Громкое дело с тихим концом

Понедельник, 2 апреля 2007, 12:58

Оппозиционеры, которые стали властью после инаугурации Виктора Ющенко, обещали избирателям быстро и беспристрастно расследовать "злодейства преступного режима". Одним из образцово-показательных расследований обещало стать так называемое "дело очков " - оно же "дело Папиева и Табачника".

Тем не менее, как выяснилось, это дело, как и ряд других громко разрекламированных "резонансных дел", постиг бесславный и тихий конец.

Выводы экспертов категоричны: шансов стать свидетелями громких и ненадуманных антикоррупционных судебных процессов у нас практически нет. Это не в "традициях" большой украинской политики.

Громкое дело

Скандал вокруг социальной акции "Зрение", хорошо пропиаренной властью в разгар президентских выборов-2004, когда премьер Виктор Янукович выделил 26 млн. грн. на закупку к будущему Дню Победы одного миллиона пар очков по 26 грн. за комплект для ветеранов Великой Отечественной войны, разгорелся 15 марта 2005-го.

Тогда на дне правительства в Верховной Раде вновь назначенный вице-премьер по гуманитарным вопросам Николай Томенко с парламентской трибуны заявил, что "с 26 млн. грн. для очков ветеранам 20 млн. грн. исчезли, а 770 тыс. очков исчезли с территории Украины".

Он также сообщил, что определенным образом к этой истории причастен экс-министр работы и социальной политики Михаил Папиев (позже Н.Томенко вспоминал в контексте скандала и своего предшественника по Кабмину Дмитрия Табачника), и что дело активно расследуется компетентными органами.

Следующую "информационную мину" аналогичного содержания "подорвал" вечером в тот же день в эфире "5 канала" другой член нового правительства - глава МВД Юрий Луценко.

В скором времени выяснилось, что огромная партия очков у исполнителей акции "Зрение" все же была и никуда из Украины не исчезала, просто правоохранительные органы наложили на нее арест. Тем не менее, и без таинственного исчезновения оптики история имела все признаки скандала.

В мае того же 2005 года, за несколько дней до Дня Победы, пресс-центр Службы безопасности сделал официальное заявление о том, что ее сотрудники разоблачили "схему масштабного злоупотребления служебным положением" со стороны высокопоставленных чиновников Минтруда и Минэкономики по ходу реализации акции "Зрение".

"С самого начала целью этой циничной акции было овладение бюджетными средствами. Организаторы аферы знали, что под лозунгом подготовки к всенародному празднику им удастся обосновать выделение значительных средств на выдуманную ими программу, избежать контроля и беспрепятственно присвоить значительные суммы", - сообщала спецслужба.

"С учетом того, что организацию акции опекали лично заинтересованные госчиновники, все вопросы решались без бюрократической волокиты... Как было установлено оперативными подразделениями Департамента контрразведовательной защиты экономики государства, был грубо нарушен закон, который определяет порядок закупок товаров, работ и услуг за государственные средства. Без осуществления обязательного в таких случаях тендера с предоставлением преимущества отечественному производителю, документом без даты и номера был определен исполнитель - днепропетровское ООО, которое к тому же не является производителем очков. Днепропетровское ООО, в свою очередь, заключает договор с харьковской коммерческой структурой, которая по заниженным ценам приобрела партию некачественных очков китайского производства на сумму всего 2 млн. 400 тыс. грн... По материалам СБУ, переданным в Генпрокуратуру Украины, открыто уголовное дело... В частности, перед следствием стоит вопрос выяснения местонахождения исчезнувших 24 млн. грн." - сообщалось в заявлении пресс-центра.

Оперативники харьковского УБОПа, которые имели в свое время отношение к расследованию, рассказали нам о том, что в их распоряжении было много интересных документов из сейфов и компьютеров фирм-подрядчиков - днепропетровского ООО "Украинские очки" и ООО "Око" из города Изюм Харьковской области.

А также электронная почтовая переписка с русской консалтинговой фирмой, которая предоставляет посреднические услуги в продаже гонконгских фирм-пустышек "под ключ", и с китайским продавцом очков.

Кроме того, тогда, весной 2005-го, нам удалось выяснить, что автором социальной программы "Зрение" был руководитель канцелярии вице-премьера Табачника - Геннадий Падалко. Он же - хорошо известная среди игроков отечественного офтальмологического рынка фигура. Он же - брат Наталии Набочук, директора фирмы "Украинские очки", которая получила большой госзаказ без соревнования с конкурентами по так называемой "процедуре закупки у одного участника" - эта процедура чаще всего применяется при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, когда на проведение обычных тендеров просто объективно нет времени.

Одним из основателей днепропетровской фирмы был Виктор Назарько - директор ООО "Око", привлеченного "Украинскими очками" как субподрядчик.

Согласно оперативной информации, Назарько еще весной 2003 года при посредничестве русской компании за $3 тыс. купил в Гонконге фирму "Global Well Trading Limited".

В октябре 2004-го, получив от "Украинских очков" 25,2 млн.грн., купил как минимум $3,4 млн. и перевел валюту на счет гонконгской фирмы. А уже она закупала для ветеранов очки у китайского производителя оптики "Beijing Zhanlishun Optical Co., Ltd." приблизительно по $1,2 за пар - в комплекте с футляром, тесьмой, салфеткой и двумя упаковочными коробками - по $1,7.

Это происходило весной 2005-го. С течением времени упоминаний о скандальной акции становилось все меньше. В том числе и о героических достижениях правоохранительных органов, которые расследуют обстоятельства акции "Зрение".

Заговор молчания

Первое удивление, связанное с нашим возвращением к скандальной "теме очков", стало почти тотальное нежелание так или иначе причастных к ней лиц говорить на эту тему.

Не порадовал своей обычной словоохотливостью и экс-глава МВД Луценко. Ответом на дюжину адресованных ему вопросов стали слова его пресс-секретаря: "Юрий Витальевич ушел из министерства без документов, так что по этому поводу содержательная беседа вряд ли получится".

Из офиса Томенко на наши вопросы отписались пресс-релизом, сделанным раньше и по другому поводу, - в связи с заявлением вернувшегося в августе 2006-го на пост главы Минтруда Папиева о намерении до 1 января 2007 года завершить раздачу очков ветеранам. Депутат-"бютовец" предлагал парламенту проконтролировать ход расследования. И выразил надежду, что ветераны получат не китайскую "дешевку", обнаруженную два года назад на складе в Изюме.

Неоднократные обещания пресс-секретаря депутата-"нашеукраинца" Вячеслава Кириленко устроить "сеанс связи" с шефом так и остались обещаниями. Напомним, что лидер фракции "Наша Украина" в двух "оранжевых" правительствах занимал должности министра труда и вице-премьера по гуманитарным вопросам. И в 2005-м он с готовностью рассказывал о проблемах вокруг акции "Зрение".

Табачник был немногословным. Посоветовал пообщаться с Папиевым, мол, коллега "глубже в теме". Добавил, что лично его на допросы в связи с "делом очков" не вызвали. И что судьба бывшего руководителя его вице-премьерской службы Падалко складывается вполне пристойно - он жив-здоров и неплохо чувствует себя в качестве депутата Днепропетровского облсовета от лазаренковской "Громады".

Представители "Украинских очков" и "Ока", с которыми мы встретились в Изюмском офисе последнего, нашему визиту не обрадовались и "с колес" разговаривать отказались.

Сказали только, что рассылка очков для ветеранов уже завершена, а уголовные дела относительно их фирм закрыты. Договорились "связаться" с помощью доступных технических средств.

Впрочем, вопросы, отправленные по факсу и электронной почте, остались без ответа. Кстати, осведомленные источники рассказали нам, что скандальная история с ветеранскими очками не помешала директору "Ока" Назарько на последних выборах стать депутатом Изюмского горсовета от Партии регионов.

Немногословными оказались и правоохранительные органы, которые вплотную занимались расследованием. Экс-руководитель харьковского УБОПа Михаил Притула был очень скуп на ответ: "Дело давнее, практически ничего не помню".

Следственный ГУ МВД в Харьковской области Сергей Красина, на которого "сняли" все дела по акции "Зрение", только и сказал, что уголовных дел относительно директоров фирм-подрядкичков уже нет.

Изучение других эпизодов (проведения тендера, финансовых операций) еще продолжается, о чем он каждую неделю отчитывается - начиная от облпрокуратуры и заканчивая МВД, ГПУ, Кабмином и секретариатом президента.

Единственным, кто нашел возможность для интервью, был Министр труда и соцполитики Папиев. Он сказал, что на допросы его вызвали, но не по акции "Зрение". Напомнил о выигранном у Томенко в суде деле о защите чести и достоинства.

Министр категорически убежден: во всей этой истории – никакого криминала, только политика. "Ну, разве могли победители "оранжевой революции" позволить себе через несколько месяцев после президентских выборов вручить ветеранам очки от правительства Януковича?" - спрашивает Папиев, для которого ответ очевиден.

Сейчас же из-за надуманной паузы длиной в два года "имеем то, что имеем": тысячам ветеранов личный заказ не подошел - человеческое зрение в пожилом возрасте очень быстро меняет свои характеристики. Но самое грустное - 50-70 тысячам ветеранов очки вообще уже не нужны, на момент разговора окончательные итоги акции еще не были подведены. Люди ушли из жизни.

А по поводу того, кто из его подчиненных ходил на допросы, остаются ли в проведении уголовные дела в связи с акцией "Зрение", из уст министра звучали короткие ответы: "не знаю", "никто не докладывал", "не интересовался".

Как и относительно вопросов: "Кому был выгодный шум вокруг акции? Если это политический заказ, то чей?". Поименно о своих предшественниках из правительства Папиев предпочитает говорить или хорошо, или ничего. Как о покойниках…

Тихий финал

Впрочем, значительно больше света, чем политики, непосредственные исполнители акции и участники расследования, на состояние и перспективы "дела об очках ветеранам" пролило ведомство, от которого, казалось бы, подробных ответов можно было ожидать меньше всего.

Ответ Главного следственного управления (ГСУ) МВД (полученный только после повторного журналистского запроса) на фоне общего нежелания говорить по существу оказался настоящим сюрпризом.

Как получалось из довольно объемного документа, который с архивной точностью рассказывает о ходе "дела очков", в целом в его внедрении было девять уголовных дел. Возбуждали и расследовали дела харьковское облуправление МВД, прокуратура Харьковской области, прокуратура Киева и Генпрокуратура.

Оперативники и следователи в разных эпизодах видели признаки состава преступлений, предусмотренных ч.5 ст.191 (присвоение, растрата имущества или овладение им путем злоупотребления служебным положением, совершенное в особо больших размерах), ч.2 ст.364 (злоупотребление властью или служебным положением) и ч.2 ст.366 (служебная фальсификация) Уголовного кодекса.

Среди фигурантов дел были чиновники министерства труда, минфина, минэкономики, госпредприятия "Укрпочта" и руководители коммерческих структур, привлеченных к выполнению бюджетного заказа.

Последние - директора фирм "Украинские очки" и "Око" - имели статус обвиненных, были в "бегах" и дважды - в ноябре 2005-го и в марте 2006-го - находили защиту в суде Киевского района Харькова, который отменил постановление следователей о возбуждении двух уголовных дел.

Арест задержанных на складах в Изюме и Купянской таможне сотен тысяч пар очков был снят по указанию харьковской облпрокуратуры. Причем, интересно, что сделано это было в мае прошлого года - когда власть еще была "оранжевой", а нынешние члены правительства Табачник и Папиев были в оппозиции.

А еще были проведены несколько экспертиз. Факта "нанесения материального ущерба в особо крупных размерах из-за отсутствия очков" эксперты не обнаружили. Зато определили, что пара очков в комплекте со всеми "прибамбасами" стоит 26,5 грн.

Кстати, на оптовом рынке оптики в Изюме очки, аналогичные тем, какие бизнесмены предложили государству за 16,9 грн. за пару, в ноябре прошлого года стоили в 3-4 раза меньше.

Впрочем, самая интересная информация прозвучала из уст сотрудника ГСУ МВД Владимира Тополи, который готовил ответ на наш запрос, и которому мы позвонили по телефону, чтобы получить некоторые объяснения. "Вы знаете, пока мы с вами вели переписку, следователь харьковского облуправления решил прекратить расследование в связи с отсутствием состава преступления", - сказал он.

"То есть уголовные дела, связанные с акцией "Зрение", закрыты?", - переспросили мы. "По крайней мере, по линии МВД - точно", - ответили на другом конце линии. Сам следователь Красина без санкции руководства разговаривать на эту тему отказался.

Добавим к этому официальный ответ Службы безопасности Украины, о том, что органами досудового следствия СБУ уголовные дела в связи с акцией "Зрение" не возбуждались и не расследовались.

Ответ руководителя пресс-службы Генпрокуратуры Алексея Бебеля: "Насколько помню, дело расследуется сотрудниками МВД Харьковской области, обращайтесь туда".

И все - дела нет.

При этом - никаких публичных заявлений "по поводу". Ни со стороны правоохранительных органов, ни со стороны "обвинителей", ни со стороны тех, кого подозревали, обвиняли и "прессовали". Молчат все. Наверное, всем выгодно?

Громкие процессы? Это не по-украински.

"За очки, конечно, спасибо", - говорит киевский пенсионер-ветеран Ростислав Поляченко. "Хотя и не подошли они мне, в соцбезе обещали, что попробуют поменять. А у меня и свои есть, значит, это не беда".

И уже с иронией: "Интереснее другое: ну покричали после революции о том, что правительство Януковича очки и деньги у нас, ветеранов, украло, ну о каких-то уголовных делах отчитались. А где же результаты следствия, где суд? Дело "дутое" было, два года воду в ступе толкли? Или еще один криминал благополучно похоронили?"

"Бандитам - тюрьмы!". Слоган, в котором под бандитами жители страны, которая погрузла в коррупции, подразумевали, в первую очередь, вельмож, которые скомпрометировали себя, был в числе хитовых лозунгов "оранжевой революции". Вместе с тем, реализация лозунга "на выходе" оказалась "нулевой"!

"Было бы наивно считать, что во власти преступников не было и нет", - комментирует ситуацию директор программ политического анализа и безопасности Международного центра перспективных исследований Виктор Чумак. "А вот почему они не попадают в тюрьмы? Причин этому много".

По словам эксперта, вообще дела о большой коррупции и серьезных злоупотреблениях властью расследовать крайне тяжело, а здесь еще - политика и политики. Как и раньше, они видят в правоохранительных органах инструмент реализации политической конкуренции - банальное давление на оппонентов, их бизнес-партнеров или родственников.

Политики из разных лагерей имеют в разных правоохранительных органах, в СБУ "своих" людей, с помощью которых можно и нападать, и, в случае необходимости, успешно ограждаться. Особая тема, по мнению эксперта, - прокуратура, которую давно пора лишить несвойственной ей функции досудового следствия.

И такая же особая тема - суды, в которых можно пустить прахом старания трижды талантливого следователя. Кроме того, много украинских политиков "вышли из одной песочницы": в разное время пересекались в общих политических или бизнес-проектах.

Приблизительно те же причины называет и политолог, руководитель Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.

И добавляет: "В большой украинской политике есть определенные табуированные зоны. Не приветствуется лишнее копание в личной жизни оппонента. То же касается и финансовых вопросов – самых деликатных и закрытых. Не принято расправляться с оппонентами с помощью реальных тюремных сроков. Всем намного выгоднее воевать вокруг тем вступления-невступления в НАТО, коммунальных тарифов, минимальных зарплат или государственных языков".

И Чумак, и Фесенко единодушны - нынешних оппозиционеров (того же Луценко или экс-главу "Нефтегаза Украины" Алексея Ивченко), вокруг имен которых развязаны кампании с привлечением правоохранительных органов, ничего страшнее банальных "наездов", скорее всего, тоже не ждет. Атаки будут, возможны даже аресты, суды с приговорами - нет. Правила игры останутся в силе.

Один из недавних социологических опросов Киевского института проблем управления им. Горшенина продемонстрировал, что украинцы среди органов власти самым коррумпированным считают милицию (на первом месте), суды, прокуратуру, парламент, таможню, местные органы власти и Кабмин.

А на вопрос "Следует ли в ближайшее время ждать громких антикоррупционных дел и арестов должностных лиц во властных структурах?" 58,3% респондентов ответили "не следует", и только 13,4% - "да".

Если выводы экспертов соответствуют действительности, то такая статистика общественных ожиданий многих представителей украинских политических элит и правоохранительных органов должна только порадовать. Вместе с тем интересно, скольких она заставит схватиться за голову и все-таки попробовать что-то изменить?

Материал подготовлен при поддержке проекта SCOOP Данской ассоциации журналистов-расследователей при содействии Института Массовой Информации

Евгений Рыбка, "Лигабизнесинформ", Игорь Чайка, ИМИ

Киев – Харьков – Изюм – Киев

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде