Партнерський збір УП. Задонать на дрони та РЕБи

Правда і неправда щодо зриву виборів

Середа, 6 жовтня 2004, 15:08
Продолжение дискуссии, начатой Станиславом Белковским и Виктором Медведчуком в "Украинской правде"


К написанию этого материала меня побудила размещенная на сайте "Украинской правды" реплика Виктора Медведчука, которая заставила обратиться к первопричине – статье Станислава Белковского "Гарант нестабильности".

Признаюсь, публикации Белковского читаю с особым интересом: он обладает не только подкупающей манерой изложения, но и хронически оказывается в эпицентре происходящих в России общественных коллизий. Более того, С.Белковский является одним из самых осведомленных о кремлевских закулисах… как бы это выразиться… ага, политологом и порой позволяет себе эту самую осведомленность публично демонстрировать.

Вот и в обсуждаемой статье он сообщил удивительно много правды. Хотя, конечно, не всю правду и тем более не одну только правду (это было бы уже до неприличия непрофессионально).

О неправде чуть ниже, начнем с истин и непреложных фактов.

Действительно, напрасно одни пугались до всхлипываний на плече американского посольства, а другие радостно пенились, словно живое пиво "Сармат": Россия так и не стала ключевым фактором президентских выборов в Украине. И уже не станет.

Прав многомудрый, как теща, Белковский: не имеет РФ четкой и осмысленной стратегии для отстаивания своих интересов на нашей территории. А вот насчет причин этой прискорбной для будущей "либеральной империи" ситуации околокремлевский специалист слегка лукавит. Потому что сосредотачивается, в основном, на частностях.

Если заглянуть учебник для политиков младших классов, то выяснится, что любая стратегия, а затем и тактика, начинаются с выработки четких целей и реальных задач. Спрашивается: в чем цель украинской политики России?

Неужели в том, что, как проповедуют деятели "жириновско-рогозинского разлива", Украина должна пристроиться в хвосте России и с наслаждением глотать ее выхлопные газы?

Если так, то тогда северному соседу придется взять на содержание все еще сорокасемимиллионное украинское население. Так ведь не прокормить, никакой нефти не хватит. А ежели речь идет о сохранении в Украине относительно самодостаточной экономики, то она неминуемо породит и самостоятельную политику. Этому еще Маркс учил, не могут в Кремле этого не помнить. Неувязочка получается…

Хорошо, допустим, цель сформулирована, но так сильно засекречена, что мы при своей жизни ее и не узнаем. Тогда следующим шагом должно стать получение полной и объективной информационной картины о происходящих в Украине общественно-политических процессах, на основании которой можно строить прогнозы и разрабатывать схемы влияния. Вот здесь начинается полная беда.

Информационным первоисточником, по идее, должно служить российское посольство в Киеве. Но "беспрекословной рукою" им руководит Черномырдин. Который "неуступно и неусыпно" отстаивает интересы своей державы. Так, как он их понимает.

Поэтому не стоит удивляться тому, что, как клевещут злые языки, по дипломатическим каналам из посольства в Москву под видом аналитики сначала засылались служебные записки из администрации президента Украины, а теперь столь же объективные и непредвзятые победные реляции из штабов "единого кандидата".

Опять же, любое посольство призвано активно лоббировать позиции бизнесменов из своей страны. Но российским посольством руководит… (далее по тексту).

В международной практике принято, чтобы альтернативной дипломатическому каналу служила информация, собираемая спецслужбами. Возможно, возможно… Но почему-то не заметно, чтобы такая информация, если она и существует, оказывала существенное влияние на принятие геополитических решений Кремля в отношении Украины. Иначе многое было бы совсем по-другому.

Теперь настал черед упомянуть и про российских политтехнологов или "пылесосов", как их здесь называют. Трудно не согласиться с Белковским в оценке их скорбного труда, проходящего под девизом "Даешь стрижку лохов!".

Московские коробейники успешно торгуют у нас политтехнологическим продуктом трех категорий. Первая: крайне затратные и столь же малоэффективные схемы избирательных кампаний аля приснопамятное "Озимое поколение".

Вторая: упомянутое Белковским тайное сверхоружие. Это, как правило, некая завиральная технология с предполагаемой эффективностью атомной бомбы (и аналогичной же стоимости), которая сбрасывается на головы электората аккурат накануне выборов и "мгновенно в корне меняет всю ситуацию в пользу клиента".

Практика подсказывает, что после выборов авторов почему-то несработавшего сверхоружия найти сложнее, чем Усаму бен Ладена. А если находятся, то прорицательно вещают про "кумулятивный эффект, который сверхоружие гарантировано даст на последующих выборах".

Но самым ликвидным и дорогим политтехнологическим товаром является Влияние. Именно с большой буквы, потому что это "Влияние на Кремль".

Основные московские политтехнологи, по их легендам, навешиваемым на уши украинских претендентов, пинком открывают двери в главный кремлевский кабинет и в директивном порядке решают с Путиным, кого и когда в Украине поддержать. А из кремлевского кабинета они выходят не иначе как в ранге "полномочного смотрящего за Украиной".

В подтверждение Влияния и в успокоение своего клиента москвичи строчат многочисленные аналитические отчеты, прогнозы и рекомендации, каждая бумага дает собственное, неповторимое и нереальное видение украинской действительности.

Эти опусы ложатся на различные столы в московских кабинетах, генерируя "белый шум" в и без того перегретых головах российских чиновников. Кстати, Украину в Москве "курируют" не один, и даже не два и не три человека, все с изрядными полномочиями, единством мнений здесь и не пахнет...

Теперь дошел черед и до Медведчука, упомянутого в материале Белковского. Рискну предположить, что именно неправдивый пассаж о демонической роли украинского главы администрации и был главным побудительным мотивом для написания всей статьи.

На этот раз вынужден согласиться с Медведчуком: о приписываемой ему исключительной позиции в формировании российско-украинских отношений он может только мечтать.

Да, по должности Медведчук принимаем в Кремле. И, судя по всему, внимательно выслушиваем. И в портфеле у него наверняка имеется какой-никакой план торпедирования президентских выборов в Украине, скорее всего, не один, а с десяток.

Но любой план требует надежных исполнителей. Ведь, к примеру, для описанной Белковским схемы, кроме гипотетического кремлевского благословения, необходимо напечатать тонны левых бюллетеней, развести их по избирательным участкам, организовать вброс так, чтобы количество проголосовавших за обоих основных кандидатов явно зашкалило за 120%.

Для организации всего этого "торжества демократии" уже сейчас в регионы шли бы руководящие циркуляры, оттуда неизбежно начались бы утечки, в оппозиционную прессу в том числе. Именно из регионов, а не от Белковского. А утечек нет. И слава Богу.

Акция переносится на второй тур? Ну-ну… Перед вторым туром все региональное начальство не чреватые команды из Киева будет исполнять, а брататься с будущим, по их мнению, президентом Украины.

Так что надо полагать, высшее руководство России уже понимает умозрительность любых украинских начинаний по "обнулению выборов". В особенности, после провала пышно анонсированной политреформы, как тонко подмечено в статье московского политолога.

И напоследок надо констатировать очевидное: Россия не имеет в Украине реальной инфраструктуры для отстаивания своих стратегических интересов. Нет заметного пророссийского общественного движения и, тем более, влиятельной политической партии.

Нет реальных политических лоббистов. Нет крупных СМИ пророссийской ориентации и нет системы финансовой поддержки таких СМИ. Даже художественная галерея Гельмана что-то не на слуху. А то, что есть – это самодеятельность, способная возбуждать только "Просвиту", но никак не широкие электоральные массы.

Желающие могут на досуге сравнить куцый российский фактор с полноценной системой влияния, давно развернутой здесь американцами (это не выпад в сторону США, скорее, дань уважения, так как такую систему просто обязана иметь каждая держава, претендующая на мировое лидерство).

С учетом всего изложенного напрашивается единственный вывод: российско-украинские взаимоотношения всегда строились на чисто ситуативной, импровизационной основе, сейчас они реализуются в прямых контактах двух президентов – Путина и Кучмы.

Недаром в последнее время количество таких контактов знаково возросло. И в этом смысле отношения с гордостью можно считать вполне равноправными. Потому что, судя по фактам, Путин признает Кучму выдающимся специалистом в вопросах власти и ее удержания. И небезосновательно. Во всяком случае, навязать Кучме можно только то, чего он сам втайне желает.

По ряду признаков президент Украины сейчас желает, чтобы его оставили в покое, во всяком случае, не втягивали в активные и грозящие последствиями действия – как с подачи Москвы, так и по слезному настоянию ближайшего окружения. А самостоятельно, без президентского участия, окружение действовать не рискнет. Да и не выйдет ничего, если самостоятельно.

Соответственно, предстоящие президентские выборы у нас имеют шанс пройти без особого внешнего влияния. Во всяком случае, гегемонии "либеральной империи" можно предполагать не больше, чем во время недавних выборов в Грузии.

Автор: Александр Кочетков, директор Фонда информационного развития


Читайте также:

Статья Белковского "Гарант нестабильности"

Ответ Медведчука "Провокация!"


Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування