Украинский политик на пути к идеалу

Вторник, 5 декабря 2006, 11:23

Не так давно Сергей Поярков сорвал шквал аплодисментов, обратившись к представителям отечественных политических партий с риторическим вопросом: "от обезьяны когда-то произошел человек, милые-здесь-присутствующие, когда от вас произойдут политики?!"

Что ж, все мы хотели бы видеть на месте нынешней украинской "элиты" цивилизованных политических деятелей европейского образца. Но насколько реальны такие чудесные метаморфозы?

Ведь любая эволюция – процесс постепенный и весьма медленный. Стремительное превращение питекантропа в профессора Сорбонны невозможно.

Максимум, на что способен пещерный житель – научиться добывать огонь и пользоваться примитивными орудиями труда. И для каменного века это весьма неплохо.

Черты, которыми народ желал бы наделить политиков, хорошо известны. Это должны быть честные, последовательные носители определенной идеологии, горячие патриоты Украины…

В общем, картина получается столь же чарующая, сколь и неправдоподобная.

По-видимому, украинцам стоит предъявить к политическому деятелю более реалистичные требования. А именно: он должен научиться искусно лгать, стать хорошим коммерсантом и развить в себе инстинкт самосохранения.

Абсурд? Но если разобраться, на нынешнем этапе этот альтернативный набор качеств может послужить вполне достойной заменой добродетелям идеального политика.

Вместо честности

Неисправимые оптимисты все еще надеются, что в обозримом будущем украинские политики перестанут обманывать своих сограждан. Надежды эти весьма призрачны: даже на образцовом Западе политикум не блещет особой честностью.

Вспомним хотя бы хрестоматийный Уотергейт или новейшие злоключения венгерского премьера Дюрченя.

Но заграничным лжецам следует отдать должное: обманывая свой народ, западный политик проявляет максимум ловкости и изобретательности. Ибо в случае, если обман откроется, ему несдобровать…

В Украине дела обстоят иначе. Проблема украинских политиков даже не в том, что они лживы, а в том, что зачастую они не удосуживаются правдоподобно имитировать честность.

Ложь в исполнении отечественного политикума банальна, алогична, до бесстыдства тупа.

Если политик не утруждает себя сочинением убедительной лжи, на то могут быть две причины. Либо он весьма недалекого мнения об умственных способностях граждан (пипл схавает!), либо на реакцию народа ему глубоко наплевать, поскольку от этого самого народа наш деятель не зависит.

Первая мотивация больше подходит представителям оппозиции, вторая – власть имущим.

Когда госпожа Тимошенко пускается в рассуждения о воинах света или жрецах Майдана, пламенной оппозиционеркой движет вера в безупречное пищеварение пипла. Правящий лагерь отличается еще большим цинизмом.

Господин Бойко, принимавший участие в создании РосУкрЭнерго, может с бесстрастным видом заявлять, что об учредителях этой компании ничего не знает.

И, похоже, Юрия Анатольевича абсолютно не волнует, поверил ему кто-то или нет – ведь реальными рычагами влияния на стратегическую газовую сферу общество все равно не владеет…

Выходит, что правдоподобное вранье политиков – это неотъемлемый атрибут развитой демократии. И, как ни парадоксально, признак уважения к простым гражданам.

Возможно, вместо того, чтобы предаваться бесплодным мечтаниям о кристально честных деятелях, нам следовало бы заставить политиков лгать грамотно?

Думается, это принесет украинцам не только моральное удовлетворение (противно, когда нас откровенно считают стадом баранов), но и практическую выгоду. Чтобы выглядеть по-настоящему убедительно, ложь должна содержать хотя бы небольшой процент правды.

Вместо идейности

О том, что партии с четкой и последовательной идеологией необходимы Украине, как воздух, не говорит, наверное, только очень ленивый политолог. Но заметного прогресса в этой области до сих пор не наблюдается.

Конечно, идейные политики встречаются во всех партиях, но таким деятелям повсеместно отведена роль "потешных". Что же до партийных боссов, то идеология для них – пустой звук. Любые программные установки легко приносятся в жертву сиюминутной политической конъюнктуре.

Есть ли выход из этой безрадостной ситуации?

Вряд ли отечественная политическая элита способна искреннее проникнуться идеями, заложенными в партийных программах.

Однако каждый политик должен уяснить, идеология – это своего рода фирменный брэнд, торговая марка; то, что выделяет его из массы конкурентов и привлекает внимание потребителя-избирателя.

Дабы твой товар имел успех на выборах, необходимо заботится о репутации торговой марки, поддерживать ее престиж, сохранять и развивать традиции качества.

То бишь воздерживаться от непристойных шатаний из одного лагеря в другой и откровенного игнорирования программных установок. Иначе неминуемо резкое падение электорального спроса на фирменную политическую продукцию.

Увы, пока что украинские политики не доросли даже до такого прагматичного понимания идеологии.

"Идеологические платформы" отечественных партий напоминают дешевые товары китайского производства, заполонившие наш рынок в начале 90-тых. Уповая на ассоциативное мышление, производители давали этим изделиям характерные имена: "Adibas", "Pawasonic", "Reedok", "Sonny", "Filips"….

Украинскому избирателю также предлагаются незатейливые подделки под классические образцы политической мысли вроде либерального консерватизма или демократического социализма.

Низкое качество такого продукта не способен повысить даже красивый сертификат, выданный Социнтерном.

Отечественный политик не испытывает привязанности к своей торговой марке, он и не помышляет о сохранении традиций или перспективах развития.

 Задача максимум – сбыть сомнительный товар на ближайших выборах, а там будь что будет. Возникнут проблемы с реализацией кроссовок "Adibas" – начнем клепать магнитофоны "Pawasonic".

Обанкротится НСНУ – за полгода сделаем новый партийный проект.

Вряд ли стоит объяснять, что солидная фирма с безупречной репутацией приносит куда больше прибылей, нежели захудалая мастерская, подражающая то одному, то другому известному производителю.

Тем не менее, отечественные политики до сих пор не сподобились создать хоть одну приличную партию европейского образца. Кому-то не хватает мозгов, кому-то – времени и средств.

Но, вероятно, большинство партийных лидеров руководствуется следующим мотивом: а зачем работать по-новому, если пипл хавает то, что дают?

Очевидно, рядовой гражданин, выступающий в роли покупателя, должен объявить недобросовестным производителям бойкот.

 Украинский политикум необходимо поставить перед фактом полной неликвидности дешевых идеологических подделок. Только это заставит нашу элиту осваивать азы цивилизованной политической коммерции.

Вместо патриотизма

Любовь украинского политикума к Родине – тема особо болезненная. Теоретически этим качеством должен обладать любой политик, но на практике наши вожди благополучно обходятся без него.

Антипатриотичность характерна и для "неотесанных донецких", и для респектабельных галичан. Лидер Конгресса Украинских Националистов, подаривший "рідній ненці" газовую кабалу – яркое тому свидетельство.

К сожалению, все указывает на то, что украинские жанны д’арк и шарли де голли появятся еще нескоро, если вообще появятся.

Однако есть аргумент, который мог бы повлиять на поведение современного политического деятеля: в перспективе стратегические государственные интересы совпадают с его собственными.

Ведь политик является влиятельной фигурой лишь до тех пор, пока его страна обладает реальным суверенитетом.

Интригуя друг против друга, лидеры легко подставляют Украину под удар. Но что произойдет, если этот процесс будет доведен до логического конца, и Украина де-факто потеряет независимость, оказавшись под полным контролем соседа?

Очевидно, партийных вождей тут же постигнет печальная судьба похороненной Отчизны. Политикам придется еще тяжелее, чем рядовому гражданину – ведь им есть что терять. Канут в Лету амбициозные небожители, распоряжающиеся судьбами партий и правительств.

Их заменят мальчики на побегушках, забавные марионетки, вынужденные отплясывать гопака в руках опытных московских кукловодов.

Бесследно исчезнут пламенные трибуны, изощряющиеся в красноречии и остроумии. Их место займут тупые ретрансляторы месседжей, рожденных в кабинетах Кремля. Да и тех, кто пришел в политику исключительно для лоббирования собственных бизнес-интересов, ждет жестокое потрясение.

Из всесильных металлургических баронов они превратятся в расторопных приказчиков Газпрома.

Родное государство – это естественная среда существования любого политического деятеля. Поступаясь стратегическими интересами страны ради минутной выгоды, политик совершает медленный суицид.

С таким же успехом можно по кирпичику демонтировать свой дом или пилить сук, на котором сидишь. Воображение рисует и более яркие образы – например, стайку пестрых рыбок, устроивших бойкую торговлю водой из собственного аквариума…

Элементарный инстинкт самосохранения – вот что должно заменить беспринципному украинскому политикуму патриотические чувства.

Ибо особи, у которых этот инстинкт развит недостаточно, попросту выбраковываются эволюцией.

Михаил Дубинянский, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде