Первыми старт в предвыборной медиа-кампании взяли денежные партии "второго эшелона". Поможет ли им это?

18 просмотров
Дмитрий Лиховий, Україна молода
Четверг, 1 сентября 2005, 13:51

"Уволить зайца... за тупую рекламу!"

Еще в конце весны в журналистской среде пролетела новость: одна новая, небольшая, но гордая и небедная партия ищет выходы в СМИ и предлагает "рыцарям пера и микрофона" сотрудничество на очень выгодных для них условиях.

Причем о наемной работе в РПУ (а речь идет именно о Республиканской партии Украины) не говорится - достаточно только как можно чаще размещать в своем эфире или на страницах упоминание о политическом детище экс-руководителя "Нефтегаза" Юрия Бойко.

Так вышло, что именно "дубы" (такая у РПУ эмблема) первыми начали агрессивную предвыборную пиар-кампанию, и это - за десять месяцев до самих выборов в ВР.

Специалисты "по взаимодействию с медиа" у новых республиканцев, как оказалось, имеются не только в центральном штабе, но и в местных организациях. Они, "ничтоже сумняшеся", напрямую звонили в СМИ, предлагали "магарычи" на специальных банкетах по разным поводам, ну и, конечно, повышенные гонорары.

И что вы думаете? Во многих газетах и на телеканалах Республиканская партия стала одним из главных ньюсмейкеров на все лето! Иногда - с полурекламными рубриками, а чаще - в виде обычной новости в "Комсомольской правде в Украине", "Фактах", "Киевских ведомостях", "Львовской газете", УНИАНе, Первом национальном канале и т.п. описывают чуть ли не каждый шаг и "чих" господина Бойко и его соратников.

Тот человек, которого новое правительство обвинило в разворовывании "Нефтегаза Украины" в последний год правления Кучмы, рассказывает со страниц и экранов обо всем - и о том, что "президент Ющенко должен выйти на политические дебаты по поводу недопущения энергетического кризиса", и что "попытки привлечь иностранного инвестора любой ценой у нас превалирует над здравым смыслом", и что "Тимошенко осуществляет политическое преследование Бойко".

"Постреволюционные" СМИ охотно сообщают о концертах, которые РПУ организовывает для молодежи по случаю различных дат, приглашают Юрия Бойко на просто смешные в смысле информативности "прямые линии". А еще одна "оригинальная" разработка пиарщиков РПУ - ряд почти идентичных интервью с одним из лидеров партии, экс-министром иностранных дел Константином Грищенко, которые вышли почти одновременно сразу в нескольких газетах.

Такие себе "темники", но не "принудительные", а за щедрую оплату.

А еще республиканцы запустили серию рекламных роликов, из которых один, может, и претендует на оригинальность без кавычек, но только из-за своей кричащей глупости и отсутствия какого-либо вкуса.

Помните "пластилиновый" мультик? Звери в лесу жалуются на жизнь и притеснения неизвестно с чьей стороны. "...А я с юга, мишка, мед носил... Выгнали по единственной вине - говорят, медведь - не наше животное". Заец, более похожий на Мики-Мауса, которого переехали катком, отмечает: "Зато теперь можно говорить абсолютно все!" Но в это время мимо проезжает непонятный автомобиль с мегафоном: "Приказ по лесу: уволить зайца за длинные уши!" Откуда уволить - непонятно, но слышен голос: "Не плачьте, звери. Идите лучше ко мне!" - "Кто это говорит?". В кадр вплывает огромный дуб и подпись: "Республиканская партия Украины".

Что ни говорите, но дуб здесь является символом не мудрости, а тупости. И рейтинг, который имеет РПУ после такой массовой "раскрутки", вполне отвечает ее заслугам, потенциалу и роли в политической жизни Украины, - 0,1 процента.

Своими силами "дубовые" в парламент не пройдут. Максимум, чего можно добиться, - определенной политической "крыши" для лидера партии Бойко, который вполне может пополнить ряды новейших "политзаключенных".

"Нате вам и от нас частичку святых мощей"

Республиканцы с их тугими кошельками задали темп другим партиям подобного рода. И те, несмотря на летние каникулы, начали выскакивать из штанов в борьбе за сердца избирателей так же активно.

В частности, старается партия "Союз" - довольно немолодой субъект политического "рынка", но который до сих пор не имел никаких успехов на общеукраинской арене (даже с Софией Ротару в списке), разве на своем "плацдарме" в Крыму. Эти товарищи, возглавляемые представителем старой власти - главой Антимонопольного комитета Алексеем Костусевым, который, учитывая особенности своей должности, не может быть уволен новой оранжевой властью, - используют оппозиционную риторику еще активнее, чем РПУ.

Подход к "работе со СМИ" у "союзников" аналогичный, и даже круг охвата изданий и каналов фактически тот же самый. И вообще, технологи Ющенко и Тимошенко, наверное, не нарадуются, что у "регионалов" Януковича и эсдеков Медведчука голоса на выборах-2006 будут отбирать не только коммунисты и прогрессивные социалисты, но еще и такие амбициозные структуры, как РПУ и "Союз". Они же все один электорат "топчут".

Нюансы, конечно, есть. В частности, "Союз" еще активнее, нежели раньше, манипулирует "российской картой", поднимая на щит призабытый электоратом вопрос "великого и могучего языка".

Вот, например, по случаю 348-летия (!) смерти (!) "вдохновителя партии Богдана Хмельницкого, который в свое время соединил воедино братские народы Украины и России", "союзники" съездили в родовое имение гетмана в Суботове, помахали там флагами, дали соответствующие комментарии на камеры.

А чего стоит "православный фактор", в котором "союзники" решили "побить" "Державу" экс-генпрокурора Васильева и ПСПУ "великой христианки" Витренко: партия Костусева инициировала перевоз в Украину из России части мощей (каких именно - не уточняется) святого Серафима Саровского, их экспозицию в Киево-Печерской лавре и "турне" по регионам.

В специально изготовленных по этому поводу рекламных телероликах Алексей Костусев подчеркивает, какая именно партия занимается таким богоугодным делом – расчленением и "развозкой" святых останков, а еще уточняется, что перевоз благословили патриарх РПЦ Алексий ІІ и митрополит УПЦ Московского патриархата Владимир. Как у Костусева с его занятостью в Антимонопольном комитете хватает времени на бурную саморекламную деятельность, не уточняется.

А довершает картину пиар-атаки "учеников Хмельницкого" тройной удар в виде рекламного ролика, который каждый день "катается" по центральным каналам: рабочий, врач и пенсионер поочередно жалуются на невозможные условия существования. "Пашешь с утра до вечера, а цены растут быстрей зарплаты!", "Этой пенсии ни на что не хватает!" - после этих "плачей" господин Костусев (следует думать, "дуб" в другой реинкарнации) декламирует с экрана: "Мы требуем от руководства страны повышения зарплат и пенсий. Партия "Союз" обязательно этого добьется!"

А где ты, голубь, спрашивается, был раньше, когда пенсии и зарплаты были еще меньше, и почему не требовал этого от президента Кучмы?!

Пора считать рекламные деньги

Мы расписали эти два примера так детально сугубо из-за их показательности и первенства в пиар-кампании "больших гонок"-2006. А ведь еще есть множество помельче. Поскольку следующие выборы впервые пройдут при сугубо пропорциональной системе, и бал будут править уже не мажоритарщики, а партийные влияния, политики и партии "второй лиги" сделали вывод: спасение утопающих - дело рук самих утопающих, и начали спасаться раньше времени.

Так на экраны снова вылез неоднократный "технический" кандидат старой Банковой Богдан Бойко, в закромах которого, очевидно, еще остались клипы и деньги на их раскрутку. Оттого и слышим из телевизоров каждый летний вечер: "Присоединение к России или принудительное навязывание себя Западу разрушает Украину. Нет - антиукраинским действиям политических космополитов!"

Примечательно, что в этом случае название партии "НРУ за единство" - на третьем плане, несмотря на то, что выборы - не президентские, а парламентские. А господин Бойко собственной персоной умудряется также даже попадать в подростковые передачи дневного эфира УТ-1 как приглашенный "уважаемый гость".

Интересно, что в этом же ключе работает еще один "руховец". "С Украиной в сердце. Юрий Костенко, лидер Украинской народной партии", - таким был текст плюс фото малобюджетной телерекламы по случаю Дня независимости.

Еще раньше в интернет, прессу и на ТБ просочился лидер самой последней партии выборов-2002 - ЛПУ(о) Павел Въялов. Этот господин уже бросил дело награждения избранных "картонными" орденами святого Станислава (а помните скандал о "масонах"?), а средства решил перекинуть на активную раскрутку брэнда "Либеральная Украина". "Чтобы изменить мир к лучшему, надо увидеть его в другом свете - свете свободы", - говорится в телерекламе "свобода и человек". Ну-ну...

Еще активнее - что и понятно - культивирует "майданную" риторику партия "Пора", которая таки вскочила в избирательный поезд (выбив нужную регистрацию в Минюсте через суд). "Авангард революции", правда, пользуется такими же методами, как и республиканцы Бойко.

Скажем, для "Поры" принципиальной является поддержка со стороны молодых бизнесменов в регионах, поэтому столичные акции на манер "Пора уважать предпринимателей" проводятся не столько для реализации заявленной цели, сколько для привлечения внимания этих самых адресатов. А чтобы этот месидж дошел, из центрального офиса "желтой "Поры", региональным журналистам за размещение в своих газетах обычной информативной заметки не против заплатить на все про все тысячу гривен.

Так же очень похожи на заказной пиар статьи о "Поре" и ее шансах в целом, которые в последние дни прокатились в центральных газетах. Словом, "черная "Пора" недаром имеет зуб на "желтых" за их еще больший крен в сторону пиара и отказ от действенного отстаивания идеалов оранжевой революции.

Но новые выборы диктуют новые требования, и здесь или ты, или тебя.

О гайках, миллионных тиражах и надписях на заборах

"Мелочь" использует "большую перемену", чтобы заявить о себе, пока "тяжеловесы" занимаются закулисной подготовительной работой, заводят в тупик разговоры о мега-блоках, а если и проводят пиар-акции, то довольно скромные в смысле информирования о них.

Зато известно, например, что с начала осени передовая газета социалистов - "Сільскі весті", которая и так имеет наибольший в Украине тираж (500 тысяч), наберет еще миллион дополнительного "рекламного" тиража. Ведь это уже тоже власть, а не оппозиция.

А относительно официоза НСНУ - газеты "Без цензуры" - то здесь дела похуже. Хотя в редакцию заслали постоянного "смотрящего" от главы политсовета "Народного союза "Наша Украина", и тот хорошенько закручивает гайки, указывая, что и как следует писать о лидере, однако такую "Цензуру..." в регионах массово распространять не спешат.

Еще один интересный факт: о том, что "Батьківщина" Юлии Тимошенко еще окончательно не отказалась от намерения пойти в парламент отдельно от НСНУ, свидетельствует хотя бы то, что в ходе активной разработки предвыборной стратегии заявили об отказе от оранжевого цвета. Дескать, оранжевый Майдан и его флаги уместны как фон Виктора Андреевича, а не Юлии Владимировны.

А у Тимошенко должны быть отдельные узнаваемые краски. И для нового сайта партии, скажем, больше подходит заставка из Ю. Т. в президиуме акции "Повстань, Украина!" трехлетней давности, нежели с Майдана-2004.

А что другая, "синяя", сторона? Ей не позавидуешь. СДПУ(о), их ресурс и медиа-поддержка, которые даже в лучшие времена дали на выборах-2002 "аж" 6 процентов голосов, ныне сведены на нет. "Динамовская" партия пробует хило отбиваться через газеты как, например, "Киевские ведомости" и канал "Интер", но напрасно.

И провал акций как "Наше право" с группой "Грин грей" - еще одно свидетельство того, что Виктор Медведчук может из заграничного "подполья" и не возвращаться.

Правда, у эсдеков есть такой проект, как "Объединим Украину" – общественная организация под флагом Леонида Кравчука, которая может на выборах дать политическую крышу нескольким партиям.

(Кстати, подобным способом - под прикрытием "Веча Украины" - пробуют выплыть и политики круга Инны Богословской и Валерия Хорошковского, которые придумали свой "План развития Украины" и рекламируют его на ТБ как "социальную "Камасутру". Т.е. даже такие "маскировочные" проекты дублируют друг друга).

Но это коренным образом сути дела не меняет. Как и вылазки проэсдековских пацанов из "Братства" Корчинского, которые, в частности, додумались писать на киевских заборах аэрозольными баллончиками "Извини Данилыч" рядом с адресом своего интернет-сайта.

В условиях, когда новая власть становится менее популярной, а старая уже не подлежит реанимации, достаточно выгодной является стартовая площадка для так называемой "третьей силы". Но потуги партии с таким названием (нардепа Василия Гаврилюка), которая обклеила Киев своими наклейками, конечно, напрасны.

В отличие от Народной партии Владимира Литвина. По крайней мере, значительный рост рейтинга бывших аграриев обращает на себя внимание и заодно усиливает намерение "литвиновцов" идти в парламент самостоятельно, без всяких НСНУ.

И они на радостях не просто раздают свои надувные шарики на Майдане в День независимости, но и обставляют дороги бил-бордами: Литвин то ли со своими родителями, то ли просто с двумя крестьянами на фоне поля, подпись - "Народная партия".

Кто посоветовал размещать сельскую рекламу в столице - остается только догадываться. Но явно не российские политтехнологи. Кстати, будут ли они на этих выборах вообще?..

* * *

Словом, предвыборная кампания началась, и это был не фальстарт. Это будут первые выборы в постреволюционной Украине, они будут иными, нежели предыдущие. Но будут ли сугубо украинскими - время покажет.



powered by lun.ua
Посчитать украинцев. Как будет проходить перепись населения-2020?
Святослав Вакарчук: Если бы я был президентом, точно бы не начинал с усиления своих полномочий
Facebook отвечает на неудобные вопросы. О подслушивании, просмотре сообщений и использования личных данных
СЕО Satalia Даниэль Хульм: Супеpинтелект может быть последним, что создаст человечество
Все публикации