Ющенко получил Виктора Андреевича на село и Клюевых на банки

Пятница, 9 февраля 2007, 17:47

Команда Виктора Януковича продолжает зачистку денежных потоков от соратников Виктора Ющенко. В конце этой недели донецкие получили под свой контроль еще одну отрасль. На подходе – два государственных банка.

По рассказам источников в Партии регионов, сразу после утверждения Януковича на пост премьера со стороны Ющенко прозвучало предложение оставить на своих должностях нескольких руководителей второго эшелона – среди них были государственные предприятия "Укргазвыдобування", "Энергоатом" и "Надра Украины".

Конечно, на эту просьбу никто не обратил внимания. И это стало лишним поводом для "Нашей Украины" выйти из переговоров о создании широкой коалиции.

С тех пор представители Ющенко планомерно снимались со всех бюджетных направлений, где зарабатываются деньги. Единственный раз донецкие сломали зубы, когда пытались поставить своего человека в "Укрспецэкспорте", который занимается торговлей оружием.

Сначала руководителя компании Сергея Бондарчука заставляли написать заявление по собственному желанию. Когда он отказался, правительство отправило в "Укрспецэкспорт" проверку и параллельно переподчинило ее Кабинету министров. Но Ющенко обжаловал это постановление в Конституционном суде, приостановив тем самым действие документа.

А в четверг Янукович прибыл в парламент, чтобы сделать представление о назначении нового вице-премьера – по аграрным вопросам. Ним стал донецкий Виктор Андреевич Слаута. Хотя он – тезка президента Украины, в итоге область получила нового руководителя, ориентированного на Партию регионов.

Причины этого можно понять быстрее, если вспомнить, кто действующий министр аграрной политики. Юрий Мельник получил эту должность по квоте Компартии – при том, что он был (а, может, остается и поныне) членом проющенковской Украинской народной партии, которую возглавлял Юрий Костенко.

Почему коммунисты согласились на Мельника? Министр близок к Игорю Тарасюку – еще одному соратнику Ющенко, руководителю Государственного управления делами. А Тарасюк является совладельцем большого куриного бизнеса "Наша Ряба", масштабы которого позволяют не отказываться от предоставления спонсорской помощи приверженцам марксизма-ленинизма.

По сути, Мельник все это время был уникальным министром – соратник Ющенко по квоте коммунистов в составе антикризисной коалиции. Долго так продолжаться не могло, и теперь первым человеком в аграрной области стал "чисто донецкий" Слаута. При этом, чтобы не портить отношения с коммунистами, Партия регионов их креатуру не трогала – а просто сделала над ним новую крышу.

Назначение Слауты, как это всегда бывает, сопровождалось распространением его декларации о доходах. Новый член правительства уникален тем, что ни он, ни его жена не имеют в собственности ни квартиры, ни дома. 55-летний вице-премьер разжился только на гараж на 24 метра, но автомобилей, которые бы они могли туда поставить, в Слауты тоже нет.

Еще один фланг атаки донецких, организованной братьями Клюевыми, – это государственные банки "Ощадбанк" и "Укрэксимбанк".

Цель стоит усилий – например, осенью "Ощадбанк" забрал право обслуживать энергорынок, а за последний год получил прибыли больше, чем суммарно за десять предыдущих.

Но до недавнего времени было невозможно просто так заменить руководителей этих учреждений Александра Морозова и Виктора Капустина, которые являются людьми Ющенко.

Закон предусматривал слишком сложную процедуру. Председателя правления этих банков большинством голосов избирает наблюдательный совет. Раньше он состоял из 14 лиц – по семь от президента и парламента.

Учитывая, что собрание наблюдательного совета действительно только при наличии десяти членов, нынешний менеджмент оставался неприкасаемым для активистов Партии регионов – люди, назначенные по квоте Ющенко, могли просто не появляться на заседании, не давая тем самым возможности его проводить.

Поэтому, для получения контроля над "Ощадбанком" и "Укрэксимбанком", Клюевы вступили в борьбу.

Сначала антикризисная коалиция изменила принцип формирования наблюдательных советов. Теперь там 15 членов – по пять человек назначают Ющенко, Верховная Рада и Кабмин.

Учитывая, что парламентское большинство и правительство согласовывают свою политику, вместе они получили десять голосов – то есть, именно то количество, которое необходимо для проведения собрания наблюдательного совета и изменения руководителей банков.

Ющенко, чувствуя всю хитрость, наложил вето на закон, который вводил новые правила. Но антикризисная коалиция преодолела его, заручившись поддержкой блока Тимошенко. За это оппозиции было обещано право назначить по одному члену в наблюдательный совет.

Хотя, на первый взгляд, этот бонус довольно несущественен, Тимошенко понимала цену поступка одного-единственного человека. В новом наблюдательном совете она могла стать или на сторону Ющенко, или на сторону Януковича. Плюс-минус один голос позволял либо сорвать проведение собрания, либо, наоборот, позволял его провести.

Затем, это давало возможность или оставить руководителей "Ощадбанка" и "Укрэксимбанка", или устранить их от должностей.

Поэтому для Тимошенко принципиально забили квоту оппозиции в наблюдательных советах своими людьми. Что она и сделала в одностороннем порядке – вопреки тому, что между "Нашей Украиной" и БЮТ существует договоренность о согласовании всех кадровых вопросов.

И вот в четверг антикризисная коалиция и блок Тимошенко опять поладили, утвердив парламентскую часть в наблюдательных советах банков.

Борьба за право попасть в этот список продолжалась вплоть до дня голосования, и проект постановления дважды менялся. В итоге в наблюдательные советы набрали людей, которые подпадают под конфликт интересов, поскольку одновременно возглавляют другие финансовые структуры.

В соответствии с последним проектом постановления, членами наблюдательного совета "Ощадбанка" назначены:

Даниил Волынец (близок к Андрею Клюеву, член наблюдательного совета "Актив-банка")

Юрий Бордюгов (близок к Валентине Семенюк, директор департамента в Фонде госимущества)

Анатолий Литюк (близок к Андрею Клюеву, советник вице-премьер-министра)

Сергей Чекашкин (близок к Андрею Клюеву, в прошлом – начальник отдела корпорации Клюевых "Укрподшипник")

Николай Суганяк (близок к Юлии Тимошенко, в прошлом – председатель правления "Сбербанка", отстраненный Нацбанком по причине профнепригодности, до того – руководитель днепропетровских банков.)

Членами наблюдательного совета "Укрэксимбанка" назначены:

Владимир Бандуров (близок к Компартии, "Европейская финансовая группа")

Анатолий Кочерга (близок к Соцпартии, в прошлом – заместитель главы правления "Восточно-Европейского банка")

Денис Киреев (близок к Ринату Ахметову, заместитель директора "СКМ Финанс")

Игорь Сотуленко (креатура Партии регионов, дилер автомобилей "Мазда")

Василий Сетков (близок к Юлии Тимошенко, председатель ООО "Объединенная платежная система Украины")

Одновременно с парламентом, свою пятерку назначил и Кабмин. В наблюдательный совет "Ощадбанка" попали:

Петр Андреев (близок к Николаю Азарову, руководитель Главного контрольно-ревизионного управления)

Андрей Кравец (близок к Николаю Азарову, заместитель министра финансов)

Сергей Рыбак (близок к Николаю Азарову, заместитель министра финансов)

Юрий Зоц (близок к Николаю Азарову, заместитель главы Госказначейства),

Сергей Титенко (близок к Андрею Клюева, председатель Нацкомиссии регулирования электроэнергетики)

По квоте Кабмина командировку в наблюдательный совет "Укрэксимбанка" получили:

Петр Андреев (близок к Николаю Азарову, руководитель Главного контрольно-ревизионного управления)

Андрей Кравец (близок к Николаю Азарову, заместитель министра финансов)

Дмитрий Чернобай (близок к Василию Горбалю, Партия регионов, ЗАО "Еврокар")

Андрей Зинчак (близок к Петру Порошенко, "Наша Украина", корпорация "Богдан")

Валерий Славинский (бывший руководитель управления "Ощадбанка" в Донецкой области, близок к Александру Шепелеву, депутату от БЮТ)

Последние фамилии раскрывают совсем тонкие нюансы украинской политики. Внесение человека Порошенко по квоте Кабмина было необходимо, чтобы Порошенко как глава комитета по вопросам финансов и банковской деятельности смирился с распределением парламентской квоты.

При этом антикризисная коалиция не могла отдать Зинчаку место в парламентском пакете, потому что оно уже было обещано Тимошенко.

Так же Славинский. Он – дополнительный стимул для БЮТ поддержать изменения в надзорных советах. Причем, для назначения своего протеже хватало лоббистских сил скандально известного Шепелева, который неизвестно к кому ближе – к Тимошенко или к Колесникову.

Теперь единственная возможность для Ющенко сохранить влияние на госбанки – повторить то же, что и в случае "Укрспецэкспорта": остановить действие постановления Кабмина с одновременным его обжалованием в Конституционном суде. Можно ожидать, что Ющенко объявит об этом на следующей неделе.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде