Опять внеочередные очередные выборы

36 просмотров
Вторник, 05 октября 2010, 18:08
Василий Стоякин

К написанию этой статьи меня подтолкнула передача "Свобода слова с Андреем Куликовым" на канале ICTV, которая вышла в эфир 4 октября. Программа полностью была посвящена вопросу проведения парламентских выборов, в свете эпохального решения КС об отмене политреформы.

Юридическая необходимость

Действительно, если уж введена в действие Конституция 1996 года, то действует и её норма, предполагающая избрание Верховной Рады раз в четыре года в марте. Таким образом, ближайшие очередные выборы ВР должны пройти в марте 2011-го года. Из чего и исходил Арсений Яценюк, регистрируя в секретариате ВР проект соответствующего постановления.

Арсений Петрович, безусловно, продемонстрировал редкую для украинских политиков законопослушность - раз есть решение Конституционного суда, которое обжалованию не подлежит, его надо выполнять.

Увы, тут он, пожалуй, неправ, поскольку выполнить решение КС ну никак невозможно. Иначе нам в ближайшее время придется выполнять распоряжения уборщицы какого-нибудь Мукачевского горрайонного суда, и это еще не худший вариант.

Ни в Конституции, ни в законе о КС невозможно найти упоминания о том, что суд может сам себе вводить в действие законы и конституции.

Кстати, КС, к сожалению, не счел нужным уточнить, на нормы какой именно Конституции он опирался, принимая решение? Той, которую отменил? Или той, которую ввел в действие?

Можно считать, что сейчас в Украине вообще не действует Основной закон.

Впрочем, так или иначе, у нас и раньше Конституция действовала только в рамках договоренности политических элит.

Однако даже если предположить, что сейчас действует Конституция 1996 года, следует согласиться с мнением администрации президента. Мол, решение КС обратной силы не имеет, а, значит, избранный на пять лет парламент должен функционировать до 2012 года. Если, конечно, не подоспеет еще какое-нибудь решение КС в духе "2х2=5".

Впрочем, у меня возникло впечатление, что Арсений Петрович все это понимает. А его инициатива представляет собой политический стеб с примесью здорового авантюризма, дабы показать степень абсурдности ситуации, в которую мы попали. А если повезет - довести дело до очередных выборов. По итогам которых, кстати, сам Яценюк имеет высокие шансы стать лидером собственной парламентской фракции.

Юридическая целесообразность

Итак, необходимости в проведении выборов нет.

А вот с целесообразностью все сложнее. Нынешняя ВР имеет более чем сомнительную легитимность.

Во-первых, она избрана на внеочередных выборах 2007 года, чья неконституционность очевидна.

По сути, тогда речь шла о государственном перевороте - ВР была распущена на основе не требований Конституции, а консенсуса политических элит, достигнутого под давлением президента. Найденный способ юридической легитимации досрочных выборов выглядит сомнительным. Хотя, на мой взгляд, отсутствие упоминаний о возможности распустить неправомочную Раду - скорее недостаток Конституции.

Во-вторых, еще два года назад, в 2008 году, действующая ВР должна была быть распущена из-за неспособности сформировать коалицию.

Президент Ющенко даже указ соответствующий издал, против ожидания - вполне конституционный. Однако премьер Тимошенко указ исполнять отказалась, поскольку... в стране был экономический кризис! В таких условиях, понятно, законы выполнять ну совершенно невозможно.

Позже Тимошенко все же создала новую коалицию, заменив Арсения Яценюка на Владимира Литвина. За что и поплатилась впоследствии.

В конце концов, нынешний состав ВР неоднократно демонстрировал свою неработоспособность в штатном режиме.

Если бы Виктор Янукович действительно ориентировался на "восстановление законности", он должен был бы начать с роспуска действующей ВР. Взамен он пошел путем создания "коалиции тушек" и организации неправомерных решений КС.

Политическая целесообразность: интерес Яценюка

Арсений Яценюк долго и красиво рассказывал о том, какие плохие действующие депутаты, и как нужна стране новая, ответственная политическая элита, которую и нужно привести в ВР на этих выборах.

Заодно досталось и президенту, который, дескать, боится молодых реформаторов в своей команде. Причем, сам Яценюк предстал как в виде молодого реформатора, так и бесстрашного лидера, не боящегося своей команды.

Честно говоря, выслушивая эти тирады, я вспомнил другого молодого, перспективного и очень-европейского лидера. В свое время он весь Киев завесил плакатами с изображением своих соратников, которые не будут бояться, воровать и предавать. А закончил тем, что вынужден был оперативненько распустить свою фракцию в Киевраде, поскольку трое из четверых его депутатов - и испугались, и предали...

Сейчас Яценюк, как представляется, находится в таком же положении.

Во всяком случае, никто из политических лидеров не додумался до подписания соглашений с кандидатами в депутаты местных советов от своей политической силы. Даже Юлия Тимошенко, при всех проблемах в организациях "Батькивщины".

Яценюк же подписывает соглашения, в соответствии с которыми кандидаты от "Фронта перемен" обещают после избрания следовать политической линии партии. И, ладно бы, он такие соглашения подписывал с беспартийным кандидатами, идущими при поддержке ФП, вроде одесского мэра Гурвица. Нет! Яценюк начал с подписания таких соглашений с руководителями собственных региональных партийных организаций!

Простите, а как же устав, программа, партийная дисциплина?

Если уж они не действуют - то где гарантии, что действовать будет дополнительное предвыборное соглашение? В конце концов, если уж Яценюк до такой степени не доверяет своей "новой элите" и боится её - может, ему не на выборы идти, а заняться партийным строительством? Что ему, кстати, и рекомендовал Петр Симоненко.

В этой ситуации интерес Яценюка выглядит сомнительным. Непонятно, в чем интерес пройти в ВР, с высоким риском остаться там генералом без армии? Разве что время не терпит - ведь избиратели могут и подзабыть перспективного кандидата...

Политическая целесообразность: интерес страны?

Второе направление аргументации Яценюка сводилось к тому, что, если уж одна половина страны избрала себе президента, то вторая должна иметь возможность избрать себе Верховную Раду и, таким образом, быть представленной во власти.

Ну а президент, столкнувшись с оппозиционным парламентом, должен будет постигать искусство политического компромисса.

Выслушивая эти речи, я вспоминал статью Табачника "Духовная капитуляция националистов" - нет, поторопился Дмитрий Владимирович. Это только Юрий Андрухович капитулировал. Но в остальном - все верно.

Во-первых, у нас уже есть опыт нахождения "компромисса" между двумя частями страны. Сводится он к тому, что одна часть должна подчиняться другой - более "свидомой". Причем сама по себе идея учета взглядов и интересов первой части страны - в полном соответствии с европейскими демократическими нормами! - рассматривается не как компромисс, а как апокалипсис, армагеддон, эмский указ, валуевский циркуляр...

В общем - полная и немедленная гибель всего украинского в стране.

И вы мне будете доказывать, что украинофоб - именно Александр Ефремов, а не его земляк Олег Медведев?

Во-вторых, фактически Яценюк предлагает откорректировать результаты президентских выборов - раз уж победил "не тот" кандидат, то его власть надо нивелировать, избрав ему оппозиционный парламент.

Вариант, конечно. Но ведь и президент, подобно Ющенко в 2007-м году, может найти способ откорректировать состав парламента...

В-третьих, Арсений Петрович признает, что существует, фактически, две Украины, с радикально противоположными политическими ценностями. В результате, одна часть страны всегда будет выбирать "демократические" и "патриотические" силы, в то время как другая будет выбирать силы, которые сам Яценюк никак не характеризует, но, в общем, понятно, какие они.

Если проблема настолько уж фундаментальна, то может не надо предлагать рецепты разделения властей между регионами, подобно тому, как в Ливане власть делилась между национально-религиозными общинами?

А сразу уж - выбрать двух президентов и два парламента?

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)