Очередная победа прагматизма

Среда, 9 августа 2006, 14:02

В эти дни Украина переживает завершение очередного этапа своего политического развития, которое началось в 2001 году с отставки правительства Ющенко.

Далее - развитие и затухание кассетного скандала и акции "Украина без Кучмы", парламентские выборы 2002 года, спикериада и коалициада, первое назначение Януковича на должность премьер-министра, президентские выборы 2004 года, оранжевая революция, инаугурация президента Ющенко, первое назначение Тимошенко на должность премьер-министра, отставка правительства Тимошенко, меморандум Ющенко-Янукович, политическая реформа, парламентские выборы 2006 года, коалициада, измена (и если поступок Мороза не будет оценен историей, он будет называться "изменой"), Универсал и, в конце концов, второе "пришествие" Януковича во власть.

Историческая спираль замкнулась.

За этот период несколько обновились политические декорации в Украине и основной состав игроков на политической сцене. В роли президента вместо Кучмы – Ющенко, в роли премьера – снова Янукович, в оппозиции – те же Тимошенко, Луценко, Стецков, Филенко, Костенко, Стретович, Жовтяк и прочие "вечные" оппозиционеры.

Произошло то, что произошло. Оранжевая революция не привела к существенному изменению элит в Украине, которые в свою очередь при новых не захотели существенно изменить правила политической игры в стране.

Но – Украина снова в начале нового витка исторической спирали и, кажется, этот виток будет не менее бушующим, чем тот, который закончился. Главный вопрос, будет ли он более результативным?

Результатом нового витка спирали может стать как интеграция в европейские и евроатлантические структуры, так и возвращение в "лоно матушки России".

Тем временем, сделав выбор в пользу формирования "широкой" коалиции и представления кандидатуры Януковича на должность премьера, Ющенко формализовал текущую победу прагматических сил в политике над романтическими.

Этим представлением также зафиксировано общественно политическое состояние украинского общества, которое характеризуется следующим:

1. Вопреки всем общественным метаморфозам власть в Украине сохранена за "старыми" элитами. Усилила свои позиции донецкая финансово промышленная группа, место днепропетровской и киевской - Суркиса-Медведчука групп - заняли группы Мороза и Ющенко. Другие группы или интегрированы в три основные, или сейчас не играют существенной политической роли в Украине.

Кто пока что остался ни с чем - без важных властных портфелей и без очевидных политических перспектив, так это группа Порошенко-Мартиненко (вид Порошенко на "историческом" заседании ВР во время назначения Януковича был весьма красноречивым!).

Похоже, Ющенко навсегда отказался от сотрудничества с этой группой, так как именно руководители этой группы полностью провалили политический карт-бланш от президента: провалено 2005 политический и экономический год и выборы в парламент 2006 года, под угрозой развала и упадка находится проект "Наша Украина". Что собственно и стало причиной политической капитуляции президента в июле 2006 года.

2. Очевидно, что в современной Украине без поддержки могущественной финансово-политической группы не стоит и надеяться на вхождение на властный Олимп. Тимошенко со своей социально-популистской риторикой и масштабными планами перестройки общественно-политического устройства в стране не нужна во власти ни одной из финансово-политических групп.

Поэтому и сложилась наконец "широкая" коалиция, как компромисс между основными финансово-политическими группами.

3. После формирования правительства Януковича и двойной "измены" Мороза-Ющенко, очевидным и единственным лидером демократических и патриотических сил в Украине стала Юлия Тимошенко.

Тактическая задача БЮТ на ближайшие полгода – создание профессиональной конструктивной оппозиции и утверждение на будущее стандартов такой оппозиции.

Никакая сила не справится с этой задачей лучше, чем БЮТ во главе с Тимошенко. Стратегическая задача – победа на президентских выборах 2009 года и парламентских 2011.

Пребывание в оппозиции в Украине – почти стопроцентный карт-бланш на получение власти в будущем. Пребывание же при власти любой политической силы приводит только к потере рейтингов доверия населения.

4. Ющенко полтора года последовательно шел к кризисному состоянию июля 2006 года, из которого сам же и нашел оптимальный на данном этапе выход. Он сохранил целостность страны и заставил Януковича подписать Универсал как политическую плату за премьерство.

Тем самым Янукович и его политическая сила ближайшие полгода-год вынуждены будут играть на политическом поле Ющенко: отказаться от своих популистских политических лозунгов и выполнять евроинтеграционные планы Ющенко.

Янукович и его соратники в условиях свободы слова и сильной оппозиции должны будут избегать резких реваншистских движений и одиозных решений. Иначе – кризис коалиции и отставка правительства.

В случае распада коалиции и отказа от Универсала ПРУ будет тяжело возвратиться к своим основным политическим лозунгам прошлых выборов, поскольку станет очевидной спекулятивность этих лозунгов.

И чем дальше зайдет Янукович во исполнение программы Ющенко, тем больше он и его политическая сила будет терять добродетель своих политических лозунгов.

Но пока никто, кроме Януковича и его политической силы не может убедить восточноукраинский электорат в необходимости вступления в СОТ, Евросоюз, движения к НАТО и в приоритете украинского языка, как государственного в Украине.

И пока никто в Украине, кроме Януковича и его политической силы не может восстановить с Россией хотя бы какую-то видимость добрососедских взаимоотношений.

Важно за время премьерства Януковича на фоне улучшения добрососедских отношений поймать момент, и завершить переговоры и с Россией о демаркации и делимитации государственной границы, а также зафиксировать на 5-10 лет условия снабжения и транспортирования газа на приемлемых для Украины условиях и решить другие вопросы, которые Ющенко никак не судилось решить самостоятельно.

Поэтому сейчас полгода-год пребывания Януковича при власти может стать положительным фактором единения Украины для дальнейшего движения в евроатлантическом направлении.

5. Наиболее стабильную и выгодную для себя позицию занимает Мороз. Если не будет внеочередных выборов, он при любых расписаниях в парламенте и вне его сохранит за собой спикерское кресло и присутствие своей политической силы в исполнительной власти.

Голосованием, верней неголосованием, постановлений по Нацбанку, Сбербанка и Укрэксимбанка социалисты продемонстрировали, что они совсем не собираются быть союзниками ПРУ в захвате последними абсолютной экономической власти в Украине.

Поэтому, учитывая также раскол фракции "Наша Украина" в парламенте, новосоздаваемая коалиция не кажется весьма стойкой.

С течением времени будет нарастать сопротивление ортодоксальной части ПРУ и коммунистов выполнению программ европейской и евроатлантической интеграции, которые вынужден будет выполнять Янукович, учитывая подписанный Универсал.

Невыполнение или саботаж таких программ тоже может стать катализатором кризиса новой коалиции.

Шаткость этой и других возможных коалиций и является залогом уверенности Мороза в своем политическом будущем на ближайшие пять лет. И потому он не был бы политиком, если бы при таком расписании отдал должность спикера парламента Порошенко!

6. Для оппозиции и для Тимошенко выгодно, чтобы Янукович был при власти по крайней мере полгода-год. Больше двух лет никому в Украине не судилось быть во главе правительства, тем более в наше быстротечное политическое время.

За это время Тимошенко нужно сплотить вокруг себя и БЮТ национально-демократические силы и подготовиться к демократическому реваншу, уже не очень оглядываясь на Ющенко и, тем более, Порошенко или Бессмертного.

За время работы в оппозиции Тимошенко нужно подготовить реальные программы реформирования налоговой системы, систем здравоохранения и пенсионного обеспечения, земельной реформы и реформы регуляторной системы и подобрать молодых менеджеров государственного уровня, способных выполнить эти программы за полтора-два года.

Так как больше, чем полтора-два года на это у будущего правительства Тимошенко, как и у каждого в Украине, не будет.

Итак, если в сентябре текущего года все-таки будет сформирована новая коалиция, осень-зиму мы будем жить с правительством Януковича.

Очередной политический кризис ожидает Украину весной 2007 года, так как политической элите надоест жить в рамках указанных политических противоречий.

Но этот политический кризис может еще не привести к падению правительства Януковича, тем более, если последний осенью текущего года защитит свою программу действий в парламенте и получит политический иммунитет на год.

Но с большой вероятностью это правительство рухнет осенью следующего года вместе с распадом коалиции.

В том числе потому, что после годового политического отдыха, весьма энергичный и пассионарный украинский демократический электорат будет требовать политической сатисфакции за поражение демократических сил летом 2006 года.

А повод или причину для этого Тимошенко, опираясь на поддержку масс, всегда найдет.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде