Чужие сценарии для оппозиции

Понедельник, 4 марта 2013, 14:19

Публичная риторика украинских политиков зачастую разительно отличается от их реальных намерений и целей.

И если от полностью дискредитировавшей себя власти сложно ожидать чего-то другого, то попустительство по отношению к режиму, которое периодически демонстрирует оппозиция, вызывает все больше вопросов.

Утверждение "оппозицию нужно поддерживать хотя бы потому, что она является противовесом власти донецких" – хорошо для политических фанатиков, но никак не для прагматиков. И именно прагматичного подхода при поддержке тех или иных политических сил очень не хватает украинскому обществу.

Четко признав тот факт, что оппозиция является просто частью крайне порочной и несовершенной политической системы, а не хорошими парнями на фоне плохих, европейцами на фоне совков, и уж точно не теми, кто спасут страну, как только свергнут Януковича, излишне экзальтированные их поклонники лишатся и иллюзий относительно существования некоей панацеи.

Панацеи в виде "освобождения Юли", появления графы "национальность" в паспорте и так далее и тому подобное, что в миг все изменит.

Никакой панацеи не существует, зато есть потребность в тяжелой многолетней работе по возвращению утраченных для страны шансов.

И, откровенно говоря, пока не видно, кто за нее мог бы взяться из тех, кто находится на политическом Олимпе, или крутится у его подножия.

Лишь отучившись по традиции выбирать из двух зол меньшее, украинское общество сможет делегировать во власть именно тех конкретных людей, которые способны качественно выполнять менеджерские функции по управлению государством, и, соответственно, будут вправе требовать отдачи в виде преобразований, реформ, улучшения качества жизни.

А до тех пор, руководствуясь при выборе иррациональными мотивами, будем обречены на привычное кружение политической карусели, которая, как известно, в силу своего устройства, сдвинуться с места не может.

Оппозиция должна постоянно доказывать, чем она лучше, а не быть лучшей по умолчанию.

Избирателю оппозиционных партий хотелось бы видеть своих избранников: а) принципиальными в своих поступках и суждениях, б) ответственными за свои слова, в) независимыми в своих действиях от внешних факторов влияния. Все это должно проявляться в конкретных ситуациях, и быть очевидным на конкретных примерах.

Именно поэтому, с точки зрения избирателя, прорыв в Верховную Раду сразу трех оппозиционных партий случился не для того, чтобы они выполняли роль "подтанцовки" в политических спектаклях с туманными целями, а создавали реальное противодействие режиму.

И уж точно не для имитации политической борьбы, а для наполнения ее смыслом и содержанием.

Наблюдая за деятельностью оппозиционеров на протяжении последнего месяца трудно отделаться от ощущения, что они, то ли сами не подозревая, то ли вполне сознательно, действуют в рамках кем-то придуманных сценариев.

Кем-то, для кого сама оппозиция является не более чем рядовыми участниками политических процессов, и уж никак не их движущей силой.

Один из последних примеров – ситуация с разблокированием Верховной Рады.

Длительное блокирование парламента оппозиция объясняла принципиальным противодействием кнопкодавству со стороны регионалов. И это, безусловно, должно было послужить хорошим уроком для тех, кто превратил парламент в безотказный орган политического "одобрямса".

Но почему тогда разблокирование состоялось аккурат накануне президентского "Диалога со страной"?

Почему оппозиционеры решили столь явно подыграть своему главному оппоненту? Ведь очевидно, что если президент первым сообщил об этом народу, то это PR-победа власти и самого Януковича. Кому-то было нужно разблокировать парламент именно в этот момент, и оппозиция "не подвела".

Особенно странным выглядит такое решение, если учитывать, что своих главных требований по внедрению сенсорной кнопки для голосования оппозиционные партии так и не добились.

Они согласились на довольно сомнительный компромиссный вариант закона, который совершенно не гарантирует того, что регионалы быстро не освоятся и не продолжат свой знаменитый "развод котят" в новых условиях.

Впрочем, и сама история с блокированием парламента, если хорошо разобраться, может иметь иные объяснения, и также быть частью того самого чужого сценария для оппозиции.

На момент открытия сессии, регионалы пребывали в довольно уязвимом положении – разброд и шатания в рядах мажоритарщиков, неприятие старыми партийцами "младореформаторов", близких к сыну президента, в конце концов, отсутствие математического большинства в парламенте.

А раз нет гарантированного количества голосов, то и смысла "сидеть в Раде" тоже нет.

Да, таким образом оппозиция показала зубы, но и власть получила возможность собраться с ресурсами, сделать оргвыводы и подыскать ключики к "отстающим".

И, к тому же, получила возможность спихнуть на оппозицию весь негатив по поводу того, что Рада не работает.

Еще один пример довольно странных действий оппозиции касается массовой акции протеста, состоявшейся 25 февраля.

Оппозиционерам удалось собрать минимум 5 тысяч сторонников, что по нынешним временам – значительное событие. Они митинговали, в том числе, и под окнами Администрации президента. Но вот главного "тюремщика" в этом здании не было – он отбыл в Брюссель.

А кого, собственно говоря, пикетировала оппозиция, если "хозяина" не было дома?

И почему бы не провести такую же массовую акцию, когда Янукович стопроцентно сможет ее увидеть?

Но, возможно, и цели такой не было – заставить президента понервничать?

В прошлом году, на протяжении предвыборной кампании, приходилось неоднократно наблюдать, как некоторые политики, критикуя власть, очень старались лишний раз не упоминать имени президента.

Из их речей выходило, что во всем виновата какая-то абстрактная власть, а конкретный Янукович – как бы и не при чем. И действительно, зачем лишний раз злить столь уважаемого человека?

Митинг под окнами президента в его отсутствие напомнил именно такой подход. Неужели все-таки существует черта, которую оппозиционеры не хотят переступать, "как бы чего не вышло"?

Именно такие события наталкивают на мысль, что Украина слишком часто наблюдает оптическую иллюзию борьбы с режимом.

А кастинг на соперника Януковича на предстоящих выборах происходит не перед избирателями, а перед некими сценаристами происходящего, которые и решают, кто кому и насколько сильно будет противостоять в этой стране.

Но очень бы не хотелось, чтобы выбор представителя оппозиции на президентских выборах оказался тщательно спланированным в рамках чьих-то сценариев.

Денис Денисенко, Центр політичного консалтингу, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде