Интернет-СМИ как одна газета

12 просмотров
AIN
Среда, 24 апреля 2002, 16:16
Активность украинских интернет-СМИ перед выборами, во время и после них, естественно, росла. Однако пока общее медийное поле интернета можно сравнить с одной обычной газетой

С конца прошлого года много и часто говорилось о том, что информационная активность перед выборами будет значительно увеличиваться. Некоторые утверждали, что выборы – это тот всплеск, на котором можно "поднимать" новые и старые медийные проекты с гораздо большей эффективностью.

Но все эти разговоры больше носили характер философских бесед и не были выражены какой бы то ни было математической формулой, которая позволила бы дать более точные цифровые оценки грядущему всплеску. Всплеск сам по себе, конечно, интересен, но еще больший интерес вызывал и вопрос, а что же будет после выборов? И здесь ответы также чаще давались, основываясь на различных эмпирических домыслах по методу "научного тыка".

Для того, чтобы попытки оценок тенденций развития новых медиа, первый уровень которых уже сформировался в интернет-пространстве, носили менее фрагментарный характер и основывались не только на частных домыслах и взглядах, проектом brams.com с декабря 2001 года проводится исследование медиа-активности в украинском сегменте сети интернет. Результаты исследования были представленны 19 апреля на круглом столе "Новые информационные технологии для политики и политиков. После выборов", который прошел в медиа-центре «Четвертый сектор».

Исследование основывается на результатах мониторинга трафика интернет-проектов медийного формата по трем основным рейтинговым и статистическим интернет-системам (далее источники), которые наиболее распространены среди украинских интернет-проектов: Topping (http://www.topping.com.ua), Rambler (http://www.rambler.ru) и Bigmir (http://www.bigmir.net).

Между данными различных источников есть существенные отличия как в методологии, так и в техническом проведении подсчета трафика интернет-проектов. Ни одна из этих существующих и бесплатных систем не предоставляет реальных данных.

Для проведения оптимального подсчета трафика используются различные программные средства, но их главное преимущество в том, что они находятся непосредственно на одном сервере с проектом, трафик которого подсчитывается, что позволяет избегать потери данных, которые существуют при удаленном подсчете. Поэтому данный мониторинг, основанный на результатах удаленных источников, не ставит задачей определить абсолютные показатели посещаемости тех или иных медиа-проектов.

Цель этого мониторинга – дать общие оценки, основанные на реальных цифрах, определить тенденции, а также предоставить относительные и сравнительные показатели (индексы), верные для всех медиа-проектов, вне зависимости от их участия или неучастия в различных рейтингах и счетчиках.

При таком мониторинге важно то, что не все интернет-проекты участвуют во всех рейтинговых и статистических системах. Это приводит к тому, что данные, полученные из разных источников, осуществляющих подсчеты по различным методикам, очень сложно сопоставить и определить какие-то общие тенденции.

Учитывая все это, была разработана оптимальная методика, которая основывается на мониторинге данных из различных открытых источников и позволяет определить коэффициент погрешности при подсчете различными системами. При этом данные, полученные в результате этого мониторинга, позволяют сделать оценки общего медиа-трафика украинских медиа-проектов в интернете, а также определить индекс медиа-активности.

Специальные термины и обозначения:

Хост – уникальный ip-адрес. Этот показатель не является показателем уникальных посетителей, поскольку в различных случаях уникальным ip-адресом могут пользоваться несколько уникальных посетителей. Также некоторые провайдеры предоставляют услуги доступа в интернет с применением системы динамичных ip-адресов. Но, в любом случае, этот показатель определяет минимальную планку количества уникальных читателей интернет-проектов.

Хит – посещаемость. Этот показатель более всего применим в данном исследовании как аналог тиража для стандартных печатных медиа-проектов. Это показатель количества различных просмотренных страниц посетителями исследуемых интернет-проектов.

Общий оценочный уровень медиа-трафика

Декабрь 2001 года – хостов 1,08 млн., хитов – 4,4 млн.
Январь 2002 года – хостов 1,22 млн., хитов – 5,2 млн.
Февраль 2002 года – хостов 1,38 млн., хитов – 6,3 млн.
Март 2002 года – хостов 1,52 млн., хитов – 7,05 млн.

(примечание: в данном случае показатель по хостам не является показателем уникальных хостов в месяц. Это суммарная оценка посещаемости различных проектов по дням. По результатам данного мониторинга невозможно сделать даже приблизительную общую оценку по уникальным хостам в месяц. Для этого требуется единая статистическая система, охватывающая все исследуемые интернет-проекты.)

Темпы роста медиа-трафика:

в январе – 12,78% по хостам, 18,15% по хитам
в феврале – 12,98% по хостам, 21% по хитам
в марте – 10,19% по хостам, 11,87% по хитам


Рост медиа-трафика в 1 квартале 2002 года – 40,41% по хостам, 59,95% по хитам.

Прогноз:

К декабрю 2002 года медиа-трафик в украинском интернете вырастет за год в 3,3-4,4 раза и составит около 3,65 млн. хостов и 19,5 млн. хитов.

Переломным месяцем может стать апрель 2002 года. 1 апреля уже стал рекордным днем по посещаемости для украинских интернет-медиа. За один этот день посещаемость медийных проектов превысила средний мартовский показатель в 2,8 раза по хостам и в 3,5 раза по хитам. В этот день медиа-трафик в украинском интернете превысил уровень в 142 тысячи хостов и 800 тысяч хитов. Такого трафика, по оценкам многих экспертов, не было даже 11-12 сентября 2001 года, когда потребительский интерес к медиа-ресурсам привел к тому, что практически все проекты не справлялись с трафиком и просто «лежали».

Комментарий

Приведенные выше цифры, конечно же, говорят об определенном росте и развитии украинских интернет-медиа. И на это развитие, безусловно, уже повлиял ход предвыборных процессов. Эти цифры могут быть очень важными и полезными, ведь только в 2002 году выборы проходили при наличии уже сформированного блока интернет-медиа, активно работающих в сфере общественно-политического контента.

Эти цифры не стоит недооценивать, но и переоценивать их также вредно. Хотя "новые медиа" и развиваются значительно быстрее, нежели стандартные (бумажные, телевизионные и радио) СМИ, они еще далеки до того уровня, когда смогут котироваться по своему уровню охвата населения, а значит и по уровню влиятельности.

Можно сколь угодно долго говорить о большей качественности пользователей интернет по
сравнению с другими потребителями информации. Можно весьма аргументировано доказывать, что 1 интернет-читатель равен 10 читателям популярной обычной газеты и 5 зрителям тв-новостей. Но пока это не доказано какими-либо исследованиями, разрыв количества потребителей, который существует на данный момент между интернет-СМИ и стандартными СМИ, является важнейшим фактором при оценке влиятельности.

Этот пример уже неоднократно приводился, но сейчас его можно привести в новом контексте – тираж одной из самых популярных в Украине газеты "Факты и комментарии" находится на уровне тех же 800 тысяч экземпляров. Напомним, что такого предела "тиражности" интернет-СМИ смогли достигнуть на данном этапе своего развития лишь в рекордный день посещаемости – 1 апреля.

Но нельзя не принимать во внимание темпы развития "новых медиа" - вряд ли такими результатами может похвастаться какое-либо конкретное "стандартное медиа" в отдельности или же все вместе. Эти показатели свидетельствуют о хорошем уровне перспективности интернет-медиа в Украине с точки зрения бизнеса.

Индекс медиа-активности

Индекс медиа-активности является показателем средней посещаемости интернет-проекта в сутки.

В связи с этим, индекс не является показателем абсолютной посещаемости, поскольку активность в выходные дни значительно ниже, чем в рабочие, однако усредненные данные дают более точные показатели по оценке тенденций и темпам роста, а также уменьшают уровень погрешности при определении относительных и общих показателей активности.

Общий индекс медиа-активности измеряется по усредненным данным 18 наиболее посещаемых интернет-проектов в число которых входят:

10 "чистых" интернет-проектов медийного формата – ярко-выраженные онлайновые медиа-проекты

5 интернет-версий оффлайновых медиа – интернет-проекты стандартных медиа (ТВ, газеты,
радио), которые имеют активную медиа-состовляющую

3 интернет-проекта информационных агентств – сайты информационных агентств, имеющие открытую для публичного доступа и активную медиа-составляющую.

Всего на март 2002 года мониторинг производился по 35 интернет-проектам медийного формата, которые предоставляют ОТКРЫТЫЕ данные в рейтинговых и статистических интернет-системах. (Примечание: один из посещаемых инетрнет-проектов ProUA (http://www.proua.com) по причине отсутствия открытой статистики в источниках, по которым производился мониторинг, в индексе медиа-активности в январе не участвует)

Показатель индекса медиа-активности:
Декабрь 2001: хосты – 1774, хиты - 7720
Январь 2002: хосты – 1903, хиты - 8510
Февраль 2002: хосты – 2287, хиты – 11163
Март 2002: хосты – 2297, хиты – 11385
Общий рост индекса медиа-активности с января 2002 года по март 2002 года: хосты – 33,45%, хиты – 28,69%

Показатели индекса медиа-активности по категориям (март, февраль, январь, % роста)

интернет-медиа, хосты – 3244 – 3143 – 2495 30,04
интернет-медиа, хиты – 16896 – 16135 – 11434 47,77
оффлайн-медиа, хосты – 1336 – 1456 – 1399 -4,47
оффлайн-медиа, хиты – 5191 – 5763 – 5706 -9,03
информагентства, хосты – 443 – 490 – 465 -4,56
информагентства, хиты – 2001 – 2151 – 2059 -2,84

Комментарий:

Показатель индекса медиа-активности отличается от абсолютного показателя по медиа-трафику. Это, собственно, должно быть ясно и без дополнительных комментариев. Когда исследование начиналось в декабре 2001 года, собирались данные по 26 проектам. В марте 2002 года мониторинг проводился по результатам работы 35 проектов. Реальный рост количества проектов, на самом деле, конечно, не был таким стремительным, но все же появление новых проектов было, и они в общей своей массе влияли и на абсолютные показатели по трафику.

Индекс медиа-активности более стабильный оценочный показатель, поскольку он формируется на основе данных постоянного количества различных проектов. И с этой точки зрения он представляет данные больше о качественном и количественном развитии лидеров исследуемого медиа-сегмента, в то время как оценка трафика дает оценку всего этого сегмента.

Важно также обратить внимание на определенное снижение темпов роста медиа-активности в марте. Можно, конечно, говорить о том, что вполне нормальные темпы роста медиа-активности "чистых" интернет-СМИ были "компенсированы" снижением темпов роста у других медийных интернет-проектов. Но нельзя не учитывать тот факт, что в марте произошло снижение и общей медиа-активности.

Можно объяснять это по-разному и рассматривать эту проблему именно в плоскости "чистые" интернет-медиа и все остальные. Но есть также и аргументы в пользу того, чтобы рассматривать и другие возможные причины. Например, общее снижение медиа-активности в последний месяц предвыборных "перегонов" может свидетельствовать о вхождении в этом периоде медиа-кампаний в более-менее стабильное русло. И хотя различных информационных поводов для увеличения медиа-активности было более чем достаточно, они не вызывали какой-либо массовый ажиотаж или общественный резонанс.

Также, возможно, это снижение может свидетельствовать и о наличии информационной усталости у потребителей. Кроме этого, к началу марта избиратели уже в основном определились, и социологические исследования того периода фактически показали расклад, идентичный полученному на выборах. Это также могло значительно повлиять на интерес избирателей к различного рода предвыборной информации. Т.е., делать выводы на основании информационной пассивности избирателей в последний месяц кампании все же не хочется. О том, что этой пассивности не было, показывают общие результаты увеличения медиа-активности, но тем не менее, последний предвыборный месяц дал несколько неожиданные результаты. Активный всплеск ожидался на протяжении всей кампании, но такого постоянства проявлено не было.

Показатели активности "чистых" интернет-проектов

Десятка самых посещаемых интернет-проектов по индексу хостов (показатель за март месяц, процент роста и позиция):

1 Украинская Правда (http://www.pravda.com.ua) – 6469; 41,52; 3
2 Korrespondent.Net (http://www.korrespondent.net) – 6405; 9,90; 7
3 Украина.Ру (http://www.ukraine.ru) – 4539; 42,29; 2
4 Обозреватель (http://www.obozrevatel.com.ua) – 3292; 451,42; 1
5 Podrobnosti.UA (http://www.podrobnosti.ua) – 3272; 21,73; 5
6 MigNews (http://www.mignews.com.ua) – 2444; 11,14; 6
7 Форум (http://www.for-ua.com) – 2366; 8,73; 8
8 Версии (http://www.versii.com) – 1320; 30,18; 4
9 UA Today (http://www.uatoday.net) – 1278; - 0,79; 10
10 Украина криминальная (http://www.cripo.com.ua) – 1061; - 4,12; 9

Десятка самых посещаемых интернет-проектов по индексу хитов.

1 Украинская Правда (http://www.pravda.com.ua) – 45163; 78,38; 2
2 Korrespondent.Net (http://www.korrespondent.net) – 43997; 46,43; 4
3 Украина.Ру (http://www.ukraine.ru) – 14169; 42,56; 5
4 Форум (http://www.for-ua.com) - 16207; 51,38; 3
5 Podrobnosti.UA (http://www.podrobnosti.ua) – 16154; 15,30; 7
6 Обозреватель (http://www.obozrevatel.com.ua) – 11872; 313,66; 1
7 MigNews (http://www.mignews.com.ua) – 8967; 8,26; 8
8 Версии (http://www.versii.com) – 5250; 21,02; 6
9 UA Today (http://www.uatoday.net) – 4184; -9,04; 9
10 Парт.орг (http://www.part.org.ua) – 2999 - -

Показатели активности интернет-версий оффлайновых медиа

Пятерка самых посещаемых интернет-проектов по индексу хостов.

1 Факты и комментарии (http://www.facts.kiev.ua) - 1894; -5,25; 4
2 1+1 (http://www.1plus1.tv) - 1449; -21,04; 5
3 Новый канал (http://novy.tv) - 1286; -4,32; 3
4 Зеркало Недели (http://www.zerkalo-nedeli.com) - 1189; 22,83; 1
5 Бизнес (http://www.business.ua) - 864; 5,75; 2

Пятерка самых посещаемых интернет-проектов по индексу хитов.

1 Зеркало Недели (http://www.zerkalo-nedeli.com) - 8016; -21,08; 4
2 Новый канал (http://novy.tv) - 6678; 4,36; 2
3 Бизнес (http://www.business.ua) - 4280; 11,46; 1
4 Факты и комментарии (http://www.facts.kiev.ua) - 4094; -7,21; 3
5 1+1 (http://www.1plus1.tv) - 2887; -22,48; 5
Показатели активности сайтов информационных агентств

Тройка самых посещаемых интернет-проектов по индексу хостов.

1 УНИАН (http://www.unian.net) - 969; 8,63; 1
2 Интерфакс-Украина (http://www.interfax.kiev.ua) - 706; -7,71; 2
3 УФС (http://www.ufs.kiev.ua) - 544; -18,56; 3

Тройка самых посещаемых интернет-проектов по индексу хитов.

1 УНИАН (http://www.unian.net) - 4360; 6,76; 1
2 Интерфакс-Украина (http://www.interfax.kiev.ua) - 3846; -1,91; 2
3 УФС (http://www.ufs.kiev.ua/) - 1801; -21,49; 3

Комментарий:

Давая общий комментарий развитию интернет-СМИ в первом квартале 2002 года, стоит отметить, что по-прежнему наиболее активную политику по продвижению к потенциальном читателю занимают больше "чистые" интернет-СМИ. Интернет-представительства оффлайновых медиа и сайты информационных агентств практически не выполняют маркетинговых действий. Их сложно в этом обвинять. Не исключено, что такая позиция вызвана весьма скептическими оценками именно в способности организации такого уровня влияния в интернет-пространстве, которые эти медиа достигли уже в оффлайновой среде.

В связи с этим можно отметить, что по-настоящему развитие медийного пространства в украинском интернете начнется лишь тогда, когда стандартные медиа начнут обращать более пристальное внимание на это пространство.

Собственно, уже сейчас можно говорить о том, что некоторые "оффлайнщики" весьма успешно экспериментируют в новом пространстве, однако о критическом количестве и качестве этих экспериментов говорить пока рано. Как только эти процессы выйдут из стадии экспериментов и начнутся в более стабильном режиме и массовом количестве, можно будет говорить о том, что рынок украинских интернет-медиа вышел на новый этап развития.

Сейчас же продолжается предпоследняя стадия первого этапа – формирования. Последняя стадия этого этапа, возможно, начнется в этом году. По идее, эта стадия должна проявится в перераспределении уже наработанных активов. Нельзя исключать возможности (а иногда даже и необходимости) всевозможных слияний однотипных проектов. Некоторые наблюдатели упорно говорят о готовности этого сегмента к самоочищению, которое, возможно, произойдет к началу лета, когда стихнет поствыборная информационная волна и некоторые инвесторы существующих медиа-проектов окажутся наконец-то готовыми к тем или иным выводам по поводу будущего "своих" проектов.

О том, что эта стадия практически неизбежна, свидетельствует четкое разделение лидеров этого сегмента на три части: лидеры (Украинская правда и Корреспондент.Нет), средне-стабильный блок (5-6 проектов) и группа догоняющих. Выборы показали, что даже используя естественный всплеск, практически невозможно выбиться в лидеры и, возможно, те проекты, которые не оставили пока еще таких надежд, будут стоять перед выбором следующих действий, которые помогли бы эту задачу все-таки решить.

Проект brams.com будет продолжать исследование медиа-активности украинских интернет-СМИ. Уже полученные результаты дают возможность для оценки некоторых тенденций, но все же для полноты анализа даже 4-х месяцев мониторинга мало. Тем более, что по нашим ожиданиям, дальнейшее развитие этого сегмента украинского медиа-рынка будет не менее интересным, чем перед выборами.

Для получения полного файла исследования необходимо отправить запрос по адресу advanced@brams.com.

Показатель активности сайтов 1 апреля 2002 года (показатель хостов/хитов, % и позиция)


интернет-медиа

Хосты

1 Korrespondent.Net (http://www.korrespondent.net) - 22337; 248,74; 4
2 Украинская Правда (http://www.pravda.com.ua) - 18974; 193,31; 5
3 ukr.ru (http://www.ukr.ru) – 15224; -
4 Украина.Ру (http://www.ukraine.ru) - 12590; 177,37; 8
5 Podrobnosti.UA (http://www.podrobnosti.ua) - 8286; 153,24; 9
6 Форум (http://www.for-ua.com) - 6854; 189,69; 6
7 MigNews (http://www.mignews.com.ua) - 5700; 133,22; 10
8 Обозреватель (http://www.obozrevatel.com.ua) - 5566; 69,08; -
9 UA Today (http://www.uatoday.net) - 3583; 180,36; 7
10 парт.орг (http://www.part.org.ua) - 3443; 505,10; 3

Секреты парламентских выборов (http://vybory2002.kiev.ua) - 3317; 875,59; 2
Выборы (Интерфакс-Украина) (http://www.elections.kiev.ua) - 3298; 1303,40; 1

Хиты

1 Украинская Правда (http://www.pravda.com.ua) - 178973; 306,78; 5
2 Korrespondent.Net (http://www.korrespondent.net) - 150214; 232,60; 8
3 Украина.Ру (http://www.ukraine.ru) - 70498; 397,55; 4
4 Форум (http://www.for-ua.com) - 61040; 276,63; 6
5 ukr.ru (http://www.ukr.ru) - 60809; -
6 Podrobnosti.UA (http://www.podrobnosti.ua) - 44880; 177,83; 9
7 MigNews (http://www.mignews.com.ua) - 31866; 255,37; 7
8 Обозреватель (http://www.obozrevatel.com.ua) - 27137; 128,58; 10
9 Выборы (Интерфакс-Украина) (http://www.elections.kiev.ua) - 18461; 2877,58; 1
10 парт.орг (http://www.part.org.ua) - 16759; 554,65; 3

Секреты парламентских выборов (http://vybory2002.kiev.ua) - 13416; 1622,21; 2

интернет-версии оффлайновых медий

Хосты

1 Новый канал (http://novy.tv) - 3911; 204,12; 1
2 1+1 (http://www.1plus1.tv) - 3727; 157,21; 2
3 Факты и комментарии (http://www.facts.kiev.ua) - 2148; 13,41; 5
4 Зеркало Недели (http://www.zerkalo-nedeli.com) - 1866; 56,94; 4
5 День (http://www.day.kiev.ua) - 1487; 95,92; 3

Хиты

1 Новый канал (http://novy.tv) - 18369; 175,07; 2
2 1+1 (http://www.1plus1.tv) - 8502; 194,49; 1
3 Зеркало Недели (http://www.zerkalo-nedeli.com) - 6817; -14,96; 5
4 Факты и комментарии (http://www.facts.kiev.ua) - 4382; 7,03; 4
5 День (http://www.day.kiev.ua) - 3273; 20,11; 3

Информационные агентства

Хосты

1 УНИАН (http://www.unian.net) - 3689; 280,70; 1
2 Интерфакс-Украина (http://www.interfax.kiev.ua) - 2551; 261,33; 2
3 УФС (http://www.ufs.kiev.ua) - 794; 45,96; 3

Хиты

1 УНИАН (http://www.unian.net) - 18032; 313,58; 1
2 Интерфакс-Украина (http://www.interfax.kiev.ua) - 10732; 179,04; 2
3 УФС (http://www.ufs.kiev.ua) - 2883; 60,08.



powered by lun.ua
Кто такие лидеры и что нужно для их "производства". Объясняет руководитель Центра УКУ Андрей Рождественский
Коломойский против Украины: кто кого побеждает в украинских судах
Чумацкий шлях. Как Гриценко меняет свой избирательный штаб
О чем мечтают у Лаврова: какие планы российских дипломатов сорвались в ОБСЕ
Все публикации