Президентский гамбит

Четверг, 9 октября 2008, 13:16

С прошлой недели тонкий аромат очередных внеочередных выборов стал более концентрированным и навязчивым. Последнее слово оставалось за Банковой, и вчера она его сказала. В этой связи самое время задаться вопросом, какой профит видит президент во внеочередной парламентской гонки для себя лично?

Во фракции БНУНС разброд и шатания, рейтинг ЕЦ сколько не силится, никак не может подняться с горизонтального положения, а Виктор Ющенко все настойчивее апеллировал к внеочередным выборам, не упуская случая упомянуть о них не только в Украине, но и за рубежом. Где логика, спросите вы? Да здесь же.

Всю прошлую неделю в информационном пространстве тиражировался достаточно сомнительный посыл о досрочных выборах парламента и заинтересованности в них Банковой. Мол, поведение украинского президента абсурдно, так как после внеочередных парламентских выборов депутатского полку, ориентирующегося в ВРУ на гаранта, убудет.

В доказательство этому каждый раз приводят результаты "последних" опросов общественного мнения, которые не сулят ничего хорошего пропрезидентской силе. Если честно, оснований не доверят этим пессимистическим прогнозам-пророчествам пока что нет. Но попробуем взглянуть на сложившуюся ситуацию не с количественной, а качественной перспективы.

Пытаясь разобраться в мотивациях секретариата, многие упустили из виду два немаловажных обстоятельства. Во-первых, сегодня почти два десятка человек из фракции БНУНС политически ориентируются не на Виктора Ющенка, а на Юлию Тимошенко. Причем ориентируются в открытую, не таясь.

Смеем предположить, что будущая участь этих депутатов не завидная. Побив горшки с Банковой, они не учли того факта, что, невзирая на всевозможные посулы, список БЮТ не резиновый. То, что в будущем ковчеге БЮТ места зафрахтованы далеко не для всех, говорит уже хотя бы то, что некоторые депутаты начали суетиться вокруг избирательного барьера. Так, на прошлой неделе Владимир Стретович и Владимир Марущенко зарегистрировали законопроект, предполагающий, между прочим, уменьшение избирательного барьера до 1%.

Во-вторых, в рядах БНУНС присутствуют персонажи, которые всем своим поведением дают понять, что им не чужды мысли об участии в президентской кампании 2009 года, что вряд ли вызывало восторг у Банковой.

Таким образом, намерение президента еще раз "перезагрузить" Раду определяется, в том числе, и желанием "перезагрузить" свои депутатские тылы. Пусть впоследствии пропрезидентская фракция будет поменьше теперешней, но она будет действительно и, главное, целиком пропрезидентской. Ведь впереди ждут события, требующие не разгула внутрифракционной демократии, но развития и укрепления внутрифракционной дисциплины.

Складывается впечатление, что внеочередные парламентские рассматриваются секретариатом в качестве артподготовки перед очередными президентскими выборами. А посему приоритетная цель Банковой – не столько удовлетворительный результат на первых, сколько победа на вторых. В этом контексте досрочные парламентские выборы  помогут Виктору Ющенко & co. решить несколько очень важных задач.

Во-первых, как уже упоминалось, "почистить" парламентскую фракцию – изжить из нее всех тех, кто уже сегодня гнет линию Юлии Тимошенко – одного из возможных конкурентов на президентских выборах. Ведь действительно, глупо было бы оставлять в своих рядах "пятую колонну" перед столь важным боем.

Судя по всему, Виктора Ющенко все же убедили, что "лучше с умным потерять, чем с дураком найти". Конечно, лучше вообще не терять, но раз уж политический момент требует жертв, то лучше отказаться от чего-то наиболее проблемного и наименее нужного. Ведь, действительно, чем может пригодиться БНУНС в его сегодняшней ипостаси будущему кандидату в президенты Виктору Ющенку?

Насколько весомого вклада в победу можно ожидать от Тарасюка, Костенка, Матвиенка, не говоря уже о таких "тяжеловесах" отечественной политики как Стретович, Катеринчук, Каськив? Эта компания наглядно продемонстрировала свой уровень еще на мартовских выборах 2006 года. О прошлогодних внеочередных парламентских выборах вообще говорить не приходится.

Во-вторых, СП сможет провести реальный смотр сил. Имеется ввиду пресловутая "проверка на вшивость". Речь идет в первую очередь об армии бюрократов и чиновничества, от которых на выборах зависит очень многое.

Не исключено, что сегодня некоторые из них, будучи в прямом подчинении у президента, рассматривают возможность смены политической крыши с тем, чтобы после следующих президентских выборов остаться в кресле. И это не удивительно, если учесть теперешние шансы Виктора Ющенко задержаться на занимаемой должности еще одну каденцию. Конечно, делают они это очень осмотрительно, осторожно, не выдавая себя. Парламентская же кампания обнаружит "ху из ху".

То есть, покажет, кто действительно старался на совесть, а кто только имитировал бурную деятельность. По результатам досрочных выборов можно будет отделить бюрократическую пшеницу от бюрократических же плевел путем замены неблагонадежных товарищей еще доначала президентской гонки.

В-третьих, досрочные парламентские дадут возможность секретариату обкатать структуры, которые будут обеспечивать менеджмент президентской избирательной кампании Виктора Ющенка. Под менеджментом подразумевается весь спектр организаций, отвечающих за финансовую и организационную (штабы, избирательные комиссии) сторону выборов. Игорь Криль, возглавляющий ЕЦ, человек хоть и свой, но мудрость "доверяй, но проверяй" пока что никем не была отменена.

Проверять же лучше всего не на себе, то есть, не на президентской кампании. Если структура ЕЦ фиктивная, а цифры членов партии – дутые, то хорошо бы обнаружить это до, а не во время президентского боя. Тогда уж поздно будет. На тот случай, если Криль проколется, у Виктора Ющенка останется старый добрый НСНУ, который и можно будет впрячь в организационный хомут.   

В складывающейся ситуации немаловажную роль будет играть фактор времени. Собственно выборы должны состояться еще до Нового Года. Опытом двух предыдущих парламентских компаний подтверждено, что после оглашения ЦИК результатов выборов последует их обжалование. Ведь всегда найдется тот, кто будет считать, что его 0,001% является результатом не провальной работы, а "масштабної фальсифікації".

В итоге только через полтора месяца после выборов состоится первое заседание ВРУ VII демократического созыва. Заметьте, за окном уже февраль. Потом еще месяц на коалицию. Март… И все это время, пока политические лидеры будут барахтаться в избирательном, а потом еще и коалиционном навозе, Виктор Ющенко сможет спокойно оставаться над схваткой.

Конечно, это никак не гарантирует автоматического поднятия рейтинга, но все же создает куда более многообещающие предпосылки по сравнению с теперешней ситуацией. Только в таком случае вариант "Виктор Ющенко – первой номер списка пропрезидентской силы" отпадает, как говорится, a priori.

Это так уже хотя бы потому, что одно дело – результаты соцопросов, которые всегда можно поставить под сомнение или покрыть результатами "своих" соцопросов, и совсем другое – официальный результат на выборах. Особенно, если этот результат окажется намного ниже ожидаемого. Здесь уже не отвертишься.

Поэтому глупо было бы создавать для себя проблемы на ровном месте. 

Исходя из всего вышеизложенного, складывается впечатление, что задумка секретариата президента состоит в том, чтобы отвлечь Юлию Тимошенко и Виктора Януковича парламентской кампанией. А самому в это время, пользуясь вынужденной занятостью главных конкурентов, мало-помалу разворачивать президентскую кампанию Виктора Ющенка.

А посему небессмысленно рассматривать внеочередные парламентские выборы как хорошо продуманный гамбит со стороны Банковой: пожертвовать малым – в данном случае количеством депутатов фракции с тем, чтобы приобрести большее – расчистить и подготовить площадку под комфортный президентский старт. Осталось только присесть на дорожку.

Назар Бойко, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде