Легендарный цвет

Вторник, 7 декабря 2004, 13:19
На днях в автобусе посчастливилось услышать от одного пожилоого уважаемого с виду человека: оранжевый цвет - это цвет буддийских монахов, это вещь, глубоко чужая для христианской Европы, и нас ждет большая беда в случае его укоренения в украинской политической практике.

Пришлось вмешаться в разговор и напомнить, что оранжевый цвет был знаковым и в истории Европы.

Речь идет, скажем, о еретиках-альбигойцах, которые пытались реформировать христианство, о голландских гезов, которые боролись за свободу своей страны против испанской оккупации. Собственно, и буддизм с его ненасилием и стремлениями глубинной духовной реформации уже стал европейским явлением.

Но, наверное, чуть ли не самым интересным образом оранжевая политическая символика проявила себя не так давно - в 80-те годы ХХ столетия.

"Оранжевая альтернатива". Эти слова хорошо известны тем политически активным украинским гражданам, кому уже за сорок, и кто сам принимал участие в процессах дней перестройки или хотя бы внимательно отслеживал их.

Хоть и говорится о событиях на территории не тогдашнего СССР, а Польши. На тогда - "народной", то есть коммунистической. Да еще и такой, которая перед тем поднялась было на борьбу за свободу, создав всенародную "Солидарность" во главе с Лехом Валенсой, но попала под пресс военной диктатуры генерала Войцеха Ярузельского.

Легальный политический протест при условиях военного режима был невозможен. Но молодежная "Оранжевая альтернатива" нашла впечатлительную сторону этого режима, занявшись или доведением до абсурда официальных идеологических ритуалов, или проведением будто бы абстрактных гепенингов.

Сразу замечу: поскольку деятельность этой "Альтернативы" не была ни в коей мере забюрократизирована или заформализована. Дальше больше – по абсолютно понятным причинам членство в ней не фиксировалось партийными билетами с цветными фото, то пока невозможно стопроцентно точно сказать: эту акцию сопротивления готовила именно "Оранжевая альтернатива", эту - она вместе с другими группами, а эту - вообще неизвестное подполье.

Другими словами, польская "Оранжевая альтернатива" стала легендой. Но из разряда тех, которые носят название "живыми", так как все это было на самом деле, и не только это, возможно, немного иначе, но таки было.

Итак, о конкретных акциях. Например, при условиях ограничения прав и свобод граждан во время чрезвычайного положения была проведена демонстрация близ городского зоопарка с требованием: "Отпустите медведя!". Хотя всем было понятно, что на самом деле имеют в виду манифестанты, полиция сразу не смогла отреагировать на такую форму протеста.

В конце концов, она решила задержать манифестантов за "нарушение общественного покоя", но здесь вдруг появились и стали им помогать ряженные как клоуны "гномские полицейские".

Ясное дело, "тюремная торжественность момента" была бесповоротно испорчена, и после профилактической беседы участников акции отпустили, а тем временем вся Польша, смеясь, пересказывала детали манифестации.

Еще одна блестящая акция: во время, когда вся нация должна была трепетно слушать беспрерывно транслированные правительственными СМИ (других просто не стало) приказы генерала Ярузельского, появился еще один "генерал", на этот раз пародийный - Пумперникель.

От его имени на стенах зданий стали появляться откровенно идиотские специальные приказы на манер: "Объединенные оперативные штабы войск НАТО и Варшавского Соглашения объявляют следующее 9 мая Всемирным днем Гонки Вооружений" и призывы: "Шпионы всех стран, объединяйтесь!"

Занимались участники "Оранжевой альтернативы" и теорией. Был, скажем, разработан "интеллектуальный" манифест, в котором речь шла о том, что "социализм, с его экстравагантным распределением товаров, с его эксцентричной социальной позицией, выдвинул на первый план мечту людей о туалетной бумаге".

И заканчивался манифест тезисом, что "мы можем подтереть и правительству". Так вот под лозунгом: "Пусть справедливость начнется с туалетной бумаги!" участники акций раздавали прохожим на улицам куски дефицитного при коммунизме товара первой необходимости.

Или, скажем, во время выпуска официальных теленовостей, преисполненных откровенной неправдой, сотни людей в полном молчании выгуливали своих собак, при этом однажды исключительно по левой стороне, а в другой день – по правой стороне проспекта. А однажды на центральных варшавских улицах появились сотни, а может, и тысячи плакатов с изображением Карла Маркса.

Будто и ничего такого - бородатый классик, одна из ключевых фигур официального пантеона, но появление очень многих Марксов на одном километре улицы вызвало неистовый или сдержанный, но обязательно хохот не только прохожих, а и охранников порядка.

Более всего "Оранжевая альтернатива" любила высмеивать полицию и армию, не наиболее ли стойкие учреждения любого коммунистического государства.

Скажем, в день Польской народной армии были проведены псевдоманевры под кодовым названием "Дыня под майонезом". Что же касается рядовых полицейских и солдат, которые принужденно выполняли приказы военных диктаторов, так как были связаны присягой, то им дарили папиросы, конфетки, цветы - и обязательно мандарины.

"Наша задача, - разъяснял активист "Альтернативы", который выступал под псевдо "Майор" в интервью подпольному бюллетеню "Школа", - разрушать стереотипы. Это могут быть нормы поведения или клише в искусстве. Страх - это определенная норма, тупость - это определенная норма..."

Все эти действия "Оранжевой альтернативы" были направлены на преодоление стереотипов поведения массового человека в тоталитарном обществе, на высмеивание официальных ритуалов и норм жизни, на искоренение страха. Затем шаг за шагом рассеивалась иллюзия тотального контроля власти над обществом.

Военный режим становился в глазах польских граждан все менее и менее страшным. И вскоре настало время его падения.

Ясная вещь, это падение вызвала далеко не только "Оранжевая альтернатива". Но развеялся ли страх перед тоталитарным монстром так быстро и так массово, если бы в цвете польской революции не было оранжевой ленты?

Сергей Грабовский, заместитель главного редактора журнала "Сучасність"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде