По разные стороны церковной ограды

Пятница, 7 марта 2008, 11:36

В начале ноября в Киево-Печерской Лавре состоялось событие, на которое фактически не обратили внимания СМИ. Наместник Лавры архиепископ Павел (Лебедь) наградил орденом Святого Равноапостольного князя Владимира группу депутатов-коммунистов (Петра Симоненко, Игоря Алексеева, Игоря Калетника и других).

У плодотворного сотрудничества между КПУ и УПЦ в единстве с Московским Патриархатом (УЦ МП) есть давняя историю и традиции.

Никого уже не удивляет ни публикация в качестве передовиц газеты "Коммунист" рождественских или пасхальных посланий Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана), ни награждение церковными орденами коммунистов-активистов межфракционного объединения "В поддержку канонической православной церкви в Украине".

Однако последнее награждение только на первый взгляд очередной обмен любезностями между УПЦ МП и Коммунистической партией Украины. У этого действа был глубокий символический подтекст, поскольку происходило оно в день памяти священномученика митрополита Владимира (Богоявленского).

Митрополита убили возле Лаврских стен 25 января (7 февраля по новому стилю) 1918 года во время нашествия на Киев армии Муравьева. Таким образом, награждение прямых наследников большевиков именно в этот день можно считать выдачей окончательной индульгенции коммунистам за все преступления, содеянные против церкви в советский период.

В принципе, готовность простить или даже полюбить своих врагов, не является чем-то достойным осуждения. Но слишком уже есть готовность "прощать" выборочной и обусловленной политической конъюнктурой.

Например, для того, чтобы определить "непричастность" большевиков к убийству 90-летней давности УПЦ МП оказалось не нужно ни обращаться к работам историков, ни создавать специальные комиссии.

Так же легко церковные деятели заявляют, что открытый атеист Владимир Ульянов (Ленин) полностью может быть (в случае перенесения из Мавзолея) похоронен по христианскому обряду.

А вот для того чтобы признать очевидное – безосновательность отлучения от церкви Ивана Мазепы, иерархи этой церкви создают комиссии, которые имитируют бурную деятельность и делают издевательские и циничные заявления, что для отмены анафемы нужно исследовать историю взаимоотношений Гетмана с женщинами.

Кстати, ответ Патриарха Алексия ІІ на обращение президента Ющенко по поводу анафемы Мазепе (21 февраля) – еще одно недавнее событие, символический подтекст которого прошел мимо внимания СМИ.

Неизвестно, кто посоветовал Виктору Ющенко именно сейчас обратиться к Патриарху Алексию по этому делу. Да и документы, которые якобы хотел получить президент в Москве, давно известны и их можно найти даже в Интернете.

Но это детали – главное, что теперь известна четкая и недвусмысленно высказанная позиция первоиерарха РПЦ: для этой церкви Иван Степанович Мазепа находится вне церковной ограды и желания менять этот статус-кво в Москве нет.

Правда, для того, чтобы ответ не прозвучал уж слишком грубо, к нему, была добавлена фраза, что "вопрос может быть рассмотрен". В неопределенном будущем...

"Мазепоненависництво" настолько глубоко укоренилось в сознании русских иерархов, что они даже не осознают, что сохранение этой анафемы больше вредит им самим.

Поскольку это прецедент, который ставит под сомнение единство мирового Православия. Ведь каждая Поместная Православная Церковь признает таинства, рукоположения и церковные наказания, наложенные в других.

То есть, если РПЦ считает Мазепу отлученным от Церкви вероотступником, то так же должны были бы считать во всех православных юрисдикциях. Однако панихиды по Мазепе свободно служат в храмах Константинопольского Патриархата, неоднократно служили епископы и священники Православной Церкви в Польше.

Во время установки памятника в городе Браилов заупокойную службу по Гетману отслужили в Румынской Православной Церкви, совершенно вероятно, что подобные факты имели место и в других автокефальных Церквях.

Да и в самой РПЦ 9 июля 1918 года, по благословению тогдашнего митрополита Киевского Антония (Храповицкого), отслужили торжественную панихиду по Гетману.                             

Еще больше предлогов призадуматься есть у епископата Украинской Православной церкви (именно таково ее официальное название, добавление "Московского патриархата" используются для того чтобы предотвратить путаницу).

Ведь для россиян "дело Мазепы" не является конфликтом с собственной визией истории, а вот украинские владыки, которые служат в том числе и в построенных Гетманом храмах, должны были бы ощущать определенный дискомфорт.

Но их больше возмутило переименование улицы, на которой расположена Киево-Печерская Лавра. Большевики, инспирировавшие Январское восстание (предыдущее название улицы им. Ивана Мазепы), оказались намного приятнее для Собора епископов, чем один из самых щедрых украинских церковных меценатов.

Остается надеяться, что все это делается вследствие искреннего убеждения в том, что у Ленина и коммунистов больше заслуг перед Православием, чем у Мазепы и мазепинцов. Хотелось бы лишь, чтобы этот тезис был провозглашен открыто, а не маскировался обтекаемыми заявлениями и символическими награждениями.

Ведь Преосвященным владыкам (в отличие от политиков) доподлинно известно, насколько тяжкий грех лицемерия...

P.S. Недавно пришлось услышать интересный рассказ. Якобы в одном из монастырей УПЦ МП монах, увидев поминальную записку на украинском языке, выбросил ее. А приложенную к ней десятигривенную купюру, на которой изображен Гетман Мазепа, спокойно положил в кассу.

История, конечно, апокрифическая и, возможно, злонамеренно распространяется представителями "конкурирующих" православных юрисдикций. Однако это, к сожалению, не значит, что она не могла бы случиться в реальной жизни.

"Праведная смерть священномученика Владимира, митрополита Киевского. 25 января 1918 года" (клеймо иконы "Собор новых мучеников и исповедников Русских за Христа пострадавших").

Андрей Стародуб, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде