Медиавойна против НАБУ и САП. Как топовые телеграм-каналы пытаются уничтожить репутацию антикоррупционных институтов

- 14 ноября, 05:30
коллаж: Андрей Калистратенко

11 ноября НАБУ и САП провели одну из самых громких операций 2025 года под кодовым названием "Мидас", разоблачив масштабную коррупционную схему в "Энергоатоме". Эта новость стала информационным взрывом, который всколыхнул общество и заполонил онлайн-СМИ и соцсети.

Мы верим, что реализация такой операции стала возможной в том числе благодаря массовым протестам людей с картонками в июле 2025 года, которые отстояли процессуальную независимость антикоррупционных институтов.

Но рядом с новостями о разоблачении коррупции появились другие – в частности о связях Бюро с Россией и анонсами "пленок руководства НАБУ".

Пользователи соцсетей обратили внимание на синхронность этих публикаций и начали делиться скриншотами: десятки мелких, часто анонимных пабликов одновременно публиковали сообщения с одинаковыми заголовками.

Сообщение Сергея Стерненко в социальной сети X, в котором он критикует "покупку джинсы" и приводит скриншот с одинаковыми публикациями в telegram-каналах

Еще раньше мы заметили интересный пост в крупных новостных каналах о том, что якобы новый пиарщик НАБУ сам заказывает негатив против собственного ведомства, чтобы потом обвинить оппонентов в спланированной кампании. В публикациях говорилось, что крупные каналы якобы отказались от предложений такого креативного специалиста.

Сообщение с почти одинаковым текстом "Новый пиарщик НАБУ предлагает СМИ деньги за негатив... о НАБУ" вышли в нескольких каналах-миллионниках

Все эти "странные совпадения" заставили нас, участников мирных протестов за независимость антикоррупционных институтов, заинтересоваться – насколько масштабной и скоординированной является медиаатака на НАБУ и САП.

Мы вдохновились исследованием "Текстов", проанализировавших волны медийного негатива за период летних протестов, и решили посмотреть более широкую тенденцию.

Как мы проводили это исследование?

Поскольку армию мелких анонимных каналов сложно полностью охватить, мы решили посмотреть выше – на те платформы, которые формируют ядро украинского телеграм-пространства. Если системность прослеживается именно в топовых источниках, то можно говорить о скоординированной медийной кампании, а не единичных совпадениях.

Мы отобрали 15 крупнейших новостных каналов по объему аудитории (по данным сервиса Telemetr.io) и исключили авторские блоги вроде "Лачен пишет" и "Николаевский Ванёк".

Мониторинг проводился по ключевому слову "НАБУ" – именно оно чаще всего используется в контексте антикоррупционной деятельности, обычно вместе с САП.

Период исследования охватывает время с 1 февраля по 11 ноября 2025 года – более 9 месяцев. Такой промежуток позволяет отследить, были ли атаки на антикоррупционные институты единичными информационными всплесками или они носят системный характер и продолжаются постоянно.

Сбор данных осуществлялся через аналитический сервис telemetr.io, а дальнейшая систематизация проводилась в Google Sheets с использованием Gemini API.

Мы не только зафиксировали количество упоминаний о НАБУ, но и классифицировали их по тональности и типам нарративов, и зафиксировали даты публикации и удаления материалов, чтобы увидеть полную картину информационных кампаний.

Хронология, периодичность и главные нарративы: от "связей с Россией" до "неэффективности"

Всего мы проанализировали 1865 публикаций, размещенных за 283 дня. Из них было удалено 142 публикации. Более половины действующих публикаций – это сообщения, которые освещают НАБУ в негативном контексте – 56%. Позитив – 23%, нейтральные публикации – 21%.

Для дальнейшего анализа периодичности атак мы выделили те негативные публикации, которые не касаются критики действий Бюро со стороны фигурантов конкретных дел (сообщения о якобы давлении на фигурантов дел, таких как Денис Комарницкий, Владислава Молчанова, адвокаты, которые являются подозреваемыми по делам Бюро и т.д.). Таких оказалось 886 материалов. И обнародуются они регулярно и системно.

Мы зафиксировали не менее 78 тематических "волн" – серий публикаций почти с одинаковыми заголовками и содержанием (три и более постов в разных каналах).

По ключевым нарративам, которые системно продвигались против НАБУ и САП, самым популярным с огромным отрывом оказался о "связях с Россией" – 268 публикаций, собравших более 79 миллионов просмотров.

Другие популярные темы таковы: коррупция в НАБУ / САП (151 публикация, 43 миллиона просмотров), неэффективность работы (101 публикация, 29 миллионов просмотров), критика активистов, поддерживающих НАБУ (101 публикация, 29 миллионов просмотров), необходимость закрыть / ликвидировать Бюро (68 публикаций, 19 миллионов просмотров).

Если посмотреть на хронологию тем публикаций, становится заметно, что атаки почти никогда не возникают "из воздуха" – они цепляются за реальные инфоповоды, но эмоционально раскручиваются для дискредитации и подрыва доверия к институтам.

Обыски в НАБУ, задержание "крота" ФСБ, конкурсы на руководителя БЭБ, дело Пивоварского, ДТП с участием детектива, подозрения сотрудникам НАБУ, заявления Центра противодействия коррупции – в каждом из этих кейсов каналы запускают серии сообщений, где одно и то же событие подается как доказательство "российского влияния", "хаоса и анархии" в НАБУ, "тотальной коррумпированности" детективов или "заговора грантоедов".

Реальные новости здесь выступают лишь поводом, чтобы усилить уже готовые нарративы.

Отдельная линия – атаки на союзников антикоррупционных институтов. В ленте регулярно появляются кампании против журналистов-расследователей с использованием языка ненависти, сексуализированных обвинений и апелляций к "предательству армии".

Другая устойчивая тема – требования "закрыть" или "разогнать" НАБУ, показать его как структуру, которая "парализует государство", "работает на врага" или "стоит миллиарды без результата". Все это не единичные эмоциональные всплески: волны накатываются друг на друга, поддерживают ключевые месседжи кампании и регулярно перезапускают негатив, как только появляется удобный инфоповод.

Полную хронологию ключевых тем, дат и примеров сообщений мы вынесли в отдельный публичный документ – с ней можно ознакомиться по этой ссылке.

Такие волны появлялись в среднем каждые 3 с половиной дня. Мы видим, что атаки начались не летом. Они были постоянными, активизировались с 5 июня, а в июле достигли своего апогея, что свидетельствует о долгосрочном и спланированном характере кампании.

Самыми масштабными атаки были 2122 июля – во время обысков у сотрудников антикоррупционных институтов и принятия печально известного закона № 4555.

Стоит заметить, что 2526 июля, в разгар протестов за независимость антикоррупционных институтов, не было негативных публикаций. Но уже 30 июля вышла новая волна с ключевым месседжем"Борьба НАБУ с коррупцией не устраивает никого, – юристы о необходимости реформ".

Следующая мощная волна критики была опубликована после задержания 6 сентября в ОАЭ беглого нардепа Федора Христенко, который якобы является источником российского влияния внутри НАБУ.

Еще одна массированная волна была связана с ДТП с участием детектива НАБУ в сентябре. Последняя волна негатива появилась в дни реализации спецоперации НАБУ и САП "Мидас" – по разоблачению топ-коррупции в энергетике.

Телеграм-каналы называют ДТП "кровавым", акцентируют на том, что детектив превысил скорость, а водителю грузовика оторвало ногу
Волна материалов с месседжем "Магамедрасулов не имел отношения к делам Миндича и энергетики, но Боголюбов был его информатором" со ссылкой на якобы "источники в НАБУ"

Примечательно, что среди всех волн наиболее массовая и однородная – волна, где критика НАБУ используется для продвижения политики Юлии Тимошенко – в целом более 30 публикаций с критикой чрезмерного участия иностранцев в управлении государством, в частности антикоррупционными институтами.

Материалы чаще всего содержат комментарии "экспертов", которые "анализируют" заявления Тимошенко, и напоминание, что "команда "Батькивщины" внесла в Верховную Раду законопроект, согласно которому руководителей НАБУ и САП должны были выбирать не международные эксперты, а Герои Украины"

"Перлы" манипуляций

Копирайтеры, очевидно, очень старались продвигать эти нарративы такими публикациями, чтобы "цепляли", игнорируя любые стандарты журналистской этики и иногда здравый смысл.

Вот лишь несколько примеров манипулятивных формулировок, которые синхронно распространялись по сети:

"Галлюцинации, слепота и амнезия: активиста Шабунина в очередной раз поймали на лжи и отбеливании коррупционеров"  Адвокат Права (11.09.2025).

"Детективы НАБУ устроили диверсию против Украины и работали на врага: три года пытались уничтожить производителя тепловизоров мирового уровня"  Инсайдер ВСУ (09.16.2025).

"10 "достижений" НАБУ: секс, наркотики, помощь преступникам и бездумное расходование бюджета"  Украина Online: Новости | Политика (17.04.2025).

"В названии ВАКС нашли три ошибки. Правильно будет – НКВД"  Реальная Война | Украина | Новости (20.03.2025)

"В НАБУ свидетелей принуждают к сексу с детективами: директор Бюро должен понести ответственность"  Times of Ukraine: Новости | Украина (14.03.2025)

"Национальное антикорбюро превратилось в засранный мухами райотдел, где гоняют бабушек в переходах, а не ловят коррупционеров" Всевидящее ОКО: Украина (6.02.2025)

Для усиления своих тезисов каналы активно цитируют одних и тех же "экспертов". Интересно, что большинство из них фигурируют в базе псевдосоциологов и политических комментаторов, участвующих в скрытых пиар-кампаниях, собранной изданием texty.org.ua.

Например, с участием Олега Постернака, политического комментатора и члена "независимого пула экспертов" ИНПОЛИТ, опубликовано 62 негативных материала. В базе "Текстов" упоминается, что Постернак пиарил Виталия Кличко, Юлию Тимошенко, Александра Вилкула, Виктора Медведчука и Вадима Рабиновича. Получал гонорары за положительные упоминания партии Анатолия Шария во время телеэфиров.

Политический блогер Михаил Шнайдер (18 негативных материалов) комментирует, что "“Грантоеды” закрывают глаза даже на госизмену и “фсбшных кротов” в НАБУ". В СМИ также можно найти упоминания, что ранее он пиарил Виктора Медведчука и других пророссийских политиков.

Сергей Иванов (17 негативных материалов о НАБУ и САП) – журналист, вероятно, поэтому "Texty" не включили его в базу псевдоэкспертов. 

Владимир Бондаренко (12 негативных материалов). В базе псевдосоциологов указано, что дает комментарии для СМИ как "военный эксперт" и упоминается, что в 2007 году он за деньги обнародовал фальшивые результаты социологических опросов.

"Джентльменский набор" из топ-10

Анализ показывает, что негативные материалы появляются синхронно и с идентичными формулировками сразу в 8 телеграм-каналах из топ-10 по охвату. Если исключить личные (Лачен и Ванёк), то это буквально вся топ-десятка:

  1. INSIDER UA
  2. Украина Сейчас | УС: новости, политика
  3. Украина Онлайн: Новости | Политика
  4. Times of Ukraine: Новости | Украина
  5. Реальная Война | Украина | Новости
  6. Адвокат Права
  7. Телеграммная служба новостей - Украина
  8. Всевидящее ОКО: Украина

Согласно нашим подсчетам, INSIDER UA является абсолютным лидером по количеству публикаций, где упоминается НАБУ – 221 сообщение. Из них 142 (64,25%) – негативные. Однако по проценту негатива к общему количеству упоминаний лидируют Times of Ukraine (77,71%) и Всевидящее ОКО: Украина (75,81%).

Стоит заметить, канал "Киев ИНФО | Новости Украина 🇺🇦" за указанный период не опубликовал ни одного негативного поста о НАБУ.

Чистка цифровых следов

Отдельного внимания заслуживает канал "Труха⚡️Україна". Согласно данным мониторинга, этот ресурс является рекордсменом по количеству удаленных негативных постов о НАБУ. Только 8 августа было удалено 15 таких материалов, а всего за период исследования – 21. Это может свидетельствовать либо об изменении редакционной политики, либо о попытке скрыть участие в скоординированной кампании после достижения ее пика.

Удаленные сообщения сохранились в базе сервиса Telemetr.io с датами оригинальной публикации и датами удаления

Что мы знаем об этих телеграм- каналах?

Большинство telegram-каналов, особенно крупных, являются анонимными и непрозрачными. Они массово выросли во время полномасштабной войны, когда спрос на быстрые новости превысил доверие к традиционным медиа. Телеграм стал главной платформой оперативной информации – но вместе с этим и средой для манипуляций, фейков и скрытых информационных кампаний.

Несмотря на отсутствие редакционной ответственности, именно эти каналы для многих украинцев стали почти основным источником новостей. Их анонимность, скорость и визуальный стиль создают иллюзию независимости, хотя в реальности они часто являются инструментом политического или коммерческого влияния.

Кто же стоит за этими медиа-ресурсами?

  • INSIDER UA: По данным расследования ОО "Нон стоп", администратором канала является Андрей Сахаров. Расследователи пишут, что он – владелец БО "МБФ "Инсайдер Хелп" и одноименного ФЛП, который специализируется на предоставлении рекламных услуг. Достоверных данных о реальном владельце канала нет. Канал неоднократно был замечен в распространении манипуляций и заказных материалов.
  • Украина Сейчас | УС: Владельцем является Вадим Ингеров, предприниматель, который также владеет медиа-холдингом "Информатор". По данным издания "Комментарии", Ингеров, в прошлом журналист, является соучредителем ООО "Днепроглобалдизайн", владеет долей (10%) в ООО "Шторм диджитал" и зарегистрирован как ФЛП.
  • Украина Online: Анонимный канал, который, по статистическим данным, имеет аномально высокий процент трафика с российских IP-адресов (59,3%).
  • Times of Ukraine: Анонимный канал, который за год вырос с 430 тысяч до более 2 миллионов подписчиков.
  • Реальная Война | Украина: Полностью анонимный канал, который был особенно активным во время обысков СБУ в НАБУ 21 июля.
  • Адвокат Права: Анонимный канал, позиционируемый как юридический.
  • Телеграммная служба новостей – Украина: По данным "1+1 медиа", канал был создан для имитации официального ТСН, а его владельцы, вероятно, находятся на территории России.
  • Труха⚡️Україна: Официальным владельцем канала называл себя харьковчанин Максим Лавриненко, однако расследования связывают канал с харьковским бизнесменом Владимиром Литвином и сыном экс-министра внутренних дел Александром Аваковым.
  • Всевидящее ОКО: Украина: Анонимный канал. По данным ИМИ (2021 год), канал обслуживало Aldo Agency с модератором Aldoking, который представлялся как Владислав Уважаемый. Это агентство имеет среди клиентов еще 11 информационных бизнесов.

Cui bono / Кому это выгодно?

Итак, может ли информационная война, которая тянется как минимум весь 2025 год, быть одноразовой инициативой "нового пиарщика НАБУ"? Данные говорят об обратном.

Наш анализ массива публикаций в крупнейших (в основном анонимных) новостных телеграм-каналах показывает: речь идет не о случайных эмоциональных всплесках, а о системной, длительной и хорошо скоординированной кампании по дискредитации антикоррупционных институтов. В ней задействованы ключевые новостные ресурсы украинского Telegram, которые ежедневно формируют повестку дня для миллионов пользователей.

За 9 месяцев 886 негативных публикаций (без учета позиции фигурантов) собрали 257,8 миллиона просмотров. Это не похоже на хаотичные реакции – больше напоминает очень дорогой и упорно поддерживаемый информационный проект.

Такой масштаб невозможен без привлечения значительных финансовых и/или организационных ресурсов и четко выстроенной инфраструктуры разгона.

Наши данные не позволяют четко назвать одного "режиссера" этой кампании. Но они позволяют очертить круг возможных бенефициаров.

В первую очередь – часть украинской властной элиты и украинские политические игроки, которые боятся реальных уголовных дел. Для этой когорты независимые антикоррупционные органы – это не институциональная гарантия для страны, а постоянный риск для собственного будущего.

Во-вторых, вероятно также участвуют российские структуры влияния, которым выгодно подорвать доверие к любым украинским институтам, способным доводить дела до приговоров, в том числе и в отношении коллаборационистов и коррупционеров с "российским шлейфом".

И самый опасный сценарий – когда эти интересы не конкурируют между собой, а наслаиваются. Когда российские медийные сети, локальные политические проекты, отдельные группы влияния внутри страны и бизнес, зарабатывающий на "сливных бачках" в telegram, работают не против, а параллельно друг другу, усиливая один и тот же результат: уничтожение доверия к антикоррупционной инфраструктуре.

На четвертый год полномасштабной войны мы до сих пор не имеем прозрачного ответа, в чьих руках сосредоточены самые влиятельные новостные площадки в telegram. Самым популярным каналом получения новостей остается сервис с российскими корнями, а миллионы украинцев ежедневно читают ленты, где владельцы и редакционная политика остаются в тени.

На этом фоне вопрос "кому это выгодно?" перестает быть чисто риторическим и становится экзистенциальным. Потому что именно в тот момент, когда НАБУ и САП проводят громкие расследования против верхушки украинской власти, возвращают в бюджет миллиарды и демонстрируют реальные результаты, в telegram-лентах их последовательно превращают во "врагов", "предателей" и "дармоедов".

Один из аргументов критиков – что борьба с коррупцией во время войны – это раздор, который создает риск проиграть войну. Но если мы не будем выявлять и наказывать тех, кто разворовывает наши крайне ограниченные ресурсы, это уже не риск, а практически гарантия поражения в войне в долгосрочной перспективе.

Мы можем не знать наверняка, кто именно стоит за каждым конкретным каналом. Но мы точно видим результат. И если антикоррупционные институции ослабят или сделают управляемыми – выигрыш получит не украинское общество. Выигрыш получит тот, кто годами строил коррупционные схемы в Украине и очень не хочет, чтобы их довели до приговоров – независимо от того, сидит он в Киеве, Москве или где-то в другом городе.

Движение "Люди с картонками". Зинаида Аверина, Анастасия Беспалько, София Полторак