Надежды и ожидания в Украине

Среда, 2 августа 2006, 22:43

Распад оранжевой коалиции в Украине, которая вдохновляла других, разочаровал демократические силы в мире. А также ободрил в России тех, кто ненавидит и боится цветные революции, включая Владимира Путина.

Тем не менее, есть и добрые новости в этой политической путанице.

В Украине есть многопартийная демократия. Она может быть жесткой, иногда безобразной и коррупционной.

Но это также усложняется компромиссными переговорами относительно того, как обеспечить развитие Украины как унитарного государства, которое развивает отношения с евроатлантическим сообществом и имеет приличные отношения с Россией.

Для развития государства необходимо, чтобы ключевые украинские политики уделяли больше внимания национальным интересам и меньше опекались личными интересами и личной властью.

На первый взгляд, развитие страны на протяжении двух лет стало провалом.

Осенью 2004 года оранжевая революция привела миллионы на киевский Майдан независимости, чтобы высказать протест против фальсификации выборов и выстоять за кандидата, которого они избрали.

Народные выступления привели Ющенко к президентскому креслу в январе 2005 года.

Девять месяцев спустя обвинения в коррупции со стороны популистского премьера Юлии Тимошенко разрушили "оранжевое правительство".

Во время парламентских выборов в марте 2006 года разочарование людей действиями Ющенко привело к победе партии Виктора Януковича, который потерпел поражение в президентских гонках 2004 года.

Еще до сих пор политические партии спорят относительно формирования правительства, а в настоящее время членство в СОТ и приглашение к Плану действий по вступлению в НАТО неопределенно повисло в воздухе.

Менее заметным, но не менее важным является прекращение в Украине того, что в России называется "управляемой демократией": никогда больше выборы не будут выиграны партией власти, которая будет диктовать результаты.

Избиратели уже знают, что ответственность и власть зависит от сундучков для голосования, а не от того, кто сейчас в президентском кабинете.

В борьбе за возможность народа бороться с властью через оппозиционное движение оранжевая революция обеспечила будущее для политической оппозиции.

Тем не менее, неожиданные результаты парламентских выборов привели к параличу. Ющенко, Тимошенко, Янукович и прочие фигуры до сих пор не сформировали действенное правительство.

Они израсходовали больше времени, чтобы разрушить друг друга, или по крайней мере маргинализовать, вместо того, чтобы привносить стабильность, экономическое процветание, политическую открытость, ответственное правительство и социальную ответственность, чего хотят избиратели.

Не удивительно, что те, кто поддержал оранжевое дело, ощущает сейчас горький привкус. Это не та демократия, на которую они надеялись.

Перед Украиной сейчас возникают три варианта развития ситуации:

1) коалиция партии Януковича, коммунистов и социалистов;

2) Ющенко и Янукович создают такую коалицию, которая скрепит страну;

3) перевыборы, которые приведут к очередной путанице на следующие четыре-шесть месяцев.

В конце-концов украинские политики будут решать, но они должны учитывать два вопроса: Изменится ли что-то через несколько месяцев после новых выборов? Какой "бренд" правительства они хотят продать нации и мировой общественности?

Политический кризис тем временем уже затянулся на четыре месяца.

Последние социологические исследования показали, что в случае перевыборов избиратели накажут Ющенко еще меньшим количеством голосов. Что даст Януковичу еще больший отрыв.

Тем не менее, какая-то форма коалиции между Ющенко и Януковичем все-таки будет нужна для руководства, которое заслуживает доверие.

С другой стороны, оранжевая команда может попробовать объединиться с оппозицией и блокировать Януковича.

Это угрожает тем, что "политика возражения" может разрушить прогресс страны и сделает президента еще менее эффективным. Очень тяжело быть президентом в оппозиции.

Вопрос позиционирования в корне привязан к восприятию.

Какое именно правительство хотят украинские политики? То, которое идет в будущее, или привязанное к прошлому?

Если последнее, тогда берите коммунистов в коалицию.

Какую страну хотят политики? Целостную, или разорванную между Востоком и Западом?

Если последнее, поставьте Януковича или Тимошенко премьер-министром.

Правильно или нет, но основные политические фигуры стали идентифицироваться с внешнеполитическими курсами, даже если их программы похожи друг на друга.

Как бы это не скучно выглядело, пришло время отдать дело управления в руки технократов.

Пока политики разбираются между собой, они должны помнить, что уже потеряли доверие народа, поскольку политика постоянно воспринимается как продолжение бизнес-интересов.

Важно понимать, что любые новые газовые дела с Россией, включая переговоры относительно консорциума для управления газотранспортной системой Украины, должны проводиться прозрачно для общественности и проходить через официальные тендеры, если это необходимо.

При этом лидеры должны считаться с тем, что управление не состоит в соревновании за право воровать с газового сектора.

А мы, в международном сообществе должны признать, что именно Украина может разобраться со своим беспорядком.

Друзья Украины должны четко дать понять, что двери в НАТО открыты, а Европейский Союз еще будет рассматривать расширение, поскольку такие перспективы станут стимулом для сотрудничества между политическими партиями.

В конце концов, есть Россия. Москва не может быть камнем преткновения в этой внутренней драме.

У Украины должны быть добрые отношения со всеми соседями – а ее соседи должны признать, что суверенная, демократическая и процветающая Украина является ценностью, а не угрозой.

Даже с ее возрастающими политическими проблемами, украинская экономика в мае вышла на годовой уровень в 8,5%. Все 47 миллионов украинцев, Россия и Европа только выиграют от политической ответственности, от которой зависят такие экономические результаты.

Автор Карлос Паскуаль является вице-президентом Института Брукингса и бывшим послом США в Украине

 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде