Выгоды для Януковича

Понедельник, 8 апреля 2013, 16:13

Попытка регионалов и их сателлитов учредить 4 апреля свою личную Верховную Раду прямо на Банковой, говорит о том, что они готовы идти на любые шаги, вплоть до узурпации власти, лишь бы не показать слабость своих позиций во времена парламентского кризиса.

Но, несмотря на то, что украинская оппозиция раз за разом проигрывает власти тактические бои, в стратегическом плане шансы ее кандидата на общую победу в 2015-м году по-прежнему можно расценивать, как предпочтительные.

Главная причина состоит в том, что основную работу по росту оппозиционных настроений украинских граждан за нее усердно выполняет сама власть - как в политической, так и в экономической сфере.

Строительство государства на базе мощнейшего репрессивного аппарата, насквозь пропитанного коррупцией, но при этом получающего все большие полномочия, в принципе, и не может принести других результатов.

Именно повсеместная коррупция, прежде всего в среде "силовиков", фискальных и контролирующих органов, разрушает сам государственный механизм, рубит под корень экономику страны, а, значит, делает ее менее конкурентноспособной, более уязвимой, а также, безусловно, радикализирует украинское общество.

Не уменьшая вины самого президента в создавшейся ситуации, стоит отметить, что свита уже давно сама "играет короля" - система пошла в разнос, государство деградирует и без принятия решительных мер вскоре процесс будет не остановить.

При этом наибольшие репутационные удары, а, следовательно, и рейтинговые потери, ощущает именно Янукович. За оставшиеся до президентских выборов два года это может стать неразрешимой задачей для нынешнего главы государства и его политтехнологов. И если в обществе бытует мнение, что объяснять президенту, как делать правильно - бесполезная затея, то, пожалуй, стоит попытаться объяснить как ему будет на самом деле выгодно.

Поскольку именно тотальная коррупция и вседозволенность силовых, фискальных и контролирующих структур является одним из главных дестабилизирующих факторов экономики страны, что непосредственно влияет и на падение рейтингов поддержки Януковича, единственным верным решением в его ситуации будет только одно – основательно умерить аппетиты чиновничьего аппарата и начать реальную борьбу с коррупцией в органах власти.

Ведь в историческом контексте такой уровень коррупции всегда было ярким признаком рушащейся системы. К примеру, в Османской империи взяточничество и казнокрадство стало настолько обыденным явлением, что в османском финансовом ведомстве велась даже специальная "бухгалтерия взяток".

В ее рамках велся учет "бакшиша", который получали чиновники разных рангов, с которого определенная доля шла в государственную казну, в том числе и за назначения на определенную должность. Все это свидетельствовало о полном разложении государства, как системы, и его прогнозируемого упадка. Такое положение вещей ничего не напоминает?

Согласно последнему "коррупционному" рейтингу международной организации Transparency International, Украина занимает 144-е место среди 176 стран. Такие показатели отражают в первую очередь то, насколько большой вред наносится самой стабильности системы, выстроенной президентом.

Только по официальным данным Госналоговой, объем теневой экономики составляет порядка 350 млрд.гривен. В этом отношении Украина является европейским лидером, обогнав страны ЕС и Россию. Эксперты Всемирного банка подсчитали, что в тени находится 50% экономики нашей страны.

Главная причина того, что бизнес предпочитает уходить в тень заключается в том, что прессинг проверяющих органов за последние пару лет стал просто невыносим. Малый и средний бизнес, как основа среднего класса, фактически поставлен на грань исчезновения из-за непомерных поборов, государственного рейдерства и неприкрытого давления.

Именно поэтому решение о создании фискального монстра – Министерства сборов и доходов с невиданными ранее полномочиями, а также идея создания под его крышей финансовой полиции, вызвало столько откровенного недовольства и негативных оценок, как среди экспертов и политиков, так и у общественности.

На фоне удручающей ситуации в экономике и растущего напряжения в социуме оно выглядит очевидной политической ошибкой и серьезно попахивает возвращением знаменитой "азаровщины". Попытка объединить функции надзора, расследования и наказания в рамках полномочий одного ведомства, учитывая украинские реалии, будет означать полнейшую коррупционную бесконтрольность силовиков и даст дополнительные рычаги для прессинга на бизнес. Кроме того, не вызывает сомнений, что внутри такой структуры неизбежно произойдут договоренности, в которых наиболее будут заинтересованы олигарх и госчиновники, а, следовательно, система окончательно уйдет из-под какого-либо контроля, сосредоточившись на обдирании предпринимателей.

Поэтому попытка выдать такую реорганизацию за усиление борьбы с коррупцией, разумеется, не выдерживают никакой критики. В первую очередь потому, что финансовая полиция не может существовать в рамках налоговой структуры, она должна быть "над ситуацией", контролируя в том числе и все силовые ведомства. От ее равноудаленности напрямую зависит и ее эффективность.

Итак, кто в первую очередь выигрывает при сохранении нынешнего положения вещей? Безусловно, те же силовики, которые будут и дальше качать из предпринимателей деньги. Кто проигрывает? Конечно же, украинская экономика, которая уже сейчас находится в состоянии рецессии и, похоже, ситуация только усугубляется.

На днях Кабинет министров Украины предложил Верховной Раде утвердить отчет о выполнении Государственного бюджета Украины на 2012 год с рекордным дефицитом в 53,4 млрд. грн. Размер невыплаченных зарплат, согласно данным Госкомстата, в Украине на 1 марта 2013 вырос до 1,1 млрд. гривен, а в госбюджете на 4-й квартал 2013 года, как выяснилось, вообще отсутствуют средства для выплат зарплат бюджетникам.

Все эти показатели – тревожный сигнал для правительства и государства в целом. Только политическая воля к радикальным изменениям может остановить падение. И прежде всего, основным направлением должна стать борьба с коррупцией и приведение отношений между бизнесом и государством в приемлемый для обеих сторон режим.

Безусловно, фокус надзора должен быть смещен с бизнеса на бюджетные нарушения и тендеры, из-за которых государство теряет до 100 миллиардов гривен в год. Это не только миллиарды гривен расхищенных средств, но и вместе с тем сотни не построенных больниц, школ, мостов, тысячи километров дорог. Это деньги, которые не вкладываются в мозги и здоровье будущих поколений украинских граждан, а оседают в карманах чиновников.

Очевидно, что только приведя в чувство зарвавшийся бюрократический и репрессивный аппарат, Янукович сможет набрать баллы накануне президентских выборов. Поэтому сейчас для него гораздо целесообразнее не укреплять силовиков, а создать систему жесткого контроля над ними, подчиненный исключительно ему орган с соответствующими полномочиями. Ведь они уже фактически превратились в отдельную касту, к которой общество относится с нескрываемой ненавистью.

Если президент заинтересован в том, чтобы от него не отвернулся хотя бы "ядерный электорат", нужно приложить приписываемую ему политтехнологами "крепкую руку" не к лицу бюджетников и мелких бизнесменов, а к тем, кто ворует у него проценты поддержки.

В этом и состоит его личная выгода, о которой идет речь. В этом и состоит выгода для нормального функционирования государственной системы, а, следовательно, и для общего благосостояния украинского общества. И, возможно, тогда он не повторит "мировой рекорд" Виктора Ющенко с его набранными 5,45 % голосов на последних президентских выборах.

Денис Денисенко, Центр політичного консалтингу, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде