100 дней Януковича: четыре составляющие оценок

55 просмотров
Среда, 09 июня 2010, 10:32
Василий Стоякин

В условиях глубокого межрегионального конфликта в Украине, действия власти оцениваются с точки зрения, сделаны они "нашим", или "не нашим".

Поэтому так расходятся результаты пока еще позитивных для власти соцопросов - и опросы экспертов, которые нередко анализируют действия власти с оппозиционной точки зрения.

Одну и ту же новость можно прочитать по-разному. Я не обещаю быть совершенно объективным, и осознаю, что мои взгляды совершенно не обязательно приемлемы для читателей УП. Но у меня есть собственное мнение.

Разделю результаты "100 дней" на четыре группы: не зависящие от власти, позитивные, негативные и неоднозначные результаты.

Результаты, не зависящие от власти

1. Слабость оппозиции. Сразу после выборов оппозиция слаба всегда по определению. Весь интерес общества направлен на власть.

Кроме того, у нашей оппозиции есть свои собственные причины для слабости.

а) полуобморочное состояние НУНС, который пришел к концу выборов в совершенно дезинтегрированном виде. Не исключаю, что ПР некоторое время пыталась реанимировать блок, с целью создания с ним коалиции. Но "тушки" никак не желали превращаться в "чучело"...

б) проблемный кадровый состав БЮТ. Как только БЮТ оказывается в оппозиции, "тушки" начинают расползаться. Так было в 2007 году, так стало в 2010 году.

Однако, пребывание в оппозиции для БЮТ - не столь уж тяжелое испытание при условии нормальной внутрипартийной политики. Но Юлия Владимировна нашла время устроить "большую стирку", выкинув в коалицию Фельдмана, Денькевича, и многих других знатных бютовцев, в принципе готовых с ней работать и в оппозиции.

Зачем это делалось, и чего она таким образом собирается достичь, не знает никто.

в) вместо того, чтобы защищать всех обиженных и испуганных новой властью, Тимошенко занялась "защитой суверенитета". Злые языки уже интересуются, не собирается ли она возгласить список "Свободы"?

Между тем, поле социального популизма остается пустым и левые силы воспрянули.

2. Широкая международная поддержка Януковича. Это связано с полным фиаско внешнеполитического курса Ющенко. В мире возникла "усталость от Украины", особенно после того, как новая администрация Обамы встала на путь сближения с Россией.

Любая украинская власть, взявшая курс на "потепление" с Россией, встретила бы поддержку в ЕС и США. И Тимошенко вряд ли бы проводила другую политику. Она сама случайно оговорилась, что ее отличие от Януковича состоит в том, что она не подписывала харьковские соглашения.

Думаю, не потому, что не хотела, - а потому, что не могла...

Даже Виктор Андреевич начал в последний год говорить о необходимости улучшения отношений с Россией. Однако предпринимать что-либо было уже поздно.

Позитивные результаты

1. Восстановление власти. За 100 дней Наполеон, бежавший с острова Эльба, восстановил империю. За 100 дней Ющенко продемонстрировал Украине и миру, что следующие 5 лет пройдут для страны даром.

За 100 дней Янукович показал, что он ближе к Наполеону, чем к Ющенко. Он пришел, увидел... И вот уже львовский голова в панике отчитывается перед Колесниковым о ходе подготовки к Евро-2012. Даже русский язык вспомнил.

Большинство экспертов в такую эффективность Януковича не верили. Автор, например, полагал, что он не сможет сколотить коалицию, и будет вынужден сосуществовать с правительством Тимошенко. Коалицию он не создал, но без услуг Тимошенко как-то обошелся.

Некоторые приняли восстановление дееспособности власти - за признак авторитарных тенденций.

Но это только в Украине считают, что демократия обозначает бардак. Да и стала бы президентом Юлия Владимировна - власть бы тоже быстро построилась. Разве что ей "коалиция тушек" была без надобности.

Дело в том, что при Ющенко власть деградировала настолько, что дальше - или развал страны, или укрепление власти. Развала пока что не случилось.

2. Проведение последовательной политики. Янукович выполняет свои предвыборные обещания. Сближение с Россией, отказ от членства в НАТО, экономическая политика, направленная на восстановление крупного бизнеса - это то, что он обещал. Это то, чего от него ожидали.

Ах, плещут руками, он от НАТО отказался - это плохо.

Нет уж. Вот если бы он не отказался - было бы плохо. Мы же привыкли к стандартам Виктора Андреевича, который если и обещал срочно вступать в НАТО или строить всюду памятники Голодомору, то где-то между строчек. А тут хоть знаешь, чего ожидать.

Безусловно, выполнены не все обещания. Многие и не будут - например, по поводу налоговых каникул для малого бизнеса. Но в целом власть достойна доверия. И это хорошо само по себе, независимо от нашего отношения к ее политике.

3. Снижение цены на газ. То, что газ для Украины важнее, чем флот для России, по-моему, очевидно. Ведь не ГТС же потребовали взамен.

Говорят, что снижение цены плохо, потому что не подталкивает олигархов к модернизации производств. Так повышение цены тоже подталкивает - только к закрытию заводов! Чтобы проводить модернизацию, надо иметь средства. А если этими средствами платят за газ, то модернизации не будет.

Тем, кто считает, что отечественные олигархи должны направлять на модернизацию свои прибыли, я могу ответить только одно - вступайте в ряды компартии. Нет, серьезно. Даже Тимошенко не заставит олигархов поделиться прибылями в интересах всей страны.

Грех критиковать Януковича за то, что он сейчас не коммунист.

4. Улучшение отношений с Россией. Нормализации ждали от Януковича все. И в Украине, и в ЕС, и в Штатах. Шансов отвертеться у него не было.

Что касается "сдачи стратегических отраслей"... До этого мы шли другим путем - строили АН-ы за средства заводов и совали в наши реакторы категорически не рекомендуемые американские твелы. Был бы Ющенко последовательным, он бы позакрывал авиазаводы и АЭС.

С западными стандартами они все равно не совместимы, а "сдавать России" мы не хотим.

Негативные результаты

1. Создание коалиции "тушек". Что бы ни мудрил КС, а конституционность нынешней коалиции очень неоднозначна. Ющенко тоже был не подарок, но ждать триумфа законности от человека, который пришел на Банковую с Майдана, могли только оптимисты.

От Януковича ждали восстановления законности. Он, однако, предпочел эффективность. Это очень плохо.

Но это лучше, чем Ющенко, который успешно совместил незаконность и неэффективность.

2. Отмена местных выборов. Самое смешное, что ПР тут поступила против своих интересов. Выборы в мае по пропорциональной системе дали бы им наилучший результат. Выборы в любое другое время, по любой другой системе дадут регионалам меньшее влияние в местных советах.

Понятно, что проводить выборы в мае, значило рисковать. В ПР не были уверены, что им удастся "построить" власть до выборов. Но даже если бы "построить" не удалось, результат все равно был бы лучшим, чем в октябре или в марте.

3. Слишком высокий темп сближения с Россией. Перед выборами большинство экспертов, и автор в том числе, предрекали, что Янукович не сможет быстро восстановить отношения с Россией. Он должен будет защитить интересы близкого к партии бизнеса - металлургического и газового. Да и россияне не демонстрировали желания договариваться именно с Януковичем - из Кремля следовали сигналы о готовности переговариваться с Медведчуком, и даже - с Тимошенко.

Осознавая эту проблему, Янукович сразу же взял высокий темп. Однако, "оборона" оказалась слаба. Если от преследования Фирташа в России, кажется, отказались, то в металлургии заметна агрессивная политика российских холдингов. Вспомните стремительную перекупку Запорожстали и ситуацию вокруг ММК Ильича.

4. Непоследовательность в отношениях с оппозицией. Оппозиция возмущается репрессиями в ее адрес. Власть утверждает, что никаких "репресиев" не чинит. Анна Герман лично звонит во Львов, чтобы вызволить из тюрьмы задержанную за взятку сестру депутата Парубия, а депутаты никак не могут прийти к выводу относительно наказания ее брату - достаточно, чтобы он извинился, может погрозить ему пальчиком?

Шума много, но репрессированных что-то не видно. Масштаб репрессий и их последовательность даже меньше, чем после оранжевой революции.

Очевидно, в руководстве ПР боятся быть обвиненными в преследования оппозиции. А некоторые, вероятно, надеются в дальнейшем наладить конструктивное сотрудничество с недорепрессированными оппозиционерами.

Никакого смысла в таком осторожном поведении нет.

Оппозиция все равно будет кричать про репрессии. Точно так же, как в 2005 году кричали сами регионалы, не разделяя дела коррупционные и откровенно политические. А неспособность власти доводить до конца коррупционные и хулиганские дела будет только распалять оппозиционеров и подрывать авторитет регионалов в обществе.

Неоднозначные результаты

Речь идет о деяниях, которые часть населения воспринимает резко критически, а другая, судя по социологии - большая, если и критикует, то за непоследовательность и недостаточную радикальность.

1. Отказ от вступления в НАТО. За 5 лет пропаганды от наших евроатлантистов, количество украинцев, позитивно относящихся к НАТО и желающих вступления в эту организацию, даже сократилось.

Само же НАТО устами нового генсека радостно заявило, что в обозримой перспективе Украина членом НАТО не будет.

На фоне "успешной" деятельности "натотаков", Виктор Федорович выглядит вовсе не могучим изменителем внешнеполитического вектора, а послушным чиновником, исполняющим пожелания Брюсселя.

Кстати, Брюссель по поводу продления аренды Севастопольской ВМБ ни разу не расстроился, а упомянутый уже Расмуссен сообщил, что это не помешает Украине вступить в НАТО.

Думаю, что правила приема в НАТО не изменились. Просто Расмуссен совершенно точно знает, что именно мешает евроатлантической интеграции "натотаков"...

2. Гуманитарная сфера. Здесь недовольны как Запад, так и Юго-Восток. Точно так же гуманитарной политикой Ющенко были недовольны и те, и те. Так что сумма примерно нулевая, но радоваться тут нечему.

"Гуманитарные качели" раскачивают страну, углубляя раскол. Но не апеллировать к этим темам, и не выполнять предвыборные обещания - политики не могут. И глупо считать, что замена Вакарчука на Табачника что-то тут поменяет.

Рассуждать, насколько соответствует европейским нормам предлагаемый ПР закон о языках, или чем диплом Табачника лучше "дипломов" Зварыча и Кислинского, я считаю скучным. Аргументы в пользу той или иной позиции предназначены исключительно для "своих", а противоположной стороной не воспринимаются.

Никакого выхода из гуманитарной "спирали Бруно" я не вижу.

3. Ситуация со свободой слова. Развернутая кампания вообще не имеет никакого отношения к итогам работы Януковича на посту президента. Сейчас ему вменяют в вину процессы, которое происходили в СМИ задолго до того, как он стал политиком.

Что, "джинса" появилась вчера? Не говоря о том, что "джинса" ни в коей мере не может считаться "цензурой". Впрочем, люди, никогда в своей жизни не сталкивавшиеся с цензурой, считают таковой что угодно...

Чуть ли не самый яркий пример: журналист хочет снять сюжет о непризнании Януковичем Голодомора геноцидом, а ему этого не рекомендуют делать. Чтобы не травмировать Януковича.

Я бы посмотрел на этот факт с другой стороны.

Янукович сделал свое заявление перед заседанием ПАСЕ, на котором была принята резолюция, считающая Голодомор общей трагедией народов СССР, а не геноцидом отдельно взятой нации. Проект резолюции анализировался украинскими СМИ задолго до того. И никаких оснований полагать, что она не будет принята, не было. То есть Янукович, как и в случае с НАТО, просто присоединился к мнению Европы.

Вот бы журналисту поинтересоваться - а почему ПАСЕ приняла такую резолюцию? А почему за нее голосовали делегации даже тех стран, которые до этого признали Голодомор геноцидом? И уже в этом контексте поругать Януковича.

Но - не поинтересовался. А редакция ему не посоветовала.

И эти два факта выстраивают несколько иную картину проблем украинской журналистики, в которой политическая цензура занимает очень скромное место...

Василий Стоякин, Центр политического маркетинга, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)