Вечная оппозиционерка в законе

Четверг, 7 сентября 2006, 13:33

Похоже, Юлии Тимошенко судьба быть вечной оппозиционеркой. Не исключено, что до 2009 года ей придется оставаться в этом статусе. Затем лидер БЮТ взялась всячески укреплять свою "крепость".

Во вторник она заявила, что ее политическая сила ведет переговоры с представителями Соцпартии и "Нашей Украины" относительно перехода в оппозицию. БЮТ рассчитывает на приблизительно 150 штыков.

Кроме того, Тимошенко собирается закрепить свой статус законодательно. Время отпуска лидер БЮТ использовала для плодотворных раздумий и написала свой вариант закона об оппозиции, который зарегистрировала на этой недели в Совете вместе с еще 11 законопроектами на другие темы.

Оппозиция в понимании Тимошенко может работать "систематически и последовательно" и не сводить свою деятельность лишь к критике большинства и правительства. Она может предложить "альтернативную" программу развития общества.

Для этого Тимошенко предлагает предоставить более чем широкие права, обозначенные в 17 пунктах.

Среди них предусмотрено право:

- на участие в парламентском контроле;
- на заявления в Верховной Раде; на доклад, в частности в присутствии президента;
- на формирование повестки дня парламента один раз в сессию;
- на формирование бюджетной и налоговой политики;
- на представление альтернативного закона о бюджете.

Оппозиция должна бесплатно получать информацию о деятельности президента, Кабинета министров и органов исполнительной власти; принимать прямое участие в работе правительства и его рабочих группах.

Кроме этого Тимошенко необходима трибуна для оповещения своей программы, СМИ для тех же целей, и право на массовые мероприятия в поддержку своей политической позиции, а также право на "другие формы и методы" деятельности, не запрещенные декларацией прав человека.

Чтобы оппозиция могла реализовать контрольные функции, Тимошенко предлагает отдать ей должности:
- заместителя председателя Верховной Рады;
- председателей контрольных комитетов и 4-х комитетов (по вопросам бюджета, свободы слова, прав человека, правоохранительной деятельности и по вопросам регламента);
- первых заместителей всех парламентских комитетов, кроме тех, которые возглавляют представители оппозиции;
- пост председателя Счетной палаты;
- четырех членов Совета Национального Банка;
- двух членов Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания;
- двух членов Высшего совета юстиции;
- руководителей и членов Госкомиссии по вопросам ценных бумаг и фондового рынка, Госкомитета финансового мониторинга, Госкомиссии по вопросам регулирования рынков финансовых услуг;
- председателя Антимонопольного комитета.

И это еще не все. В соответствии с проектом Тимошенко, парламентская оппозиция может рекомендовать президенту включить в состав СНБО лидера парламентской оппозиции.

Немалый список, не так ли? Напоминает женскую логику: хочешь новое платье – попроси у мужа новое авто и дом.

А между прочим еще несколько месяцев назад Тимошенко готова была пожертвовать оппозиции всего-навсего председателей каких-то несуществующих контрольных комитетов и руководство Счетной палатой.

Но это еще не все желания лидера БЮТ. Как и во времена Кучмы, она собирается создать "теневой" Кабмин.

Только теперь это должна быть не просто платформа для критики, а очень действенный механизм, который будет держать обычное правительство на коротком поводке.

Альтернативный Кабмин будет состоять из 15 лиц – учитывая премьера, первого и вице-премьеров, а также он будет иметь свой секретариат, который не будет превышать 10% от состава секретариата номинального правительства.

"Теневым" премьером сможет быть избранный только депутат парламентской оппозиции, тогда как альтернативным министром может стать не народный избранник, а просто член партии-участницы парламентской оппозиции.

Оплата деятельности теневого правительства будет прописываться отдельной графой в бюджете. Министры-"теневики" просто будут получать свою депутатскую зарплату, а министры-недепутаты - "в размере предусмотренном действующим законодательством для соответствующих категорий государственных служащих".

Кабмин также будет обязан предоставить помещение для оппозиционного правительства и его секретариата и обеспечить свою "тень" автотранспортными средствами на уровне центральных органов исполнительной власти. Средства на это Кабмин, наверное, возьмет с той "заначки", которую получит вследствии ликвидации депутатских льгот тем же БЮТом.

Став "теневым" премьером, Тимошенко хочет получить контроль: за деятельностью Кабмина и органов исполнительной власти, в том числе в сфере управления общегосударственной собственностью; за разработкой проекта и выполнением госбюджета.

А еще "альтернативные" министры получат доступ к государственной тайне.

Члены оппозиционного правительства смогут ходить на заседание Кабмина и органов государственной власти. А сам Кабмин будет обязан не реже одного раза в неделю подавать председателю оппозиционного правительства информацию о своей деятельности.

Вы уже вообразили эту милую переписку ЮВТ и ВФЯ?: "Я, Виктор Федорович Янукович, премьер-министр, докладываю председателю оппозиционного правительства Юлии Владимировне Тимошенко, который на протяжении 20-27 ноября провел три рабочие совещания, одно заседание Кабмина, дважды позвонил президенту, обругал цензурными словами одного министра, почитал 20 страниц отчета Азарова, слетал с народным депутатом Ахметовим на футбольный матч (кошторис затрат прилагаю), заказал 47 роз на день рождения лидеру оппозиции (чек прилагаю). С лювовью, В.Янукович".

Также Тимошенко требует права выступать на заседании Кабмина и вносить один вопрос от себя на рассмотрение. И это будет не наибольшим горем для Кабмина.

Парламентская оппозиция будет иметь право наложить вето на любое решение Кабинета Министров, если за вето проголосовало три четверти народных депутатов-оппозиционеров.

А в случае совершения премьером или его министрами правонарушений - в сфере государственного управления, антимонопольного регулирования, оборота ценных бумаг, легализации доходов полученых незаконным путем и т.п. - их непременно будет ждать отстранение от должности, которого оппозиция будет добиваться через административный суд.

При этом прокурор должен не позднее чем через десять дней после получения частного определения суда и материалов дела возбудить уголовное дело против такого депутата.

А вот заведения дела против оппозиции может быть плачевным, поскольку будет расцениваться ей как преследование.

А чтобы народ знал все о своей оппозиции, она имеет право основать за счет государственного средства еженедельные оппозиционные печатные СМИ объемом и тиражом не менее официального издания "Голос Украины".

Тогда как общегосударственные телеканалы обязаны бесплатно предоставлять парламентской оппозиции эфирное время не менее олного раза в неделю, продолжительностью от 10 до 30 минут, радиоканалы - не менее 180 минут в месяц, для официальных сообщений о ее деятельности на всю территорию Украины за счет средств госбюджета.

И еще один штрих, который подчеркивает авторство Юлии Владимировны в законопроекте: "Закон не может быть изменен в условиях чрезвычайного состояния.. Действие этого закона может быть остановлено только в условиях военного состояния".

***

В Украине до сих пор нет закона об оппозиции, хотя на рассмотрение Верховных Рад последних двух созывов выносился 21 соответствующий законопроект. Ни один из них не прошел даже первое чтение.

Причина одна – закон всегда вносился оппозицией, а она, как известно, всегда является меньшинством. Похоже, что законопроект Тимошенко будет ждать та же судьба.

Вместо депутатских дискуссий он скорее станет украшением парламентского архива подобно к проекту закона "о гарантиях экс-президенту" Сергея Терехина, которым обещался салют на родине экс-гаранта.

Если уже нынешняя оппозиция и решит узаконить права оппозиции, то скорее возьмет за основу более скромный проект Раисы Богатыревой, зарегистрован еще весной.

В нем тоже предполагается "теневое" правительство и участие его руководителя в работе Кабмина, только без права на "вето".

Относительно должностей, то "регионы" предлагали более скромный перечень: руководство в трех парламентских комитетах - бюджетном, свободы слова и правоохранительной деятельности, и места заместителей в сдаче комитетов, представительство в составе Совета Нацбанка; Нацсовета с теле- и радиовещания; Конституционном Суде; Высшем Совете юстиции и в составе парламентских делегаций.

Хотя следует помнить, что тогда проект Богатыревой писался под Партию регионов и для обеспечения ее прав. Так что не исключено, что для Тимошенко эти права немного подчистят. На память о темпераментном поведении летом...

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде