Вынужден вернуться в активную политику и еще на один срок возглавить страну, ставя своей целью на будущее президентство - создать такую политическую ситуацию в Украине, в которой могли бы проявить себя и "возмужать" политики, которые личностно готовы перенять у него и у Кравчука эстафету по руководству страной, не ставя ее перед угрозой гражданской войны и потери территориальной целостности.

Янукович

По отношению к Януковичу - это игра в игре. Не удастся спроектировать ситуацию так, чтобы он сыграл свою роль в темную, но очевидно, нельзя посвящаться его полностью в замысел. Т.е. он не партнер, а союзник.

Януковичу предоставляется шанс. Если он справляется с зимним кризисом, то он весной действительно становится крайне сильным и более, чем конкурентоспособным по отношению к Ющенко и Симоненко кандидатом в Президенты. Необходимо создать для него ситуацию личностного конфликта с Ющенко. Договоренность Януковича с Ющенко - это угроза не только этому сценарию, но и самому существованию СДПУ(О) и киевской финансово-промышленной группы в статусе влиятельных политических игроков в Украине.

Нам действительно необходимо провести политическую реформу, а далее, к апрелю принять решение. Если Янукович побеждает кризис, а система власти в стране изменена, то сценарий "Следующий срок Президента Кучмы" может и скорее всего должен быть изменен на сценарий "Янукович - единый кандидат".

Ющенко

Основной противник на выборах 2004 г., который очевидно не сможет объединить вокруг себя всю оппозицию, но располагает достаточными ресурсами, как личностными, так и организационными, материальными и международными, для того, чтобы выиграть избирательную кампанию.

Нужно втянуть его в конфликт по оси "восток-запад", в личностный конфликт с Януковичем и позиционировать как кандидата, обожаемого радикалами на западе Украины, но неприемлемого на востоке. Президентство Ющенко - это победа национализма и реальная угроза возникновения социального и этнического хаоса в Украине.

Ющенко надо "упаковать" во все конфликтные линии сценария от Парламента до регионов. Одна из задач - ресурсно и эмоционально истощить его к юридическому старту избирательно кампании. К концу мая у Виктора Андреевича должно быть множество проблем, он должен быть участником максимального количества конфликтных ситуаций, а его личностные, организационные и материальные ресурсы должны быть на пределе. Если говорить языком метафор, то это гонка вооружений между СССР и США.

Кампания Ющенко превращается в череду проигрышей: в феврале он проигрывает политическую реформу, в апреле нивелируется возможный личностный выигрыш у Януковича, конкурентом становится не Янукович, а Кучма, в октябре выход во второй тур нивелируется проигрышем на референдуме. Дальнейшая задача - проигрыш во втором туре превратить в крушение надежд, и к 2005 г. Ющенко должен проиграть место лидера национал-демократической оппозиции. Либо сама эта идеологическая сила и он вместе с ней должны оказаться в маргинальном спектре украинкой политики, т.е. Ющенко должен стать политиком класса Витренко.

Симоненко

Кандидат в Президенты, который идеологически пойман в "ловушку" референдума. Агитируя за Референдум, невольно агитирует за Президента. Агитировать против Референдума не может, это противоречит не просто идеологии, а мировоззрению и жизненным целям и укладу его электората. Задача медиа - "упаковать" его в эту ловушку.

Занимает третье место в первом туре, а так как конфликт "власть-оппозиция", переведен в другие плоскости, вынужден, если не открыто, то по умолчанию, поддержать кандидата от власти. Антагонизм его противоречий с Ющенко переведен в онтологическую фазу. Избирательная кампания привела к такому кризису понимания отношений между людьми, что электорат Симоненко и восток Украины просто посчитают его предателем, если он призовет голосовать за Ющенко.

А так как его цель - это не пост Президента, а сохранение лидерства в КПУ и выигрыш парламентской кампании 2006 г., то, скорее всего, он постарается отмолчаться в период между первым и вторым туром. В дальнейшем, либо потенциальный союзник в парламентской кампании 2006 г., либо, возможна раскурка сценария по замене Симоненко на Грача.

Мороз

По самоопределению, совесть нации от оппозиции. Так как он действительно верит в необходимость политической реформы и видит в этом шанс для СПУ, его надо максимально, насколько возможно, включить в эту сюжетную линию. Пусть в истории Украины будет зафиксирован личный вклад Мороза в создание парламентско-президентской республики.

Также, скорее всего, поддержит вопросы референдума. Основная задача - не дать ему блокироваться с Ющенко. По сути, для Ющенко Мороз - это знаковый пропуск на восток Украины. Поэтому оптимально, чтобы он выставил свою кандидатуру на президентских выборах, а в дальнейшем его умение договариваться о совместном кандидате, когда он сам кандидат, наглядно демонстрирует история "каневской четверки". Скорее всего, займет пятое место на выборах в первом туре.

В дальнейшем вполне себе идеологически приемлемый союзник на парламентских выборах 2006 г. Вполне возможно, попытается стать кандидатом в Президенты на выборах Президента парламентом, как фигура возможного компромисса.

Тимошенко

По методу действий, игрок, крайне успешно действующий как в Парламенте, так и на улице. Достаточно хитра для того, чтобы полностью не быть "упакованной" в одну из предложенных сюжетных линий. При этом готова торговаться со всеми.

Задача - не дать ей блокироваться с Ющенко в первом туре, что на самом деле для нее выгодно и полностью соответствует ее стилю политической игры. Скорее всего, будет делать ставку на то, что она баллотируется, занимает четвертое либо пятое место в первом туре, а дальше будет пытать разыграть "золотую акцию".

Надо принудить ее с помощью медиа или путем договоренностей во втором туре призвать своих сторонников голосовать против всех. На самом деле, в рамке парламентской кампании 2006 г. ей это выгодно: объединенного электората власти и коммунистов, или востока против запада достаточно для победы. Поддержать власть она и ее сторонники не могут, поддержка Ющенко, который погряз в конфликтах, в части из которых Тимошенко далеко не его партнер, - это поддержка проигравшего, чья дальнейшая политическая судьба не определена. Личностная стратегия Тимошенко к выборам 2006 г. - перехватить у Ющенко лидерство в национал-демократической оппозиции.

Министры кабинета Януковича

Жертвы, их дальнейшая политическая судьба связана с парламентскими выборами 2006 г., а не с президентскими выборами 2004 г.

Тигипко

Поняв, что Кучма ушел, скорее всего, начнет вести себя как кандидат в Президенты, при этом не решиться войти в открытое противостояние с Януковичем.

Не должен быть посвящен в сценарий проекта, но необходим нам как публичный лидер "Трудовой Украины" и Глава Нацбанка.

Должен поддержать референдум не только политически, но личностно, а также ресурсами "Трудовой Украины". В апреле, поняв, что кандидат Кучма, отложит свои президентские амбиции до выборов Президента парламентом или до следующих всенародных выборов Президента Украины, в зависимости от варианта прохождения политической реформы.

Не может баллотироваться в 2004 г., так как "Трудовая Украина" неминуемо будет поддерживать Кучму, поэтому его участие в избирательной кампании 2004 г. будет означать для него выход из "Трудовой Украины", более чем вероятную отставку с поста Главы Нацбанка, а в этом варианте у него только один путь - в оппозицию к Ющенко. Но так как шансы Ющенко далеко не стопроцентны, а места вокруг него заняты персонажами масштаба, не меньше Тигипко, то, по сути, это политическое самоубийство.

Парламентское большинство и лидеры пропрезидентских фракций и групп

Для них есть одна задача - проголосовать за политическую реформу. В дальнейшем, будут поддерживать избирательную кампанию Президента по одной простой причине – очень сильно его боятся. И, если кто-то из них после голосования по реформе пойдет на принцип и решит перейти в оппозицию, то на самом деле, ничего страшного. Все равно как политики, они мало, что из себя представляют.

Литвин

Скорее всего, будет всячески препятствовать проведению политической реформы, а также вести переговоры с Ющенко и Януковичем одновременно. Ресурсов, для того, чтобы баллотироваться в 2004 г. не имеет. После того, как реформа будет проголосована, а Кучма станет кандидатом, должен понять, что позиция спикера всего Парламента при новой системе власти даже с Президентом Кучмой - это больше, чем позиция депутата и лидера аграрной партии. В дальнейшем к выборам 2006 г. попытается перехватить у Ющенко лидерство в демократической, но не национально-радикальной оппозиции. Пинчук, Ахметов.

Поняв, что Кучма принял для себя решение идти на следующий срок, по разным причинам, но, скорее всего, вынуждены будут поддержать это решение.

Уже в декабре должны финансово и организационно поддержать референдум. Оба не будут прямо ставить свою репутацию и будущую бизнес-судьбу под удар активным и личностным участием в избирательной кампании Президента. Но Пинчук в этом раскладе в принципе не может поддержать оппозицию, а возможный союз Ахметова и Ющенко нельзя допустить, поэтому значим не только личностный конфликт "Янукович-Ющенко", но и возникает задача - максимально испортить отношения между "Нашей Украиной" и "донецкими".



Первые две части читайте здесь:

Третий термин Кучмы. Как это должно было быть

Третий срок Кучмы. Как это должно было быть. Часть 2


"Українська правда" у Threads

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування