Успешные реформы "по-новому"

Четверг, 4 декабря 2014, 12:15

Где находится магический кристалл, "философский камень" превращения Украины в европейского экономического "тигра"?

С какой именно сферы стоит начинать реформы по-украински, чтобы они прошли успешно?

Как найти эту волшебную ниточку, потянув за которую получится распутать супер-запутанный клубок копившихся десятилетиями в проблем?

Над этими вопросами вот уже девять месяцев ломают голову теоретики реформенных концепций, стратегий, планов, etc в Киеве.

Универсальный и очень короткий ответ на эти глобальные вопросы теоретиков дан блестящим практиком реформирования Грузии покойным Кахой Бендукидзе: начинать преобразования надо с любой сферы.

"Реформы проводятся не по мере поступления плана, а по мере возникновения возможностей эти реформы провести", – сказал он еще в 2010 году.

В ситуации нынешнего острейшего кризиса власть абсолютно в любом направлении не только могла, но и просто обязана была начать практически действовать.

Вместо того, чтобы тратить уйму времени и сил на написание огромных стратегических программ реформирования, экстренно латать расползающуюся прямо на глазах ткань украинской экономики миллиардами западных кредитов, клясться в приверженности реформам и уверяя требующее перемен общество в готовности эти реформы вот-вот начать…

Великолепная пятерка и премьер

Плохая новость для общества в том, что, потеряв в таком времяпрепровождении критические девять месяцев для запуска преобразований, власть и сегодня не подготовилась к их практической реализации.

Вместо практических шагов ведущие политики ограничиваются красивыми фигурами речи и обещаниями начать реформы совсем скоро – если не завтра, то точно послезавтра.

Будучи назначенным премьером в первый раз, Арсений Яценюк красиво назвал свой кабинет правительством "политических камикадзе".

Подразумевалось, что члены этого переходного Кабмина станут технократами, антикризисными менеджерами, которые выполнят грязную, но чрезвычайно востребованную страной работу.

После чего смогут распрощаться со своими политическими перспективами, – мол, украинцы назначат их главными "козлами отпущения" и лишат своей поддержки.

Однако за девять месяцев работы этого правительства ни сам премьер, никто из членов его кабинета так и не начал на практике кардинальных преобразований.

В результате страна осталась без реформ. Зато выживший и успешно выступивший на парламентских выборах глава "первого отряда камикадзе" политический долгожитель Яценюк отправился "с исторической миссией" на второй заход с новым отрядом.

В новом Кабмине – еще пятеро "выживших камикадзе", сохранивших за собой свои министерские посты.

Карьерный лифт для президентского "камикадзе"

Зам Яценюка и ставленник президента Порошенко Владимир Гройсман так вообще чрезвычайно удачно катапультировался из уходящего в небытие первого Кабмина Яценюка – прямиком в спикерское кресло.

Реализовав комбинацию по назначению Гройсмана главой Верховной рады, президент Порошенко успешно решил очень важную для себя политическую задачу и существенно укрепил свои позиции.

Но страна при этом потеряла шанс уже сегодня жить в условиях реформ – с начатой реформой децентрализации.

Как профильный вице-премьер регионального развития Гройсман и команда специалистов под его руководством более полугода занимался подготовкой к проведению децентрализации.

Насколько успешно им проведена эта подготовительная работа – другой вопрос: поскольку на практике реформа так и не началась, оценить это не представляется возможным.

Не говоря уже о том, что вице-премьер имел значительный практический опыт, необходимый для успешной реализации мероприятий по децентрализации – и в качестве мэра Винницы, и как вице-президент Ассоциации городов Украины.

И, наконец, самое главное: у Гройсмана, как ни у кого другого, был фактически карт-бланш для проведения реформы.

Обладая полным доверием и поддержкой со стороны президента, с одной стороны, и правительственными ресурсами как вице-премьер с другой, этот политик мог бы запустить такой нужный стране первый шар успешных реформ.

Скорейшее начало и успех этой реформы востребованы еще и из-за проведения местных выборов в октябре следующего года.

Особенно с учётом высоких результатов бывших регионалов в восточных регионах, которые обозначили свои запросы – взять под контроль там местную власть со всеми вытекающими негативными последствиями для центральной власти.

С уходом Гройсмана в Верховную раду, децентрализация с позиции полной готовности к старту снова откладывается.

Новый куратор этой масштабной и сложнейшей реформы Геннадий Зубко наверняка начнёт тратить время и усилия на более детальное знакомство с наработками предшественника, их адаптацию под своё видение реформы, наработку новых предложений и так далее.

Формула успеха: персональная ответственность+полномочия+ресурсы

Кроме Гройсмана в ушедшем Кабмине больше никто не брал на себя ответственность, хотя бы на словах и хотя бы за подготовку, а не реализацию, какого-либо направления реформ.

Что ставит ребром вопрос о том, готовятся ли на самом деле президент, премьер и другие ключевые фигуры во власти к практическим реформам.

И приходится признать, что скорее нет, чем да.

Поскольку ключевые условия для успешных реформ – не правильно выписанные законы. И даже не "импортные" реформаторы в новом Кабмине, успешно работавшие у себя в странах.

Потому что ответ на вопрос об успешности реформ лежит совершенно в другой плоскости, нежели теоретические споры о том, кто лучше с ними может справиться – украинцы или иностранцы. А в том, будут ли:

а) назначены конкретные люди, несущие персональную и полную ответственность за реализацию чётко обозначенных задач по реформированию порученного им направления;

б) будут ли эти ответственные за реформы обладать необходимыми полномочиями для решения поставленных задач;

в) будут ли у них в распоряжении ресурсы, необходимые для реализации работы по реформированию своей сферы.

Именно при выполнении этих условий проведение реформ получит шанс на успешность.

На данный момент этих условий нет.

Даже с назначением в новый Кабмин отечественных и "импортных" сторонников реформ, к успешности этих реформ Украина кардинально не приближается.

Как констатирует  Александр Пасхавер, непосредственный участник разработки целого ряда государственных реформ, у страны есть колоссальный опыт поручения реформ министрам и их министерствам. Он весь неудачный.

"Дело даже не в личностях министров, ведь даже если это замечательная личность, ей придется преодолевать, по крайней мере, два гигантских препятствия.

У нее, у этой личности, — море других текущих функций, потому что министерство обязано обслуживать текущую деятельность государства.

Эти функции невозможно осуществлять, не опираясь на бюрократический аппарат подконтрольного ведомства. И в то же время реформы более всего должны касаться именно бюрократии", – отмечает Пасхавер.

Как раз отечественная бюрократия и становилась могильщиком всех попыток провести реформы.

Она некомпетентная и безответственная, так уж сложилось в силу отрицательной эволюции бюрократии в независимой Украине, только в том, что касается защиты государственных интересов и ее непосредственных обязанностей.

Но там, где вопрос касается ее собственного выживания, отечественная бюрократия, раз за разом, отправляет на свалку истории все, сколько-нибудь серьёзные попытки провести реформы.

Изощренное и упорное сопротивление противников кардинальных преобразований реформаторам придется так же упорно и системно ломать.

Более того, делать это нужно будет на порядок "быстрее, выше, сильнее", чем оказываемое противодействие.

Чтобы победить сопротивление старой системы, выстроить рабочую новую и успешно запустить ее в работу.

Поэтому нужны настоящие "моторы реформ". Каким у Грузии был тот же Бендукидзе, практик, знакомый с мировым опытом реформ, который достиг успеха в России в непростые 90-ые, создав успешно работающий масштабный холдинг "Объединённые машиностроительные заводы".

Более того, по функционалу это не могут быть главы всех министерств – из-за чрезвычайной загруженности последних "текучкой". Нужны некие "комиссары по реформированию" с чрезвычайными полномочиями.

С подобным институтом тот же Арсений Яценюк знаком неплохо – на президентских выборах 2010 у него в штабе были региональные комиссары с очень большими полномочиями.

Это должны быть именно реформаторы-технократы. Пришедшее на посты на ограниченный период времени для выполнения конкретных задач по реформированию вверенного им направления. И обладающие прямым выходом на президента и премьера, их доверием и поддержкой.

Для нынешней украинской политической палитры покажется, что таких рамочных условий "многовато будет".

Альтернатива, действительно, есть: завалить реформы из-за непродуманной логистики в достижении ее целей. И пополнить некрополь реформ очередной неудачной попыткой "обустроить Украину".

Правда, в этом случае вопрос о том, будет ли иметь место для еще одной попытки построить жизнь в Украине "по-новому" будет иметь очень немного шансов на положительный ответ.

Однако есть и целых три хорошие новости. Первая в том, что западные инвесторы готовы оказать существенную помощь в реализации реформ.

Вторая – в том, что сделают они это только после того, как власть перейдет от заявлений о необходимости реформ к практическим действиям.

И третья, самая главная: наконец родившееся на Евромайдане и в событиях после него гражданское общество не будет годами ждать от топ-чиновников выполнения их обещаний преобразовать жизнь в стране.

И вскоре потребует, а не попросит (!) от власти прекратить обогревать атмосферу словесными эскападами и начать, наконец, выполнять на деле свои прямые функции.

Так что, шансы на успешный запуск практических реформ – очень значительны.

Андрей Миселюк, директор Института социально-политического проектирования "Диалог", для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде