Кар'єра дублера чи "петля Януковича"?

П'ятниця, 8 жовтня 2004, 16:26
Лихость и отчаяние, с которыми работают московские политтехнологи на президентских выборах показывают, что массовое желание заработать деньги на украинском рынке PR постепенно перерастает в ту самую "россійську навалу", которой нас так долго пугали отечественные национал-радикалы.

Следом за политттехнологами плотными шеренгами идут российские экс–журналисты и бизнесмены от политики. И хотя часть участников этого похода, воспринимает своё пребывание в Украине лишь как остановку по дороге из Москвы в Лондон, общий формат этой инвазии всё больше вызывает ассоциацию с известным библейским сюжетом, описывающим избранный народ, идущий из Египта в поисках земли, на которой можно осесть и размножаться.

Сегодня большинство из участников "паблик интервеншенз" с полным основанием могли бы сказать жителям города Киева фразу Васисуалия Лоханкина: "Я к вам пришёл навеки поселиться".

Причина этой невиданной по масштабам инвазии – уничтожение рынка политических и политико-информационных технологий в России, их замена на технологии государственные, имперские, бюрократические, что создаёт беспрецендентный за последние десять лет уровень невостребованности "сервисной" части российской интеллигенции.

Кроме того, её великий исход на юг, напрямую связан с желанием Путина, подобно Ленину в двадцатом году, посадить всех наиболее политически активных интеллектуалов на один пароход и отправить с глаз долой, в страну которую не жалко.

В результате Украине приходится с цветами или без встречать целый поток полувысланных – полузасланных, почти бывших преставителей российской интелектуальной элиты, для которых наша страна становится не только плацдармом выживания, не только возможностью переждать и попытаться заработать (заслужить) билет обратно в Москву, но и возможным местом карьеры.

Список тех, кому пришлось "покупать билет" на этот пароход, дополняется теми, кто вынужден добираться вплавь к месту общей швартовки. По крайней мере, эту тенденцию наглядно иллюстрирует состав структур, осуществляющих PR-поддержку различных команд кандидатов в президенты и, прежде всего, команды Януковича, лишь декоративно обставленной участием "пары местных".

Российские пиарщики платят премьеру такой искренней благодарностью, что со стороны даже складывается впечатление, будто его карьера является для некоторых из них не только бизнесом, но и тем самым "решительным боем", от которого зависит собственная судьба.

В результате, хотим мы того или нет, но в период избирательной кампании власть будет нас "любить по-русски", то есть в том экстремально-радикальном стиле, который свойстваннен именно московским политтехнологам, на чью бы команду, и в какой бы стране они не работали.

Этот стиль в сочетании с желанием любой ценной захватить на Украине тот рынок, который благодаря путинским реформам в России практически исчез, заставляет наших российских коллег предлагать схемы столь радикального пилотажа, что у их клиентов может возникнуть головокружение от потенциальных успехов.

Именно поэтому, сегодня всерьёз приходится рассматривать самые нестандартные приёмы действий со стороны власти, на фоне которых политреформа и даже банальный срыв выборов могут показаться безобидной детской шалостью.

Один из этих сценариев, который в случае его реализации может войти в историю как "петля Януковича" (по аналогии с "петлёй Нестерова") настолько интересен, что в случае применения может полностью смешать все карты электорального и политическогого расклада.

Главный мотив этого сценария можно обозначить как "дублёрский статус" Виктора Фёдоровича в качестве кандидата от власти. Статус этот достаточно реален, поскольку с самого появления кандидатуры Януковича на политическом горизонте он рассматривался не столько как преемник действующего президента, сколько как дублер в рамках проекта "Кучма-3".

Разница, как говорят, небольшая, но существенная. Преемника тщательно готовят, передают ему дела и благословляют (классический пример - Путин), дублера держат на всякий случай, подозревают в желании стать первым раньше времени, и наконец, действующая "прима" даже после ухода со сцены продолжает ревновать к успехам дублёра и подсознательно радоваться его неудачам.

Кроме того, имидж Януковича как "социального премьера" в значительной степени дублирует уже устоявшеийся фрагмент имиджа его главного конкурента - Виктора Ющенко.

Рассчитывать же на то, что из "двух социальных премьеров" избиратели без серьёзной административной помощи выберут именно того, кто представляет власть, и при этом имел судимости, по меньшей мере, глупо.

Первые попытки сломать ситуацию и выйти за пределы чужой колеи, появились после истории со стальными яйцами, спровоцировавшей падение рейтинга Януковича. Именно после этого странного и нелепого инцидента действующий премьер с подачи господина Павловского пошёл на начало большой географической игры с русским языком и двойным гражданством.

При помощи первого тезиса планировали организовать провокацию в классическом стиле Павловского – вызвать или, по крайней мере, показать, что вызвали националистическую истерику у представителей "Нашей Украины".

Второй тезис ещё интересней – он может дать Виктору Фёдоровичу действительно серьёзные дивиденды, поскольку создаёт впечатление, что в случае принятия Верховной Радой, откроет дорогу на историчекую родину миллионам украинцев, живущих по всему миру от Камчатки до Ванкувера.

Даже в случае победы Ющенко, этот лозунг может стать составной частью нового проекта конституционных изменений, который несомненно инициирует "новая оппозиция". Но сегодня у тезиса о двойном гражданстве есть и ещё одна функция - это сомнительный аванс всё тем же российским технологам и потециальным московским псевдодиссидентам от СМИ и бизнеса.

В случае победы нынешнего премьера и принятия нормы о двойном гражданстве, карьеру в украинском государственном аппарате смогут сделать и обладатели двойных, либо тройных, украинско-российско-израильских паспортов.

Действительно, почему бы Гельману не стать министром культуры, Павловскому, после перехода Медведчука на работу в парламент, не занять место главы АП, а Касьянову через годик-другой не попробовать баллотироваться в украинские премьеры?

Главное, чтобы в соответствующий законопроект забыли включить норму о запрете лицам с двойным гражданством занимать государственные должности, и не забыли убрать норму о необходимости срока проживания на территории Украины.

Но главный замысел географической игры по московской схеме состоит не в том, что она позволяет каким-то образом нарастить электорат или заручиться поддержкой России, либо её наиболее "продвинутых" представителей, – главное показать расхождение во взглядах не только с оппозицией но и с действующим президентом, спровоцировать критику "гаранта", и после представления сюрреалистического, но сверхсоциального бюджета, создать почву для легитимной или нелигитимной отставки премьера.

Воплощение этой схемы во многом зависит от личной смелости премьера и его способности к риску, поскольку, в соответствии с этой схемой (а другой, если не считать фальсификаци и срыв выборов просто нет), только отставка сегодня может качественно дать дополнительный бонус популярности, скорректировать образ премьера, показать его принципиальность, и вызвать у избирателей подобие того эмоционального подьёма, который вел к власти Ельцина в конце восьмидесятых, Кучму в середине 90-х, и который уже длительное время сопровождает Виктора Ющенко. Это, конечно, тоже дублирование, но разве не в нём состоит политическая карма премьера?

Сценарий прост, но внешне надёжен. Правительство Януковича будет отправлено в отставку за две недели до выборов. В результате отставки, премьер формально превратится в такого же оппонента Кучмы, каким сегодня является Ющенко, но с "юго-восточным" лицом". Первые дни после отставки будут сопровождаться резким скачком цен и падением курса гривны.

Ухудшение ситуации будет преподнесено большинством СМИ как прямое следствие "Украины без Януковича". Из загашников ельцинских выборов 95-го года будет извлечено пугало гражданской войны.

В результате имидж премьера приобретёт абсолютно новые качества. А сам Янукович превратится не просто в "обиженнного", но и в "нечто", содержащее два в одном: оппозиционность наряду с провластностью, административный и медийный ресурс наряду с возможностью критиковать действующую властью и "страдать" за свои политические убеждения.

Даже судимости оопозиционера на подсознательном уровне будет воспринимаются избирателями гораздо спокойней, чем судимости представителя власти.

Сам Янукович, в случае отставки со своего поста на месяц раньше, ничего, кроме расположения Кучмы (которого и так нет), не теряет. Новый премьер, чьи бы кандидатуры президент не представлял на эту должность, до конца выборов утверждён не будет, а контроль со стороны неофициального правительства на Банковой способен обеспечить полноценное функцинирование административной системы.

О реальности применения этого сценария говорит уже тот факт, что он после провала политреформы является единственным несиловым способом сохранения преемствеенности власти, дающим возможность обойтись без тотальных фальсификаций.

О сомнительности его применения говорят человеческие качества Януковича, который с последовательностью "последовательного лидера" сдал тезис о русском языке едва ли не раньше, чем выдвинул.

Тем не менее, возможно, что ещё пара "яиц" всё-таки подвигнет премьера на проявления политической смелости и заставит сделать выбор между политтехнологическим и тем сугубо административным методом ведения кампании, который даже в случае успеха превратит его в недолегитимную и зависимую от кланов фигуру.

Сам же политтехнологический сценарий выборов стоит засветить и предать гласности лишь потому, что даже в политике должны быть моральные ограничения для манипуляций, тем более если инициаторами этих манипуляций являются люди, воспринимающие целую страну как потенциальный трофей.

Автор: Глеб Долин, политолог, Украинский центр структурного прогнозирования

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування