Преемник Ельцина или Шредера?

Понедельник, 2 апреля 2007, 15:08

Последние несколько недель в Украине бурно обсуждается идея роспуска парламента и досрочных выборов. На прошлой неделе обострение конфликта почувствовали во всей стране.

В субботу в Киеве состоялись массовые акции как сторонников президента, так и симпатиков правительственной коалиции. Возможность роспуска Верховной Рады становится все более вероятной. 

Посмотрим тогда, каким образом такие споры решались в истории. Она богата конфликтами между исполнительной и законодательной ветвями власти, которые приводили к досрочным выборам.

В современной истории можно найти как примеры силового решения таких конфликтов, так и случаи вполне "конституционного" выхода из кризиса. 

Беспомощный президент США и могущественный лидер Украины

В парламентских или парламентско-президентских республиках досрочные выборы - обычное явление. Часто, сама правящая коалиция выступает заказчиком такой ситуации.

Так, например, в 2005 году немецкий канцлер Шредер инициировал досрочные выборы, после которых потерял свою должность. Но бывает, что разгон депутатов устраивает президент.

Такой шаг, обычно, имеет целью выборы парламента, который будет соответствовать новым общественным конфигурациям и приведет к преодолению глубокого политического кризиса. Президент, таким образом, подтверждает свою главную роль в государстве.

Интересно, что типичная президентская республика США не предоставляет собственному главе государства право роспуска конгресса.

В то же время, американские конгрессмены имеют возможность устроить собственному президенту импичмент в случае совершения им уголовного преступления.

В отличие от американцев, украинцы предоставляют возможность собственному президенту разгонять парламент. Хотя, как в любой "развитой" демократии, для этого нужны конституционные предпосылки.

Сегодняшняя ситуация с аргументами "за" и "против" конституционности такого шага сложная и требует отдельной статьи. Заметим только, что даже такой упорный сторонник президента как Петр Порошенко, высказывает сомнения в наличии правовых оснований для роспуска Верховной Рады.

Поэтому дальше мы будем вспоминать исторические примеры, которые иллюстрируют как раз подобную ситуацию неуверенных предпосылок, полусиловых намеков и взаимных угроз.

Скоропадский и революционные матросы

Начнем со времен относительно далеких от нашего настоящего. В Восточной Европе судьба парламентаризма всегда была сложной. В Русской империи думское правление стало возможным благодаря первой демократической революции 1905-1907 лет.

Но призрак силового сценария постоянно кружил над Санкт-Петербургом. Царь, который никак не мог понять, для чего нужна Государственная Дума, все время эту Думу разгонял. Свои пять лет отсидела только Третья Дума (1907-1912).

Первая была довольно революционной, требовала к себе внимания, и была разогнана откровенно быстро. Она просуществовала с апреля по июль 1906 года и была ликвидирована, так как посягнула на изменения в земельном законодательстве.

Вторая Дума действовала с февраля по июнь 1907 года. Поводом для ее разгона стало обвинение правительством социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота.

В конце концов, четвертый состав Государственной Думы России собрался в ноябре 1912 года и был распущен 16 декабря 1916 года, после продолжительной критики думцев в адрес правительства. Дальше были революция и очередная неудачная попытка выборов.

В январе 1918 года революционные матросы покончили с заседаниями Учредительного собрания в Петрограде.

Первый избранный на общих и равных выборах русский парламент (о Государственной Думе нельзя было так сказать), так и оставил после себя только анекдотические воспоминания о беспомощности интеллектуалов, окруженных простым людом с оружием в руках.

А что же творилось тогда в Украине? Апрель 1918 года стал окончанием первого этапа украинского парламентаризма. Социалистическая Центральная Рада была разогнана немецкими войсками и властью избранного на "всеукраинском съезде земледельцев" гетмана Скоропадского.

Если бы знали демократическо-анархические казаки, какой человек и ради чего будет спекулировать святым для них словом "гетман"!

Выискивая корни отечественного парламентаризма, можно еще вспомнить раздавленную польскими войсками власть Национальной Рады ЗУНР и уничтоженный немецкой контрразведкой оуновский "передпарламент" в Киеве.

Но это уже будет не очень уместно и красиво. В конце концов, вышеупомянутые события происходили на той же территории, но в других исторических условиях, поэтому переходим ближе к настоящему.

Абашидзе начинает, Ельцин продолжает

Одним из первых лидеров СНГ, институт роспуска парламента подверг испытанию на прочность глава Аджарии Аслан Абашидзе. В 1991 году он разогнал местный Верховный совет.

Коллизия состояла в том, что к тому времени Абашидзе даже формально не занимал должность президента автономной республики. Он был всего лишь председателем той же Верховной рады. В любой другой стране такое событие вряд ли могло бы произойти.

Однако, известная своими криминальными традициями и отсутствием каких-либо намеков на гражданское общество, Аджария восприняла такой шаг своего лидера как должное.

В 1993 году президент Чечни Дудаев с помощью танков покончил с враждой с местным парламентом. Кавказский политик не ждал никаких конституционных предпосылок для такого поступка. О том, что было потом, напоминать не надо.

Самый известный в СНГ случай разгрома парламента президентом случился в России. В 1993 году страна жила в условиях жесткой борьбы реформаторов и консерваторов.

Кризис власти был решен сугубо русским способом. 21 сентября 1993 года Ельцин подписал свой знаменитый указ № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов, референдуме по новому проекту Конституции и выборах в Федеральное собрание.

Мотивы этого решения нужно было искать не в конституционной, а в политической плоскости. Ельцин обвинил народных депутатов в борьбе против демократического порядка и фактически положил на них ответственность за раздувание кризисных явлений.

Это уже потом аналитики назвали 21 сентября 1993 года "18 брюмера для Ельцина", намекая на аналогию с Наполеоном III. В конце 1993 года вся демократическая общественность была настроена на поддержку президента России.

Хотя Ельцин откровенно нарушил Конституцию, его харизма позволила соотечественникам не заметить этого факта. Верховный Рада России не покорилась, и московские избиратели стали зрителями сериала "Белый Дом-2".

И снова подтвердилось старое правило: "Сперва история происходит в стиле трагедии, вторично она становится фарсом".

 Из символа русской демократии Белый Дом превратился в крепость реваншистов, разрушенную танковыми пушками президента. Итак, спор был решен военными средствами, и роспуск был только формальностью.

После этого анекдотический случай произошел в Крыму, где местный квази-президент Юрий Мешков (был когда-то такой политик) попробовал разогнать Верховную Раду автономии. Однако он встретился с таким сопротивлением, что был вынужден отказаться от своих намерений.

В конце концов, нельзя не вспомнить серию реформ президента Александра Лукашенко, которые также очень напоминали разгон парламента.

В мае 1995-го и ноябре 1996 года он провел референдумы, после которых была полностью изменена политическая система страны.

Оппозиционная Верховная Рада ликвидирована, а вместо нее создан двухпалатный парламент, управляемый окружением президента. Так, оппозиция была превращена в кучку маргиналов, которым все время что-то не нравится, в то время как вся страна во главе с президентом напряженно работает.

Так, в неплохую компанию может попасть президент Ющенко. Видим, что когда четких правовых оснований для проведения досрочных выборов нет, решающую роль играют фактор харизмы и поддержка силовых структур.

Менее решающим, но все равно важным фактором остается и Конституционный Суд.

Юрий Корогодский

 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде