"Новая власть не сделала ничего, чтобы усилить патриотизм в рядах милиции"

Пятница, 6 июня 2014, 17:31

Прошло уже больше месяца с тех пор, как в Одессе случилась трагедия, в результате которой погибли 48 человек и более 200 получили ранения. После ожесточенного противостояния на Греческой площади и пожара в Доме профсоюзов в больницах остаются все еще раненые, а в следственных изоляторах – несколько десятков арестованных.

Расследования, проводимые параллельно несколькими инициативными группами, пока что ясных результатов не дали. Но практически все едины в мысли, что трагедии таких масштабов удалось бы избежать, если бы не апатия местной милиции.

Екатерина Сергацкова пообщалась с сотрудниками МВД в Одессе, которые на условиях анонимности рассказали, как сейчас устроена работа милиции в регионе, что произошло в МВД после бегства Януковича и почему случилось противостояние на Куликовом поле.

Николай, подполковник милиции, Одесса

В нашей милиции, как и в прокуратуре, уже совсем забыли, что такое честь и доблесть. С новыми кадровыми назначениями сегодня в Одессе происходит однозначный "слив". Нет никаких изменений, о люстрации забудьте. Поменялись только лица, которые были два года назад и участвовали в схемах, которые сегодня продолжают работать.

Есть сотрудники милиции, которые втайне разделяют проукраинские взгляды, а есть у меня множество коллег, которые всерьез говорят о федерализации. Это же те правоохранители, которые должны все-таки понимать в юридических терминах, должны быть образованными, осведомленными… А они про федерализацию талдычат, бред какой-то.

Революция произошла, но на самом деле просто поменялась власть одних олигархов – на других. В милиции полно патриотов, но люди вынуждены обманывать и участвовать в коррупции. У меня это в голове не укладывается. Они вроде бы раскрывают преступления худо-бедно, но система вокруг все равно прогнившая. Ген раба изгнать из себя не хотят, как и большинство пассивных граждан, привыкших где-то что-то подворовывать.

На самом деле авторитарный режим Януковича был ощутим даже в Одессе. Все стонали и понимали, что пришло время, когда его нужно менять. Но когда произошла революция, в МВД упустили главное: оставили пророссийских сотрудников.

До 2 мая не было сделано ни одного шага со стороны новой власти, чтобы усилить позиции патриотизма в рядах милиции.

Я лично был два раза на приеме у нового начальника милиции, хотя до этого у меня никогда желания общаться с главой МВД области не было. Он вышел к народу, сказал "Слава Украине", майдановцы – ну, это мы их так условно называем, – обрадовались… И на этом все. Катеринчук мне на встрече сказал: "Мне не нужны патриоты, мне нужны специалисты". Какие еще могут быть вопросы к нему?

Не скажу, что никогда в жизни не брал взяток. Но сегодня есть такой шанс, когда все могут реабилитироваться, все могут себя вести совершенно по-другому.

В милиции тоже можно себя настроить так, чтобы народ снова в нас поверил. Ничего особенного делать не нужно. Просто надо однозначно убрать всех руководителей, которые находились при должностях в течение пяти лет, потому что они просто ротациями занимались: скакали с одного райотдела и управления на другие.

Я общался с Егором Соболевым 25 апреля. Говорил ему: Егор, пожалуйста, докричитесь в Киеве до кого-то, нужно поменять начальника областной милиции, Фучеджи снять. Дал ему список люстрации, который был готов еще в феврале.

И вот, пожалуйста: замначальника УВД, которого Катеринчук взял – разгонял Евромайдан в Чернигове. Его там внесли в люстрационный список как сотрудника, который вообще не должен работать в милиции! А теперь он работает в Одессе.

В ночь с 20 на 21 февраля у нас в райотделе сожгли все секретные архивы. По всей Украине сжигали, потому что не знали, что будет дальше. Там были незаконно заведенные дела оперативной разработки на предпринимателей, на неугодных людей. Я лично видел, как их резали, а полоски отправили в огонь.

Но все начальники остались. Как Попандопуло: сегодня красные, завтра белые, вместо фуражки надели буденовку. Вот все, что поменялось.

Такой подход дискредитирует милицию. Товарищи, которые работают в глубоком подполье, спрашивают меня: ну, что там твоя новая власть? Не боитесь, что вас самих за ваши движения начнут отлавливать? Неугодных активистов сегодня уже отлавливают.

Что такое структура МВД: согласно дисциплинарного устава, я выполняю приказы, соблюдаю служебную дисциплину в соответствии с моими функциональными обязанностями и присягой народу Украины. Я поклялся, понимаете? Поэтому я не представляю, как "Беркут" мог выполнять эти преступные приказы. Достаточно же было отряду из тридцати человек сказать командиру: извини, мы не пойдем людей с палками гнать.

Но когда вас обрабатывают, ты сопротивляться не можешь. Это я к тому, что в Одессе главой МВД области поставили Луцюка – он чисто жаба, это не тот руководитель, который должен был тут управлять. Он пророссийский, точнее, он смотрел туда, где выгодно, и не преследовал цель заниматься патриотизмом.

Должен был прийти начальник, который скажет: все, ребята, готовимся к реформе правоохранительных органов. У нас будет нормальная зарплата, а государство у нас – Украина. Да, у нас тяжело, но нужно стремиться. На сегодняшний момент новый генерал до сих пор не собрал всех сотрудников милиции и не объяснил им этого, не всколыхнул в них эту нотку патриотизма.

А ведь у многих милиционеров происходит профессиональная деформация. Вы для меня не личность – вы либо преступник, либо не преступник. Чрезмерное употребление алкоголя, завышенная самооценка – это происходит практически со всеми. С нами тяжело, мы грузим. А некоторые сотрудники милиции злоупотребляют своим служебным положением: они считают, что если ты сотрудник милиции, то тебе все должны.

Так что, как по мне, надо было поставить во главе МВД такого СС-овца, который бы головы сносил за несоблюдение законов и вольготное поведение.

Вот недавно я пришел на новое место работы. Был переезд подразделений, кабинетов на всех не хватает. Начальник говорит мне: "Делай в кабинете ремонт". Я ему: "Да у меня зарплата две триста!" Он: "Ну и что? Иди, ищи деньги!"

То есть, сегодня до сих пор ни у одного руководителя в голове не укладывается, что нужно признать крах этой системы и начать срочные реформы правоохранительных органов, проводить чистки. Как я могу что-то делать, когда начальник поставил мне задачу заниматься ремонтом кабинета и покупкой форменной одежды? Это, по его мнению, моя проблема, а не государства.

Или вот, руководители звонят нижестоящим начальникам подразделений и говорят: значит так, по 500 долларов с каждого, везем телевизор на Киев. Те грузят подчиненных, подчиненные понимают, что им поставлена задача найти 500 долларов, а задачу выполнять надо. Тогда они идут на предприятия и вытягивают деньги с них. А бизнесмены, конечно, разочаровываются: революция прошла, а ничего не поменялось.

Время идет, деньги идут, а мы людей теряем, чьи-то жизни уходят. Так что я дорабатываю максимум полгода – и буду валить. Потому что никакого смысла так работать нет.

Куда? Не знаю, с Ляшко буду общаться. Он настоящий герой, он на передовой.

Александр, советник начальника УВД Одесской области

2 мая произошло не предательство, а роковая ошибка. Правильная расстановка сил могла бы позволить не допустить такого.

Возможно, Одесса просто не привыкла к подобному насилию. Здесь даже убийства на почве ревности – редкость. Таких событий не ожидал никто. И милиция морально была не готова. Сыграл скорее человеческий фактор, а не отсутствие профессионализма. Никто не думал, что будет такое масштабное столкновение, думали, что будут только мелкие стычки.

Милиция не бездействовала. Это нормальная практика, а не бездействие. Милиция постепенно отжимает людей с разных сторон, чтобы они не смогли схлестнуться.

От редакции: Фотографии и скриншоты столкновений в Одессе 2 мая свидетельствуют об обратном:

 

Если бы милиция бездействовала, пострадавших было бы больше. Но, возможно, сложилось бы по-другому у Дома профсоюзов. Там милиционерам помогала одесская самооборона, ребята вытаскивали людей и делали коридор, чтобы толпа не начала избивать тех, кто выходил из здания.

Существовал Майдан и Антимайдан, каждый проводил свои митинги и акции. В основном это были больше пиар-акции, они не касались достижения каких-то глобальных целей. Обстановка в городе была напряженной, милиция была напряжена. Тем не менее, мы понимали, что легкие стычки будут не настолько кровопролитны. Это все равно, что мужики напились и подрались. Явной агрессии не было.

Дело в том, что наши милиционеры не имеют ни рук, ни ног. По новому Кодексу они не имеют права стрелять. Фактически они не могут ничего. Самая большая проблема – это полномочия милиционеров.

Новая власть, намеренно или нет, ограничивает полномочия, видимо, чувствуя, что за этим могут последовать опасные действия. А мы знаем: чем бы ты ни занимался, бита будет милиция. Применение силовых мер для милиционеров невозможно. Особенно для "Беркута": они понимают, что если, как на Майдане, начнут применять силу, то их за это будут судить.

Все деморализованы. А население, вместо того, чтобы поддерживать правоохранителей, нас гнобит.

На Фучеджи сейчас хотят спустить всех собак. Есть фотография, на которой человек стоит в каске и с револьвером, позади него еще один, а между ними – Фучеджи. На самом деле существует оригинал фотографии, на которой его нет. Кто-то на этом играет. Довольно просто свалить вину на одного человека, тем более что как раз он был замом по общественной безопасности.

От редакции: Речь, по-видимому, идет об этой фотографии:

 

На самом деле, кроме упомянутого фото, есть множество видео, где бывший замначальника главного управления МВД в Одесской области зафиксирован в окружении пророссийских боевиков. Некторые скриншоты ниже:

 
 
 

Сейчас у нового начальника позиция четкая: все должно быть в порядке, аполитично. Город должен жить спокойно. На улицах должны отсутствовать люди в касках и масках.Фучеджи – милиционер до мозга костей! Сейчас его в Украине нет. Почему? Наверное, не хотел он с таким позором тут оставаться, вот и уехал.

Мы будем работать и разбираться во всех конфликтах. Если кто-то участвовал в беспорядках со стороны Майдана, он будет наказан, если кто-то со стороны Антимайдана – тоже.

Все люди, которые были вооружены, будут наказаны.

Начальник сказал: если в Одессе будет еще что-то подобное происходить, бить будут жестко.

Беседовала Екатерина Сергацкова, УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде