Фирташ берет под контроль украинскую нефть

Четверг, 2 ноября 2006, 17:32

Пока внимание всей страны приковано к газовым спорам и бюджетным баталиям, "скромные" учредители швейцарской компании "РосУкрЭнерго" методично усиливают присутствие в украинском бизнесе, пользуясь благосклонностью высоких покровителей в коридорах власти.

Эту мысль подтверждает недавнее сообщение о том, что СП "УкрГазЭнерго", которое в 2007 году станет единоличным поставщиком газа в Украину, намерено стать также одним из самых влиятельных игроков нефтяного рынка.

В частности, эта украино-швейцарская компания заявила, что "со старта" готова поставлять 3 млн. тонн нефти в год на Кременчугский НПЗ, входящий в состав ЗАО "УкрТатНафта". Как известно, 55,16% акций этой компании принадлежит государственным и частным структурам российского Татарстана, а 44,8% акций - НАК "Нефтегаз Украины".

Если СП "УкрГазЭнерго" удастся воплотить в жизнь свои намерения, оно сможет занять ни много, ни мало пятую часть украинского рынка поставок нефти, годовое потребление которого составляет 16 млн. тонн.

Однако помимо этого, следует обратить внимание и на тот факт, что упомянутому заявлению "УкрГазЭнерго" предшествовали несколько неординарных событий. Именно они и позволят нам уяснить, каким же образом компании, подконтрольной небезызвестному Дмитрию Фирташу, удалось "застолбить" столь выгодные позиции на нефтерынке Украины.

Странные совпадения

На состоявшемся недавно собрании акционеров ЗАО "УкрТатНафта" татарская сторона компании добилась от Украины согласия на консолидацию своего пакета в руках одного из акционеров - нефтекомпании "Татнефть".

Напомним, что до этого момента татарские инвесторы предпочитали достаточно разношерстную структуру держателей акций, что давало им необычайную широту маневра в переговорах с Украиной.

В частности, 28% акций принадлежало татарстанскому Министерству имущества и земель, 8,6% владела нефтекомпания "Татнефть", в капитале которой доминирует вышеуказанное министерство. Еще два пакета по 9,96% и 8,6% акций принадлежали родственным компаниям "Татнефти" SeaGroup International PLC (США) и AmRuz Traiding AG (Швейцария).

Теперь же, всем этим "счастьем" будет владеть одна "Татнефть". Именно для этого татарская сторона и добилась от "Нефтегаза" согласия на передачу ей своих пакетов, как того требует украинское законодательство при отчуждении акций одного из акционеров ЗАО.

Но следует сказать, что Украина поступила слишком уж лояльно, позволив татарской стороне сконцентрировать свой пакет в одних руках.

Ведь после этого "Нефтегаз" практически утратил шанс спросить с нее за невыполнение данных татарами во время приватизации в 1993 г. Кременчугского НПЗ инвестобязательств по поставке на него более 30 млн. т нефти.

Татарский долг

Итак, во время приватизации завода Татарстан обязался поставить в 1995 году на Кременчугский НПЗ 4 млн. т нефти, и далее, начиная с 1996 г., ежегодно - не менее 8 млн т.

Однако за весь период деятельности украинско-татарского предприятия на НПЗ было поставлено всего лишь 11,8 млн. т. Поэтому с момента приватизации завода Украина, продавшая его, могла только мечтать о загрузке 8 млн. т в год.

Для сравнения, в 2004 году на завод было поставлено всего 6,7 млн. т, а в 2005 году - 5,8 млн т.

К началу нынешнего десятилетия дефицит выполнения обязательств превысил 30 млн. т нефти, и в 2000 году конфликт Украины и Татарстана вокруг этой задолженности крайне обострился.

В процессе его урегулирования стороны согласились, что Татарстан погасит часть инвестиционных обязательств так сказать "натурой" - передаст на баланс "УкрТатаНафты" 73% акций небольшой татарской нефтедобывающей компании "ТатНефтеПром".

Тем не менее, последние годы НАК "Нефтегаз Украины" активно судился, пытаясь оспорить законность приобретения пакетов акций, принадлежавших SeaGroup International PLC и AmRuz Traiding AG.

Это позволило бы украинской стороне занять большинство мест в наблюдательном совете "УкрТатНафты" и после этого провести ревизию выполнения инвестиционных обязательств.

И в 2005 году Киев, казалось бы, вплотную приблизился к этой цели. Тогда высший Хозяйственный суд Украины подтвердил право украинской стороны на 18,5% акций, незаконно полученных SeaGroup и AmRuz.

Татарстан, естественно, занялся обжалованием этого решения в Верховном суде. Правда, пока шло апелляционное производство, он решил преподнести партнерам неожиданный сюрприз - консолидировать все свои акции в руках "Татнефти",

И теперь, когда эта компания стала добросовестным покупателем контрольного пакета ЗАО "УкрТатНефть", можно констатировать, что у татар есть все права получить полный контроль над предприятием – чего они добивались на протяжении многих лет.

А что до шансов Украины стребовать с них недополученные 30 млн. т нефти, то они растаяли как дым.

Как только глава "Татнефти" Шафгат Тахаутдинов был утвержден в должности главы наблюдательного совета ЗАО "УкрТатНефть", то сразу же заявил, что принадлежащий "УкрТатНефти" 73%-й пакет акций "ТатНефтеПрома" будет продан.

 

Что взамен?

Итак, татары довольны. НАК "Нефтегаз Украины" фактически "простил" им невыполнение инвестобязательств. Но, естественно, что за такую "услугу" надо чем-то платить.

Вполне вероятно, что "наградой" за "лояльность" для чиновников "Нефтегаза" как раз и стала предоставленная СП "УкрГазЭнерго" возможность поставлять нефть на Кременчугский НПЗ.

Все удовлетворены – и Татарстан, и Дмитрий Фирташ (который уж вряд ли останется в долгу перед руководством "Нефтегаза"), и "Газпром".

Слаженная работа украинских чиновников по обслуживанию интересов иностранных компаний и частных лиц привела к тому, что государство потеряло практически все возможности контролировать прибыльное предприятие. Кстати, самое крупное в отрасли.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде