Теневая энергетика. Часть 1

Понедельник, 6 февраля 2006, 15:17

Данный материал подготовлен при содействии пресс-службы МВД.

Сегодня Украина страдает от иностранного экономического давления, и делает усилия найти доступ к источникам энергоносителей. И тем более парадоксально выглядит картина, когда в то же время внутри государства продолжается системное разворовывание энергетических ресурсов.

Способов, как это делается, много. Один из наиболее примитивных – это кражи из трубопроводов, которые идут от нефтегазовых буровых скважин.

Вампиризм

Техническая примитивность и явным образом криминальный характер этого явления совсем не означает, что данный бизнес не является сложным и развитым по своей структуре. На самом деле это – отдельная область по "добыче" углеводного сырья, его транспортировке, переработке и сбыту.

Объемы средств, задействованных в этой области неизвестны, тем не менее не исключено, что это десятки миллионов долларов в год.

Начнем с "добычи".

Как известно, нефте- и газоперерабатывающие мощности не строят на каждой буровой скважине. Вместо этого углеводное сырье (а это может быть нефть или газовый конденсат) транспортируют из буровой скважины по трубам, которые пролегают в верхнем слое грунта, а иногда – даже непосредственно по земле.

При таких условиях технически добраться до трубы очень легко. Этим в Украине пользуются, и очень активно.

Так, по данным отдела раскрытия имущественных преступлений Департамента уголовного розыска МВД, в 2005 году в Полтавской области было выявлено 205 врезок, в Сумской – 135, Харьковской – 89, Черниговской – 69. Если учесть, что одна хорошая врезка дает возможность регулярно воровать углеводное сырье объемами по несколько бензовозов за один "подход", то масштабы этого бизнеса должны вызвать уважение.

Врезка делается приблизительно за 20-40 минут. За такое же время можно наполнить один или два бензовоза. 40 минут – как раз достаточное время, так как охрана трубопроводов чаще всего делает обходы раз в час.

Предположим, что один бензовоз имеет вместительность 8 кубометров, и если речь идет о краже газового конденсата, то его стоимость для простоты обсчета можно приравнять к стоимости наиболее дешевого бензина, то есть приблизительно 3 тыс. гривен за куб. м. В общем, выходит 24 тысячи гривен за 40 минут... А если врезка разрешает наполнять два бензовоза, тогда сумма удваивается.

Украинцы не были бы украинцами, если бы не стремились к стабильности. Для этого технология врезок постоянно усовершенствуется. Так, становятся популярными врезки с отводами – когда от врезки в продуктопровод отводится замаскированный шланг на несколько сот метров в сторону, за границы видимости патрулей, которые охраняют трубу. Такая технология дает вообще практически неограниченные возможности для нефтяного вампиризма.

Второй этап – транспортировка. Здесь основные затраты – или на фальсификацию документов о происхождении нефтепродуктов, или на подкуп сотрудников правоохранительных органов, которые контролируют движение грузовых машин. Или на то, и на другое.

Третий этап – переработка и реализация. Для того, чтобы какая-нибудь компания могла легально переработать нефть на нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), ей достаточно иметь доказательства, что она где-то когда-то нефть приобрела. А объемы переработки, по договоренности с НПЗ, можно припрятать. Многие так и делают.

Однако украинцы склонны к индивидуализму, и зависеть от легальных нефтепереработчиков они не хотят. Для этого, в этой криминальной цепочке существует такое звено, как нелегальные нефтеперерабатывающие заводы. В позапрошлом году их МВД было выявлено 3, в прошлом – 6.

Более того, наглость некоторых дельцов достигает таких границ, что они спокойно строят небольшой, абсолютно легальный НПЗ на расстоянии нескольких сот метров от продуктопровода. Нетрудно догадаться, какие будут источники сырья для такого завода.

Щит для тени

Как уже можно догадаться, бизнес-схема, которая обрисована выше, не может функционировать без активной поддержки, так сказать, с другой стороны.

В 2004 году структуры НАК "Нафтогаз Украины" ("Укрнафта" и ДП "Укргаздобыча") заключили соглашение об охране тех трубопроводов, о которых шла речь выше, с частным охраннным предприятием "Альфа-Щит".

Хотя в Законе Украины "О трубопроводном транспорте", статья 19, записано, что охрана наиболее важных объектов трубопроводного транспорта осуществляется подразделениями МВД Украины.

Это предприятие добросовестно охраняло трубопроводы. И по данным МВД, за год не задержало ни одного (!) нарушителя. Хотя и врезки, и даже покинутую технику "Альфа-Щит" выявлял, а вот людей – ни разу.

Более того, в МВД указывают на еще некоторые характерные особенности работы "Альфа-Щита". Обнаружив врезку, "щитовцы" не поспешат вызвать милицию. Они иногда заваривают ее и оставляют, не ликвидируя полностью. И таким образом провоцируют то, что через полгода ее снова раскопают злоумышленники.

Из-за, скажем так, пассивности "щитовцев", очень часто милиция не имеет возможности приехать и осмотреть место преступления по горячим следам – следователем приходится работать тогда, когда все следы уже уничтожены. Речь даже и не идет о том, чтобы дать работникам МВД возможность сделать на месте выявленной врезки или отвода засаду...

И в конце концов, еще одна странная особенность работы "Альфа-Щита".

До приезда милиции они, совместно с работниками тех структур, чьи трубы они охраняют, составляют акт убытков. При этом милиционерам не удается выяснить у представителей дочерних структур НАК "Нефтегаза", сколько же точно было украдено углеводорода.

В итоге, не смотря на то, что руководство НАКа имеет согласия с МВД, милиция наталкивается на пассивное сопротивление со стороны "Альфа-Щита" и дочерних структур "Нефтегаза". Пока что мелкий и средний нефтегазовый вампиризм тихонько процветает, не смотря на то, что где-то вверху бушуют нефтяные и газовые войны.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде