Бензиновый кризис. Часть вторая

8 просмотров
Ігор Луценко, для УП
Вторник, 24 мая 2005, 09:59
Вмешательство Ющенко в ход событий на нефтяном рынке не решило проблемы на рынке бензинов и дизтоплива. Наоборот - после анализа распоряжений президента осталось больше вопросов, чем ответов. Кризис продлевается, набирая другой формы

Заговор - ничто, имидж - все

То, что Тимошенко стремилась достичь с помощью "кнута", Ющенко получил благодаря "прянику". При этом, его подход навряд или можно назвать более рыночным.

В сущности, президент предложил в обмен на искусственное сдерживание цен нефтетрейдерами комбинацию из личных гарантий с его стороны и экономических уступок со стороны Украины – как-то оптимизация тарифов и налогового режима для прокачки русской нефти через украинскую территорию. Сколько эти поступки будут стоить бюджету и украинским предприятиям - неизвестно, и об этом никто из вельмож не говорит.

Никто сейчас не говорит и о том, что личные гарантии со стороны президента - это хорошо, но Украина, с точки зрения ее безопасности как государства, заинтересована в прозрачном, больше того - автоматическом и независимом от персоналий у власти механизме, который бы защищал страну от всяких глобальных неурядиц. Таких, как заговор иностранных поставщиков нефти.

Либерализм по определению предусматривает принцип определенного невмешательства государства в рыночные процессы. А здесь вмешательство имело место, хотя кое-что более толерантное к бизнесу.

Можно ли назвать подобные полуформальные договоренности между руководством государства и бизнесменами рыночными средствами регулирования экономики? Едва ли.

Тем не менее результат был заметный - нефтепродукты, как по взмаху волшебной палочки, появились на многих заправках едва еще не во время разговора нефтяных олигархов с Ющенко. Что еще раз подтверждает: Тимошенко права, когда говорила о заговоре на рынке, тем не менее выбрала неправильные средства для борьбы с ней.

Кстати, Ющенко вмешался именно тогда, когда Тимошенко фактически отказалась от административного сдерживания роста цен на горючее. Именно за это мероприятие ее подвергали критике больше всего. Ликвидация пошлины на бензины и дизельное горючее, уменьшение предельного уровня акциза - все эти действия премьера давали возможность выйти из топливного хаоса на протяжении недели, максимум двух.

Тем не менее Ющенко, после длинного периода невмешательства, все-таки решил публично "высечь" Юлию Владимировну за ограничение цен и таким образом еще раз продемонстрировать миру: Ющенко - настоящий либерал, хотя и немного медленно думает, но то не важно. Заодно и россиянам сделал приятность.

Скупить и раздать

Чрезвычайно странным оказался комплекс указаний Ющенко относительно построения собственной, украинской нефтяной компании, которая бы могла стать противовесом русским игрокам на рынке нефтепродуктов.

В связи с этим возникло несколько вопросов, которые дают основания сомневаться как в настоящей либеральности президента, так и в неангажированности его советников.

1) Поручение Кабинету министров передать до 10 июня государственные пакеты акций в нефтеперерабатывающих предприятиях (Кременчугском, Дрогобицком и Надворнянскому нефтеперерабатывающих заводах) акционерной компании "Укрнефть".

Это указание довольно странное.

Во-первых, "Укрнефть" - негосударственная коммерческая структура. Она по определению не может быть нормальной базой для создания национальной нефтяной компании, которая бы могла стать жестким стабилизатором для украинского рынка горючего. Ведь миноритарные акционеры "Укрнефти" преследуют цель исключительно получения прибыли, а не защиты интересов всего общества. Положить такой конфликт между государственными и частными акционерами в основе компании означает вообще "завалить" идею национального игрока на рынке нефтепродуктов.

Во-вторых, больше 40% акций "Укрнефти" принадлежит так называемой группе "Приват". Эти бизнесмены едва ли захотят бескорыстно, за собственное средство спонсировать национальную украинскую нефтяную компанию. Больше того, сейчас компания находится под их операционным контролем - об этом жаловалась Тимошенко, говоря, что государство, хотя и имеет большинство акций в "Укрнефти", и не имеет контроля над ней.

Прежде чем требовать немедленно передать государственные пакеты заводов, Ющенко следовало бы подождать до того, как Фонд госимущества и Кабмин выиграют битву за "Укрнефть" и поставят туда менеджмент, лояльный к государству. Для этого нужно еще принять в парламенте соответствующий закон, чтобы это вообще стало теоретически возможно.

Не факт, что такая битва будет когда-нибудь выиграна. "Приват" имеет очень большой опыт юридических войн. А передавать пакеты сейчас - означает натолкнуться на риск окончательной потери контроля над ними. Если же Ющенко хочет осуществить такую передачу без тщательной подготовки, не поставив четким условием замену менеджмента "Укрнефти", то он де-факто идет против национальных интересов.

В-третьих, самая идея создать из нескольких отдельных пакетов акций полноценную нефтяную компанию есть практически невыполнимой. На всех уровнях - добыча сырья, переработка, реализация нефтепродуктов - всюду будут другие акционеры, чьи интересы не совпадают и интересами государства.

Эти акционеры, в силу ориентированности исключительно на прибыль, будут паразитировать на всем, что правительство будет вкладывать в эти компании, и будут целиком законно протестовать против любых действий государства, которые могут минимизировать прибыли данной компании. Через это надзадание такой компании - стабилизация уровня цен за счет ее ресурсов - не сможет быть достигнуто.

2. Поручение Кабинету министров приобрести другие пакеты акций Укртатнефти (Кременчугский НПЗ), Галиции (Дрогобицкий НПЗ) и Нафтохимика Прикарпатья (Надворнянский НПЗ).

Это распоряжение вообще не имеет прецедентов. Еще никогда украинское государство не выступало покупателем крупных пакетов акций. Требуя от Кабмина таких действий, президент просит практически невыполнимого.

Во-первых, в госбюджете на это год не предусмотрены средства на такие крупномасштабные операции. На это будут нужны сотни миллионов долларов. В бюджете их нет, так что судя по всему, Юлия Владимировна должна будет приобретать эти акции за собственный счет.

Во-вторых, есть еще одна небольшая проблема. Никто не продает эти акции. Возможно, Ющенко, не смотря на свой изысканный либерализм, не понимает этого простого рыночного момента? Кстати, если владельцы не желают продавать акции, то их можно заставить лишь силой, или переплатив вдвое. Который из этих путей предлагает президент?

Эта критика действий президента была бы неполной, если бы в ней не присутствовали еще два момента.

Первый. С печалью приходится констатировать, что система порочных сдерживаний и противовесов, которая существовала при Кучме, осталась и до сих пор. Проявление этого - сохраненное Ющенко латентное противостояние "Нефтегаза" и Кабинета министров.

"Нефтегаз" формально подчиненный Кабмину, но как и раньше, ведет собственную игру, подчиняясь лишь президенту. Ющенко в последнее время требует от Кабмина фактически стать нефтяной компанией, чтобы регулировать рынок нефтепродуктов.

И не удивительно, что Кабмин слишком налегает на административные рычаги - в сущности, никаких других у него нет. В тот же время "Нефтегаз" разрешает себе быть пассивным в самые тяжелые моменты и подвергать критике правительство, когда его прямая функция - обеспечивать стабильность на рынке топлива.

Похоже, что Кабмин и "Нефтегаз" достались разным акционерам победы Ющенко.

Второй досадный момент - из фокуса президентского внимания выпал такой чрезвычайно важный фактор, как качество топлива. Борясь за несчастные копейки в цене бензина, высшие чиновники не видят, что они проиграют по качественным параметрам бензина. И из-за этого кризис продлевается, превратившись из кризиса цены в крис качества.

Это вводит в колоссальный убыток, который превышал позитив от низких цен. И при этом качество топлива - это именно тот вопрос, который можно и надо эффективно регулировать средствами именно административного давления, поскольку никакими другими средствами эту проблему, похоже, не решить.

Игорь Луценко, экономист

Читайте также

Бензиновые крайности

Почему дорожает бензин?




powered by lun.ua
Чумацкий шлях. Как Гриценко меняет свой избирательный штаб
Белое золото. Как в Дрогобыче добывают соль средневековым способом
Коломойский против Украины: кто кого побеждает в украинских судах
О чем мечтают у Лаврова: какие планы российских дипломатов сорвались в ОБСЕ
Все публикации