Все, что должен вам - прощаю... Кучма

Пятница, 6 сентября 2002, 16:33
Круг вопросов, которые были подняты президентом Украины в ходе саммита в Йоханнесбурге, не ограничился налаживанием внешнеэкономических контактов с африканскими и южноамериканскими странами. Помимо необходимости диверсифицировать экспорт, значительной проблемой для Украины является необходимость погашения внешних государственных долгов. Особенно если учесть, что на следующий год приходится пик выплат по внешним долгам - $1,6 млрд. Неудивительно, что власти пытаются найти альтернативные способы смягчения ситуации, помимо внутренних и новых внешних заимствований и реструктуризации.

Украина предлагает засчитывать расходы на обеспечение устойчивого развития стран с развивающейся экономикой в счет погашения их внешней задолженности. Об этом заявил президент Украины Леонид Кучма на пленарном заседании Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР).

"Процесс внедрения принципов гармоничного развития и темпы продвижения стран к устойчивому развитию были бы гораздо быстрее, если бы не наличие ряда финансовых проблем на этом пути", - сказал глава украинского государства, отметив, что подразумевает наличие задолженности развивающих стран и стран с переходной экономикой.

"Нам необходимы новые механизмы решения этой проблемы, и одним из таких механизмов, инновационным и перспективным, является процесс зачета расходов на обеспечение устойчивого развития в счет погашения внешней задолженности этих стран, - заявил Леонид Кучма. - Именно таким путем страны-кредиторы могли бы эффективно содействовать активизации темпов экономического роста и защиты окружающей среды".

Напомним, что заявление было сделано во время пребывания президента в Африке. Страны именно этого континента прочно ассоциируются у людей постсоветского пространства с понятием "развивающиеся". Вместе с тем, многие макроэкономические параметры Украины (преимущественно сырьевой характер отечественного экспорта, а также множество других факторов наподобие индексов экономической свободы или уровня коррумпированности) говорят в пользу того, что Украину, как государство с переходным типом экономики, также можно причислить к странам развивающимся.

Поэтому, возможно, что украинский президент, защищая развивающиеся страны, имел в виду и Украину в том числе. По крайней мере, об этом свидетельствуют его слова о том, что в нашей стране "глубоко осознают необходимость создания предпосылок для сбалансирования интересов общества и возможностей природы, социально-экономического развития и окружающей среды. На этом базируется концепция перехода Украины к устойчивому развитию, на основе которой будет разработана соответствующая национальная стратегия".

Президент назвал очевидным тот факт, что "первоочередную ответственность за успех национальной стратегии устойчивого развития несут сами страны". Что называется, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. В то же время, Леонид Кучма подчеркнул важность поддержки со стороны мировой общественности развивающихся стран, а также стран с переходным типом экономики. Надежды на вышеуказанный путь разрешения долговых проблем могло дать сравнительно недавнее заявление руководителей стран "большой семерки" относительно перехода к бескредитной помощи развивающимся странам.

Аргументация G7 выглядела следующим образом: страна отвлекает слишком много времени и ресурсов, чтобы впоследствии погасить предоставленные ей кредиты. Это, в свою очередь, мешает государству нормально развиваться. Чтобы избежать отрицательных эффектов, было предложено взамен кредитов предоставлять финансовые ресурсы безвозмездно - в виде грантов.

Тот факт, что для Украины вопрос внешних долгов и их погашения - не вопрос праздного любопытства, в очередной раз подтверждают и последние данные Министерства финансов. Прямой государственный долг Украины в январе-августе текущего года, хотя и сократился на $197,7 млн., составляет немалую сумму - $11,74 млрд. Из них внешний госдолг сократился на $80,42 млн., до $7,9 млрд. В состав государственного долга не включается объем обязательств, гарантированных государством, до момента наступления гарантийного случая.

Такие обязательства включаются в условный долг, который за полгода вырос на $22,53 млн. и к 30 июня составил $2,16 млрд. Фактические расходы госбюджета на погашение и обслуживание госдолга составили 3995 млн. грн., или 84,17% запланированных на этот период.

Крупнейшим внешним кредитором Украины является Мировой банк, долг перед которым составляет $2305 млн., (29,2% прямого внешнего долга). Второе место по величине занимает долг по облигациям внешнего государственного займа - $2204,2 млн. (27,9%). Третьим крупнейшим кредитором является Россия, долг перед которой на 30 июня составил $1778,9 млн. (22,5%). Украина также должна Германии $408,2 млн., ЕС - $320,3 млн., США - $289,6 млн., Туркменистану - $281,7 млн. На долю других кредиторов приходится $310,3 млн.

Помимо того, долг Национального банка Украины Международному валютному фонду (МВФ), учитываемый в рамках условного госдолга, на 30 июня составил $1921,5 млн. Благо, ликвидные золотовалютные резервы Нацбанка уже превысили $4 млрд., поэтому поводов для беспокойства относительно погашения этого долга нет. Новых кредитов пока не предвидится, хотя Фонд не исключает и кредитной формы дальнейшего сотрудничества Украины с МВФ.

Об этом недавно заявлял и премьер-министр Анатолий Кинах. С той лишь оговоркой, если Фонд не будет осуществлять давления относительно экономических показателей в Украине. По-видимому, к такому "давлению" относились требования МВФ решить бюджетные проблемы, а также вопрос возмещения НДС экспортерам.

В целом, сомнительно, что западные страны ринутся прощать долги развивающимся странам, во всяком случае - Украине. Как отметила в интервью "Контексту" эксперт Международного центра перспективных исследований Ольга Пиндюк, государственный долг Украины составляет около 30% от ВВП, тогда как для ряда стран этот показатель "зашкаливает" за 100%.

Неоднозначны и перспективы безвозмездной помощи развивающимся странам вообще, полагает эксперт. С одной стороны, это облегчило бы им жизнь. Однако такая помощь может создать перекос экономических приоритетов государственной политики, а также снизить дисциплину страны как должника. Поэтому, убеждены эксперты, оптимальным путем развития страны является грамотная экономическая политика и проработанная стратегия структурных реформ. И тогда прозрачные условия игры привлекут финансовые ресурсы, но уже в виде инвестиций.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде