Путина и Ющенко сблизит труба?

Вторник, 8 октября 2002, 12:51
Каждый приезд Владимира Путина в Украину – это, несомненно, событие. Что, впрочем, неудивительно, учитывая степень влияния Российской Федерации на украинскую политику и экономику. Впрочем, нынешний визит был особым в силу, мягко говоря, сложной ситуации, сложившейся сегодня в Украине. Тупик, в котором оказалось большинство украинских политических игроков, вынуждает их искать союзников за пределами нашей страны.

В этих условиях заручиться поддержкой российского президента означает получить дополнительные бонусы во внутриполитической игре. Традиционно эту стратегию использовала власть, однако лидеры оппозиции решили проявить инициативу и незадолго до приезда Путина в Запорожье 6 октября заявили о намерении наряду с Леонидом Кучмой встретиться с хозяином Кремля.

Интересно, что о желании поговорить с лидером России настойчиво заявляла и "Наша Украина", которую обвиняют в антироссийских взглядах.

Однако перед самым прилетом российского президента в Украину представители "четверки" заявили, что разговор тет-а-тет с Владимиром Владимировичем откладывается на более поздний срок ввиду кратковременности его пребывания в Запорожье. Оппозиция ограничилась лишь пикетированием маршрута следования кортежа президентов Украины и России.

Владимир Путин действительно пробыл в Запорожье всего несколько часов. Но этого времени президентам хватило для того, чтобы обсудить целесообразность подписания "сырого" документа о создании международного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой.

Напомним, четыре месяца назад в Петербурге было подписано рамочное соглашение о создании в перспективе консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. Но прошедшего с тех пор времени явно не хватило на формирование окончательного документа, призванного расставить точки над "і" в проблемном для Украины и России вопросе.

Например, почему в переговорах о создании консорциума не участвуют Германия и Франция, которые проявляют заинтересованность в этом проекте. Означает ли это, что Украина и в ходе дальнейших раундов переговоров окажется один на один с Россией?

Совместная пресс-конференция Путина и Кучмы в Запорожье не скрыла того, что переговоры о создании консорциума проходят тяжело. Впечатлила резюмирующая реплика российского президента: "Если Россия будет принимать участие в этом проекте, она будет наполнять трубопроводы своим продуктом и продвигать его совместно с Украиной в западные страны. Если нет – будем искать другие выходы, строить другие трубопроводы, но с пониманием того, что учитывать интересы Украины необходимо".

Леонид Кучма, который только-только заявил, что все будет подписано, после этих слов, лишь пожал плечами, мол, "ну, что поделать…". И уже на следующий день в Кишиневе, куда отправились главы государств, после подписания договора о создании консорциума, Владимир Путин заявил, что это "далеко не окончательное решение вопроса, но очень важный шаг".

Украина этот шаг сделала. В подписанном соглашении о создании консорциума сказано, что управление российско-украинским газовым консорциумом будет осуществляться на паритетной основе. Как известно, этот вопрос был одним из крупнейших камней преткновения в двусторонних переговорах. Россия лоббировала паритетные отношения, а Украина – вариант 50% на 50% +1 акция Украине, что, по идее, могло бы имитировать подобие контроля Украины над ГТС.

На днях украинский премьер Анатолий Кинах заявил, что контролирующие органы консорциума будут находиться в Украине, и создан он будет "в рамках украинского законодательства", однако в этом случае подменяется суть вопроса. Какая разница, где будет штаб-квартира газотранспортного консорциума – в Нью-Йорке или Киеве, если управлять им будет "вечный кредитор" (в частности, в политическом смысле) Россия.

Места для решения остальных проблем в документе не оказалось вообще. Так, по информации российской стороны, неучтенным осталось пожелание "Газпрома", чтобы в случае приватизации газотранспортной системы Украины консорциум получил приоритетное право на ее приобретение. Украина же не смогла закрепить обязательное обеспечение транзита через ее территорию не менее чем 140 млрд. куб. м газа в год с последующим расширением до 160 млрд. куб. м газа, а также гарантии на "максимальную загрузку газотранспортной системы путем подписания контрактов с потенциальными поставщиками газа из Средней Азии и Ближнего Востока и с потребителями природного газа Европы".

Наблюдатели называют оба подписанных сегодня документа – и соглашение о стратегическом партнерстве в газовой сфере, и соглашение о создании консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины – рамочными, без особой конкретики.

Так, и в российской, и в украинской рабочих группах подчеркивали, что до сих пор четко не прописаны обязательства каждой из сторон, а также доли и функции привлекаемых в консорциум иностранных инвесторов. Как пишет российская газета "Ведомости", "Газпром" не устраивает то, что украинские газопроводы остаются в собственности Украины, а консорциуму делегируется лишь право на операторство.

Таким образом, складывается впечатление, что окончательное решение "газотранспортной проблемы" будет найдено еще не скоро. Ситуация выглядит так, будто диспетчер дал машинисту поезда отмашку ехать, а вот куда, собственно говоря, – ни машинист, ни диспетчер толком не знают.

Впрочем, симптоматичен уже тот факт, что Украина пошла на уступки в столь значительном вопросе, как паритетность взаимоотношений в консорциуме. Это, по мнению аналитиков, грозит Киеву определенными внутриполитическими рисками. Ибо, как известно, значительная часть украинского парламента априори скептически рассматривает идею создания консорциума.

И если действующий президент с его действующей администрацией не смогут воздействовать на украинский парламент, дабы ратифицировать газотранспортные соглашения, не исключено, что глава российского государства вернется к поиску других фигур украинского политикума, способных "решать вопросы" в нужном для РФ ключе.

И тут взгляд В.В.П. может упасть на оппонентов Медведчука. Точнее основного его "заклятого друга" – Виктора Ющенко. Именно в среде оппозиционной "четверки" зреют наибольшие проблемы для ратификации договора о создании газотранспортного консорциума. Так, Ющенко настойчиво шлет мэсседжи российскому руководству, пытаясь выйти за пределы образа "прозападного националиста", который ему приклеили российские, дружественные медиа-концернам Медведчука и Пинчука, СМИ.

В одном из последних интервью Виктор Андреевич заявил: "У нас есть желание высказать истинную позицию "НУ" президенту России. Мы хотим показать, что "Наша Украина" не является той силой, которая формировала и будет формировать в Украине антироссийскую политику". Если лидеру "Нашей Украины" удастся убедить Владимира Путина в том, что Ющенко сможет обеспечить эффективную реализацию кишиневских и других договоренностей, это будет означать начало ревизии внешней политики России в отношении Украины.

На этом поле у Ющенко как минимум два мощных конкурента с украинской стороны – Медведчук и Литвин, которые предлагают свои модели взаимодействия с российской стороной. За Ющенко же "играют" наличие мощной фракции в парламенте, достигнутый во времена его премьерства позитив в российско-украинских торговых отношениях (в 2000 году товарооборот между РФ и Украиной вырос на 25%), налаженные контакты с российским премьером Касьяновым и ряд других факторов.

Поэтому, учитывая экономические проблемы, которые испытывают отношения двух стран, перспективы сближения Ющенко с Путиным кажутся не такими уж и фантастическими.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде