Не сыгравший джокер Майдана

21 просмотр
Вторник, 07 декабря 2010, 17:12
Андрей МиселюкАндрей Миселюк
политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"

В современной Украине есть три реальных центра силы: политико-административный – АП, кабмин, ВР; олигархи; и улица. Иногда в борьбе за свои интересы улица остается единственным аргументом. Джокером.

Именно этот аргумент был и у предпринимателей, протестующих против Налогового кодекса на Майдане.

Своего плацдарма в политико-административном центре у них не было.

Наоборот, там основные группы влияния приложили все усилия для того, чтобы использовать Майдан-2 в своих интересах. Больше всего в этом преуспели группа Лёвочкина и "Батькивщина".

Первые – потому, что смогли организовать наложение вето на детище Азарова. Причем вкупе с уничижительной риторикой президента о содержании документа, над которым месяцы кропотливо корпели в Кабмине.

"Батькивщину" же можно причислить к победителям, потому что с акцией протеста, в конце концов, все получилось по их сценарию: экономические требования протестующих удалось переформатировать в свои политические, конвертировать организационную поддержку акции в политический вассалитет ее организаторов, и поставить нужную себе финальную точку в акции – в виде организации референдума со своими вопросами.

Второй группы поддержки – крупных олигархов, поддерживающих своими ресурсами движение, – у протестующих не было в принципе.

Власть, выражающая интересы крупнейших олигархических групп, в истории с Налоговым кодексом никоим образом не зацепила эти интересы. У олигархов, чувствующих себя эдакими неприкосновенными гигантскими акулами, хозяевами в океане – не было никакого прикладного интереса в поддержке "чужой войны" мелких пираний с Хозяином океана. Для них жизненно важно прямо противоположное: сохранение ровных конструктивных отношений с властью ради сохранения своих схем и привилегий.

Даже у владельцев рынков, которые приложились к организации выгодных себе "здесь и сейчас" протестов на Майдане, не было никакого резона вкладываться в организацию и поддержку постоянно действующих структур предпринимателей.

Потому что вполне может получиться так: сегодня – структура проводит эффективный протест против законодательных инициатив в Центре, завтра – на месте против инициатив руководства родного рынка. Критерий деятельности такой структуры будет один: задеты интересы предпринимателей.

Поэтому у протестующих была единственная возможность заставить власть не только слушать, слышать, но и услышать свои требования, заставить вести с собой реальный и равноправный диалог – это организация многотысячных уличных протестов.

Собирать сотни тысяч на площадях областных центров не было необходимости. Практика уличных протестов говорит о том, что хорошо организованный митинг в 20 тысяч человек – это тот уровень, при достижении которого силовой разгон протестной акции в современных условиях осуществить уже не возможно.

20 тысяч в каждом областном центре организовать, конечно, сложно. Но обеспечить такой уровень постоянно действующих "условно идеологических сторонников акции" в Киеве – ведь удалось на "Майдане-1½ " в 2007-ом, той же Партии регионов…

В нынешней акции протеста предпринимателей "уличный джокер" не сыграл как раз потому, потому что у предпринимателей не было фундамента в регионах. Фундамента, необходимого для организации постоянно действующей многотысячной идейной акции в Киеве.

В отличие от тех же финансово-мотивированных спонсорами ПР митингующих-2007, участники Майдана-2010 были безусловно идейно-мотивированными – потому что тут напрямую решался вопрос их личных доходов, их трудоустройства.

И будь у предпринимателей собственные структуры в регионах, с отлаженной работой, они смогли бы выдержать до конца свою изначальную линию на дистанцирование от политических сил.

В реальности же получилось, что предприниматели начинали 22 ноября свою акцию, четко и недвусмысленно отстроившись от политических сил и борясь за свои, насущные, экономические требования.

А закончили 6 декабря – митингом под флагами "Батькивщины" и "Свободы", создавая под руководством Турчинова инициативную группу по организации референдума о досрочном прекращении полномочий президента и парламента...

Этот пример наглядно показывает актуальность вопроса строительства эффективных, а не эфемерных, структур в регионах.

Именно эти структуры дают возможность, в том числе, и организовывать действительно всеукраинские акции. И обеспечивать надежные тылы в Центре своему авангарду, который способен держать выбранный курс, лишь имея солидную поддержку своих структур в регионах.

Это даст возможность обеспечить ресурсное наполнение одного из трех реальных рычагов власти – уличные протесты.

Судьбоносная развилка

Взятый предпринимателями до 22 января следующего года тайм-аут станет моментом истины.

Если "Батькивщина" сумеет удержать свой курс на доминирование в предпринимательском движении – о появлении в Украине давно назревшего движения по защите интересов среднего класса, мелкого и среднего предпринимателя придется в очередной раз забыть.

В этом случае сила и энергия предпринимательского протеста, оформившиеся на Майдане-2, уйдут в "копилку" конкретной политической силы, которая переживает затяжной организационно-идеологический кризис. И в силу разочарованности населения действующими политическими силами, требования предпринимателей не способны будут прозвучать так, как могут – действительно ярко и мощно.

Второй вариант – оформление самостоятельного движения по защите прав предпринимателей.

Некое подобие того, что в Америке проявилось как "Движение Чаепития", возникшее на волне защиты бизнес-климата в стране и выступающее против усиления роли федерального центра и растущих трат на содержание бюрократического аппарата.

В каких именно формах движение по защите экономических и политических прав активного предпринимательского сословия может проявиться в Украине – покажет будущее. Как наглядно продемонстрировали закончившиеся в понедельник протесты на Майдане, в настоящий момент имеются реальные предпосылки для его оформления.

Эти же протесты также наглядно продемонстрировали и другое.

"Американское Чаепитие" является широким движением низов, "корнями травы". Украинское движение по защите прав предпринимателей может состояться как реальная сила лишь в том случае, если будет строиться снизу.

Не из Киева, сверху – в регионы, а наоборот – строиться внизу, на местах.

И, получив в регионах свое организационное оформление, идти наверх и завоевывать там сторонников: и в политическом Центре, и среди олигархов.

Последнюю задачу удастся выполнить после того, как движение – будь оно оформлено партией, общественным движением или конфедерацией профсоюзов – станет всеукраинской силой с эффективно действующими региональными структурами.

Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования имени Липинского, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)