Верховная Рада роспустить нельзя работать. Или где поставит запятую президент?

Среда, 2 августа 2006, 11:43

Практика круглых столов приобрела распространение и в Украине. Предпоследний пример – серия круглых столов во время оранжевой революции, найденный на которой компромисс разрешил избежать силового развития событий и сохранить мирный характер революции.

Что представляет собой последний круглый стол – средство давления президента на парламентеров или старание найти компромисс и выработать идею единства, и как это корригируется с мировым опытом?

Попытки автора ответить на эти вопросы приведены ниже.

Открытая политика или политические дискуссии на глазах общества

Последние избирательные кампании объективно раскалывали Украину. Четко сказались болевые точки общества, на которых старались играть политики: деление на Западную и Восточную Украину, искусственная актуализация языкового вопроса, противостояние по линии вступления в НАТО.

Логика президента Украины Виктора Ющенко, который инициировал общенациональный круглый стол, наверное, была довольно простой – необходимо публично начать дискуссию относительно будущего страны, относительно этих болевых вопросов, вывести из тени переговоры политиков.

Фактически глава государства начал демократическую традицию решения конфликтов.

Ведь можно лишь вообразить, как бы действовал его предшественник в этих условиях – "ломка" через колено, давление на депутатов и фракции через уголовные дела и "маски-шоу".

И желаемый результат был бы достигнут. Но какой ценой – ценой уничтожения демократии и установки авторитарных правил игры.

Вторая цель – это в общем проверка Верховной Рады и отдельных парламентских политических сил на "договороспособность". Этот тест должен был удостоверить: сможет ли глава государства, программу которого на выборах поддержали около 15 млн. избирателей, конструктивно работать с этим парламентом, и насколько можно говорить о совпадении программных целей главы государства и "антикризисной коалиции" и возможности недопущения ревизии внешнеполитического и внутреннеполитического курса государства.

Публичные дискуссии, на глазах миллионов граждан показали нам того Виктора Ющенко, которого мы помнили со времен избирательной кампании 2004 года, – уверенного в своих действиях украинского государственного деятеля, лидера нации и европейского политика.

Граждане поняли и логику главы государства – или политики смогут договориться за круглым столом и найти компромиссные формулы, или глава государства использует свой последний аргумент и досрочно прекратит полномочия этой Верховной Рады.

На что он имеет полное конституционное право, ведь в условиях недееспособности Конституционного Суда (напомню именно по вине коммунистов, социалистов и регионалов) определить, отвечают ли Конституции действия главы государства, никакой орган не имеет права.

Именно президент применяет конституционные нормы, которые относятся к его полномочиям, и фактически, то есть казуально, трактует Основной закон.

На момент написания этой статьи, судьба универсала, а значит, и Верховной Рады, неизвестна.

Однако, информация, которая поступает от рабочей группы свидетельствует, что все-таки будет подписан. Таким образом, будет подтверждена неизменность политического курса государства, в том числе и в случае назначения премьер-министра от "антикризисной коалиции".

Понятно, что универсал национального единства не будет иметь правовой силы. Вместе с тем, подписание такого акта публично накладывает на все парламентские силы политические обязательства относительно его выполнения.

Интересной является идея внесения главой государства этого универсала на рассмотрение Верховной Рады в качестве проекта закона "Об основах внутренней и внешней политики", что разрешило бы его легитимировать в правовом поле.

Прибавлю, что подобные акты в других государствах имели, как правило, политический характер, однако выполнялись всеми политиками, которые его подписали. Интересный пример предоставляет нам Испания 70-х лет прошлого столетия, о чем можно поговорить более подробно.

Пакт Монклоа, или в поисках национального единства

"В мире борются уже не человеческие, а вселенские силы. И вот передо мной на весах итог борьбы: здесь моя боль и моя жертва, там справедливость для всех" – так писал 60 лет назад великий испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка.

Писал о современной ему Испании, которая была расколота на два вражеских лагеря. Своей кульминации это противостояние достигло во второй половине 30-х лет, в период гражданской войны.

Казалось, что национальное примирение при таких условиях невозможно. Тем не менее, процессы, которые развивались в испанском обществе во второй половине 50-х – первой половине 70-х лет прошлого столетия нанесли сокрушительный удар по конфронтационной модели общественной жизни.

Первыми руку протянули коммунисты Испании, которые в середине 50-х лет прошлого столетия выдвинули лозунг национального примирения всех испанцев, независимо от того, по какую сторону баррикад они, их родители и деды воевали в годы гражданской войны.

Такой политический шаг испанских коммунистов не остался без внимания, и через десять лет франкистское правительство реабилитировало всех участников гражданской войны, которые воевали на стороне республики. Таким образом были заложены первые кирпичи в фундамент национального единства Испании.

1975 году, после смерти Франко, состоялись становление и консолидация испанской демократии, сопровождавшиеся серией политических компромиссов, в реализации которых приняли участие все политические силы страны – от реформистских до коммунистических. Это оказывало содействие более или менее мирному демонтажу франкистских институтов власти и перехода к новой политической системе.

Лидером этого направления стал глава второго правительства монархии Адольфо Суарес. Выдвинув концепцию "центра", ровно отдаленного от "франкизма" и "коммунизма", от "правых" и "левых", правительство обратилось к оппозиционным партиям с предложением совместно разработать мероприятия по преодолению трудностей политического и экономического характера.

Оппозиция приняла это предложение, и вскоре был подписан документ об общих действиях правительства и основных партий страны ("пакт Монклоа"), создан многопартийный комитет для подготовки проекта новой Конституции страны.

С ее принятием на референдуме 6 декабря 1978 года был заложен политико-правовой фундамент национального единства в Испании, причем важная роль в проведении такой политики принадлежит королю Хуану Карлосу І – гаранту Конституции, государственной стабильности.

Национальное единство стало важнейшим условием существования и функционирования политической системы.

Таким образом, в исторически короткий срок состоялся переход от авторитаризма к демократии, сформировалась многопартийная парламентская система, определились принципы новой модели правовых отношений, была принята Конституция, которая заложила юридический фундамент общественной жизни нации, продемонстрированы конкретные формы перехода от острой конфронтации к поиску консенсуса.

Вместо послесловия

Политика национального единства, по моему мнению, должна быть основана на определенной интеграционной "формуле", определенных правилах политической игры. Тем не менее национальное согласие и единство – это что-то большее, чем фактическое мирное сосуществование в принципе непримиримых политических сил.

Общественный консенсус, который имеет значение созидания государства, – это стойкое равновесие весьма разных систем ценностей, а не эфемерное, скорее просто мысленное единодушие политических сил, всех или же большинства граждан по одному или нескольким вопросам.

Так объединение, как правило, бывает довольно стойким, так как возникает на границе духовных, интеллектуальных и политических возможностей общества, которое прошло через серьезные испытания.

P.S. Не могу удержаться от объяснений сути универсала, поскольку один из политиков-регионалов, известный своими "достижениями" на должности председателя Центральной избирательной комиссии, уже протрактовал универсал как документ, который распределяет имущество.

Напомню ему, что во времена гетьманского государства универсал был актом государственной власти, который выражал волю гетьмана по вопросам, которые входили в его компетенцию. Например, военных дел, назначения на государственные должности, земельных вопросов.

Позже, во времена УНР – в начале ХХ столетия – Центральным Советом были приняты знаменитые универсалы, в том числе – IV Универсал, который провозглашал государственную самостоятельность и независимость Украины.

Игорь Жданов, первый заместитель председателя центрального исполкома "Нашей Украины"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде