Интеллектуалы и интеллектофобы-2. Или чем гомофобия отличается от интеллектофобии

Четверг, 6 сентября 2007, 16:09

Продолжение. Смотр. Интеллектуалы и интеллектофобы

"Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов."
Федор Тютчев

Как появляются интеллектуалы? Что такое бренд интеллектуала и интеллектуальная валюта?

Очень часто так кажется, что интеллектуалы рождаются сами по себе, что интеллектуалы это какая-то высшая мера умных, которой достигают индивидуально, благодаря развитию врожденных способностей.

Но что бы там не говорили психологи и этологи, интеллектуалы не появляются естественным способом, и они не являются продуктом собственного индивидуального развития внутри массового образования.

Обычно на появление интеллектуала влияют как врожденные умственные способности, так и массовое образование - среднее и высшее. Но для того, чтобы стать интеллектуалом, достаточно среднего уровня умственных способностей, иногда достаточно не только высшего, но и среднего образования. Все остальное - приобретается.

Со времен появления массового образования способ продуцирования интеллектуалов не изменился ничуть. За каждым интеллектуалом стоит другой интеллектуал, даже если он этого не осознает или сознательно возражает.

Интеллектуала порождает другой интеллектуал в индивидуальном обучении. Причем это обучение идет, как в старые добрые времена: Учитель учит Ученика индивидуально. Их встреча - ситуация взаимного выбора: Учитель избирает Ученика, Ученик избирает Учителя.

В интеллектуальном обучении передают не столько знания, сколько - умение мыслить, этику стандартных ситуаций интеллектуальной деятельности, традиции поведения в жизненных ситуациях вне интеллектуальной деятельности, среда общения, социальные связи.

Ведь интеллектуал появляется тогда, когда находит своего Учителя и становится хорошим Учеником. Как правило, это происходит уже после окончания массового образования - как среднего, так и высшего. Ведь найдя своего Учителя и став хорошим Учеником, простой умный получает шанс стать интеллектуалом.

Снова таки, обратите внимание, что речь не идет об ученом или писателе, философе или политике, инженере или враче. Речь идет именно об интеллектуалах в этих сферах, которые стали хорошими Учениками своих Учителей.

Таким образом интеллектуал - это уникальный продукт социума, который при всей своей похожести на остальных продуктов массового образования - как среднего, так и высшего - имеет совсем другое происхождение, другие затраты времени на свою подготовку, а затем потенциально другое качество и соответственно другую цену на рынке.

Чтобы быть интеллектуалом, высшее образование желательно, аспирантура не обязательна, ученая степень не важна. Бренд интеллектуала - это его Учитель и право называть себя его Учеником, которое Учитель не отрицает.

Признание интеллектуальности — не получение диплома и не защита. Интеллектуала признают другие интеллектуалы за качество его продуктов и этику поведения в их производстве.

Именно эти обстоятельства являются основанием для присущего интеллектуалам интеллектуального снобизма. И эти же обстоятельства вместе с недоверием остального общества к узкому запертом в себе кругу интеллектуалов является первой причиной обратного отношения общества к интеллектуалам — латентной интеллектофобии.

Таким образом, в мире ума и чистогана мы предложим представление об интеллектуальной валюте (интеллвалюту). Интеллвалюта это обмен любопытства-любознательности одного интеллектуала на любопытство-любознательность другого, это использование и оценка любопытства-любознательности интеллектуалов со стороны общественного ума, т.е. в рациональной практической социализации.

Интеллвалюта в интеллектуализироованном обществе имеет свободное конвертирование относительно денег, власти, популярности. В деинтеллектуализированном обществе свободное конвертирование интеллвалюты отсутствуюет, а сама интеллвалюта переходит в состояние натурального обмена - как обмен исключительно между самими интеллектуалами.

Какая роль интеллектуалов в общественных изменениях и как они переживают разное отношение общества к ним?

Выше мы описали идеальную ситуацию появления интеллектуала? Но возможность такого появления связана с социализацией интеллектуалов - т.е. с тем, что на интеллектуалов в обществе должен быть спрос.

А такой спрос есть не всегда. ХХ столетие знало три периода интеллектуально-научного взлета: 30-40 года - фашистская Германия, 60-70 года - Советский Союз, 80-90 года - Соединенные Штаты Америки. Именно в эти времена в этих странах потребность в интеллектуалах была наибольшей и соответственно социализация интеллектуалов высочайшей.

Для каждой из этих стран были характерны периоды интеллектуализации и деинтеллектуализации. Деинтеллектуализация Германии в 60-е была сокрушительной. Деинтеллектуализация США происходит просто у нас на глазах.

Интеллектуализация 70-х в СССР имела инерцию на 80-е годы, но уже 90-е были связаны с резкой деинтеллектуализацией. Деинтеллектуализация углубилась распадом СССР, т.е. на нее лег еще и цивилизационный откат республик бывшего СССР. Именно поэтому деинтеллектуализация стала такой сокрушительной и для нас.

При этом интеллектуалы к этому имеют двойственное отношение - с одной стороны, они именно те, кто готовил такие изменения, и поэтому имеют основания гордиться ими, а с другой стороны, они именно те, кто больше всего страдает от их последствий. Они больше всего виноваты - и больше всего наказаны.

Это - вторая причина, но уже не латентной, а открытой интеллектофобии - интеллектуалам предъявляют обвинение в распаде СССР и следующем кризисе.

Интеллектуалы, которые остались, выживали вместе со всеми - торговали на местных базарах, работали репетиторами, пошли в бизнес или жили в бедности, продолжая заниматься своей бывшей профессией.

Часть интеллектуалов поехали из СССР в США - т.е. в ту страну, где они больше всего были нужны в 90-х прошлого столетия.

Обратите внимание, что не всегда деинтеллектуализация порождает интеллектофобию. В какой-нибудь деинтеллектуализированой африканской стране может быть очень большая ценность интеллекта, и наоборот в довольно интеллектуализированой стране может быть развита интеллектофобия.

Интеллектофобия появляется тогда, когда в процессе деинтеллектуализации на большинство мест принятия решений в стране - в бизнесе, экономике и политике - приходят малообразованные, неинтеллектуальные люди. Желая сохранить эти места, такие люди вынуждены превращать своих более интеллектуальных конкурентов на врагов.

Давайте проанализируем некоторые цифры. По данным спец-выпуска журнала "Корреспондент" "Топ-100" за 2007 год, опираясь на собственный анализ, можно увидеть, что среди ста наиболее влиятельных людей Украины интеллектуалов - не больше 10%.

Причем большинство из них влиятельными являются значительной мерой благодаря своей должности или публичным возможностям, а не благодаря своему интеллектуальному авторитету. Об этом свидетельствует то, что такие люди оказываются в рейтинге "ТОП-100" только после занятия должности, и выпадают из него после своей отставки.

Согласно статистическим данным затраты на науку в Украине составляют 0,3% в структуре государственного бюджета. Это при том, что в России они составляют 1,3%, а среднеевропейский показатель - 2-3%.

Причем, заметьте, мы говорим не об абсолютных величинах финансирования науки, а об относительных, которые не зависят от абсолютного размера ВВП.

Поэтому относительные показатели финансирования науки должны быть одинаковыми для интеллектуализированных стран.

Для финансирования науки характерно следующее обстоятельство: если государство вкладывает в науку 2-3%, то бизнес инвестирует еще больше, а если государство вкладывает меньше 2% - бизнес инвестирует еще меньше.

Т.е. государство здесь является не столько финансистом, сколько стрежнем идеологии, которая порождает или блокирует мотивацию бизнеса к интеллектуализации или к интеллектофобии.

По данным Washington ProFilе, по состоянию на 2005 год 45 тысяч ученых и технических специалистов выехали в США из Украины, а в США за это же время из России - 63 тысячи.

Давайте соотнесем коэффициенты деинтеллектуализации двух стран.

Население Украины на 2001 год - 48 млн. человек, население России на 2001 год - 145 млн. чел. Таким образом из Украины на каждую 1 тыс. человек выезжали в США приблизительно 0,9 ученого или технического специалиста.

А из России за это же время выезжали в США — 0,4 ученого или технического специалиста. Таким образом деинтеллектуализация в Украине вдвое высше, чем в России. Другие цифры статистики населения стран за другие годы не меняют существенно соотношение.

Обычно это условный коэффициент, так как мы брали не общую картину, а только по отношению к США. Но все равно это выразительное обстоятельство.

37% интеллектуалов главной причиной эмиграции назвали "семейные обстоятельства", 30% - "возможность обучения и повышение квалификации", и только 21% главной причиной назвали "работу или экономические возможности". Такое распределение ярко демонстрирует ценности интеллектуалов.

Вместе с тем из-за недоработки социологической анкеты мы не можем знать, что стоит за "семейными обстоятельствами", так как неспособность интеллектуала содержать материально детей или даже его алкоголизм из-за ненадобности его услуг и интеллектуальную деградацию, прежде всего, проявляются как семейные обстоятельства (разрушение семьи), но причины этого совсем несемейные.

Сегодня появились узлы новой структуры рациональной социализации - бизнес-структуры, которых в СССР не было. Нелюбовь бизнесменов к интеллектуалам - это традиционная нелюбовь радикального рационализма ко всему непрактичному, несоциализированному, идеальному и якобы далекому от реальности.

Немалых успехов в бизнесе достигли и бывшие интеллектуалы. Интеллектуализм — это их прошлое. Их отрицание интеллектуализма в пользу бизнеса — сознательный выбор. Нет более ярого интеллектофоба, чем бывший интеллектуал. Это третья причина интеллектофобии.

Лозунг: "если ты такой умный, то чего ты не богатый" - является главным лейтмотивом бизнесмена в разговоре с интеллектуалом. Признание бизнесменами других ценностей помимо денег, популярности и власти - это вопрос времени: возможно, одно, два или три поколения. Только наиболее продвинутые из бизнесменов находят в себе духовные силы признать ценность интеллектуализма как что-то вообще нужное, но не им и не сейчас.

И пусть нас не обманывают спонсорство и филантропия отечественных бизнесменов. Пока что у нас нет ни одного примера спонсорства или филантропии, которая бы не была обозначена непосредственной практической выгодой.

В постсоветской действительности появилось такое явление как коммерческая реклама при полном отсутствии социальной рекламы. Реклама товаров, как прежде всего реклама новых ценностей - ценностей потребления. В широком смысле реклама повторяет одно и то же: потребляй деньги, власть, популярность. Главная ценность - индивидуальный комфорт.

Главная цель жизни — простые удовлетворения. Главный враг рекламы — интеллектуал, поскольку его ценности другие — непотребительские, сложные, а его интеллектуальная валюта не является свободноконвертируемой. Ведь ничем не ограниченная монопольная реклама ценностей потребления это четвертая причина интеллектофобии.

Когда свой интеллект мы фактически уничтожили, а комфорт нуждается в новых технологиях, то эти новые технологии мы вынуждены заимствовать. Заимствование - это вид интеллектуальной зависимости, интеллектуального рабства.

Мы покупаем, крадем и разрешаем дарить нам технологии, разработанные заграничными интеллектуалами, - в промышленности, экономике, политике. Мы даже государственные стратегии заказываем заграничным специалистам - т.е. делаем просто преступление перед народом и его потомками. Так олигарх или обслуживающий его политик, которые проявляют заботу о перспективах своего бизнеса и свое политическое реноме за счет заграничных интеллектуалов, становятся врагами народа, так как уничтожают своих интеллектуалов.

На фоне чужих технологий и чужих нанимаемых интеллектуалов, отечественные интеллектуалы, которые вынуждены бороться за элементарное выживание, которые уже успели интеллектуально деградировать, обычно не являются конкурентными.

Так рождается замкнутый круг интеллектуальной деградации: чего глупый, потому что бедный, а чего бедный, потому что глупый. Приезжие интеллектуалы с наглостью издеваются над отечественными интеллектуалами, убеждая наших заказчиков, что качественный интеллектуальный продукт можно заказать только за границей.

Убеждение наших бизнесменов-заказчиков в том, что отечественные интеллектуалы не могут предложить качественный интеллектуальный продукт - это пятая причина интеллектофобии.

Обратите внимание на такое обстоятельство. В публичной сфере тяжело найти поддержку расизма или ксенофобии, так как они имеют большей частью бытовой характер. В публичной сфере непристойно выказывать сексизм и гомофобию.

Вместе с тем, интеллектофобия может выражаться публично - как журналистами, так и политиками - в разных формах. И никакого общественного сопротивления относительно этого мы не имеем.

Ведь мы спокойно показываем демонстрации гомосексуалистов в СМИ и считаем неприличным демонстрировать гомофобию. Но мы считаем приличной публичную демонстрацию интеллектофобии.

В конце концов, я давно вас всех хотел спросить, господа.

Почему за то, что я говорю сложно, я должен чувствовать себя виноватым и оправдываться, а не те, кто эту сложность не понимает?

Как так произошло, что профан, дурак или идиот чувствует себя правым в своем невежестве, а я вынужден оправдываться за то, что, видите ли, они меня не понимают?

Это произошло из-за того, что интеллектофобия проникает во все сферы общественной жизни - политику, экономику, публичную коммуникацию и т.д.

В конце концов, интеллектофобия оформляется уже как часть общественного сознания, она становится традицией — это седьмая причина интеллектофобии. Мы, господа, отныне живем с вами в интеллектофобской стране...

Продолжение следует

Сергей Дацюк

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде