100 дней Ющенко: борьба с партизанской экономикой

Четверг, 5 мая 2005, 16:03
За первых сто дней Ющенко экономические реформы будто наткнулись на невидимую стену. Оказалось, что слишком энергичная борьба с теневой экономикой может привести к потере элитарной части электората – так называемого среднего класса. Поскольку его благополучие напрямую зависит именно от теневой экономики. И ее не в последнюю очередь Украина должна благодарить за свои экономические достижения.

Малый и средний бизнес, практически лишенный лоббистских возможностей, благодаря массовой и продуманной тенизации был в определенной мере защищен от забюрократизированных государственных механизмов и нечестных чиновников.

В результате в Украине сформировалась экономика партизанского типа, с колоссальным иммунитетом против действий государства, скрытая и готовая в любой момент спрятаться еще глубже. Платой за такую относительную защищенность была невозможность планировать на длительный срок.

Теперь настала пора сказать "прощай" теневому бизнесу, но оказалось, что это не так легко сделать. Ведь выбирая новую власть, многие не подозревали, что станут объектом борьбы. Например, получать зарплату в конверте или платить за покупки наличным долларом – разве это нарушение? Оказывается, что да, и за это рано или поздно придется пострадать.

Похоже на то, что удаление теневой экономики из тела Украины едва не угрожает смертью пациенту. Ведь это похоже на операцию вслепую - теневая экономика на то и теневая, что адекватно оценить ее параметры было практически невозможно.

Первые сто дней пока что (постучим по дереву) не дали системных причин сомневаться в стремлении власти к честности. Тем не менее в борьбе с "тенью" есть два риска, которые могут привести к поражению – как в экономическом, так и политическом смысле.

1) Преимущество силовых средств над реформами. Поскольку нынешнюю власть наблюдатели оценивают скорее как честную, чем компетентную, то искренние действия правительства по искоренению коррупции и теневых схем неизбежно бросают бизнес в лапы бюрократии - допустим, тоже честной, но чрезвычайно неповоротливой и не всегда профессиональной.

То есть имеем ситуацию, когда решить вопрос с чиновником "взаимовыгодно" невозможно (потому что тот от страха пока что не берет или просит очень много), а выполнять все прописанные законами, постановлениями и т.п. процедуры тоже недешево с точки зрения времени и денег. В результате бизнес терпит убытки, проклиная власть с ее благими намерениями и нелепыми методами.

Пример – противостояние контрабанде. Эффект от ее ликвидации оказался странным. Когда были уничтожены возможности для массового нелегального ввоза импортных товаров, оказалось, что "честный" путь растаможивания некоторых видов продукции довольно сложен и непривычен.

Только из-за этого часть импорта просто не могла некоторое время попасть в страну. При этом такие компенсирующие меры, как введение упрощенных процедур, создание "единого окна" для растаможивания вводятся только сейчас, с опозданием.

2) Беззащитность малого и среднего бизнеса. Так, основная масса предпринимателей осталась фактически беззащитной перед действиями властей. Наверное, мало кто обратил внимание, что лидеры общественных и политических организаций, которые раньше занимались защитой прав бизнесменов и находились в коалиции "Сила народа", сейчас пошли во власть.

Свою предыдущую деятельность они не могут выполнять хотя бы потому, что часто их сегодняшние должности не отвечают их предыдущему профилю деятельности. А вообще, у чиновников обязательно должны быть профессиональные оппоненты – а их пока что нет. В то же время необходимость в оформленном диалоге власти и бизнеса чрезвычайна, поскольку именно сейчас власть нуждается в советах, ей необходимо знать реальное состояние дел.

В этой критической ситуации есть два варианта – или это использует так называемая оппозиция (которая все еще никак не очухается), или протест со стороны бизнеса будут использовать определенные группы в близких ко власти кругах, чтобы подтверждать свою востребованность. Похоже, именно это происходит сейчас.

При всей чрезвычайной сложности этой задачи, власти нужно показать, что у нее есть человеческое лицо. А точкой, где будет проверяться "человечность" власти, будет само столкновенье государства и бизнеса.

Государство познается не по тому, как оно кормит тех, кого кормить должно – пенсионеров, учителей, врачей. Можно тиранить предпринимателей и тем самым обеспечивать благосостояние бюджетников – но никто не назовет такое государство справедливым, ни первые, ни вторые.

Государство познается по тому, как оно дает возможность зарабатывать. Именно из этого будет формироваться о ней мнение среди элиты, которая потом протранслирует свою позицию на все общество. Этот месидж не остановят никакие политтехнологи.

Для человеческой истории вызов, который поставили первые сто дней перед Ющенко, уникален. Есть уже достаточно отрицательного и положительного опыта того, как из социализма сделать капитализм. Но нигде нет опыта, как из постсоветской страны сделать страну "цивилизованную".

Время играет не на стороне власти. Со временем чиновники станут бояться меньше, будут брать взяток больше, и этот процесс возвращения ко старому может набрать лавиноподобный характер. Капитал, который дала революция, будет растрачен, и тогда в арсенале государства останется лишь... компетентность?


Игорь Луценко, экономист

Читайте также:

100 дней, которые, к счастью, не потрясли Украину разочарованием


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде